Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей понятие о вегетативном размножении растений, т. е. размножении без семян с помощью побегов, луковиц, корневищ.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений;
- расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к уходу за растениями, расширять кругозор;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение анализировать;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- обобщать с помощью наглядно-практического метода – моделирования.
Оборудование: презентация «Размножение растений», комнатные растения, посадочный материал, плошки с землёй, палочки, лейка с водой, целлофан, карточки – модели, игровой персонаж – Божья коровка; оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, клеёнки,влажные салфетки.
Предварительная работа: уход за комнатными растениями, подготовка посадочного материала.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришла гостья. Отгадайте, кто будет мне сегодня помогать:
Спина красная,
На ней чёрные круги,
С каждой стороны по три ноги.
Кто это?
Дети: Божья коровка.
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Правильно! Божья коровка. К какому классу животных относиться божья коровка?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Дети, божья коровка спит. Как вы думаете - почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте разбудим её. Почему она спит?
Дети: Зимой божья коровка засыпает. Как и все насекомые прячется под кору деревьев, в трещины домов, под камешки.
Божья коровка (просыпается) : Где это я?
Дети: Божья коровка, ты в детском саду.
Божья коровка: Здравствуйте, дети! Сейчас ранняя весна, на улице еще нет ни травы, ни цветов, но есть растения, которые радуют нас своей зеленью, когда на улице холодно и лежит снег. Это комнатные растения. Почему эти растения так называют?
Дети: Комнатными называются растения, которые выращивает человек, в своём доме, заботится о них, а растения в свою очередь приносят человеку пользу:
- чтобы было красиво и уютно;
- чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород, которым мы дышим;
- растения поддерживает влажность воздуха в помещении;
- растения лечат людей;
- растения отпугивают вредных насекомых (например, моль);
- чтобы наблюдать и ухаживать за ними.
Божья коровка: Какие в вашей группе есть комнатные растения?
Воспитатель помогает отвечать детям наводящими вопросами.
Божья коровка: Ой, порадовали вы меня! А знаете ли вы, из каких частей состоит растение?
Дети по моделям строения растений называют части растений.
Божья коровка: А для чего растению нужны корень, стебель, лист, цветок, плод, семя?
Дети объясняют по моделям значение частейрастений.
Божья коровка: Дети, а что нужно, чтобы растения хорошо росли?
Дети называют правила ухода за комнатными растениями.
Правила ухода за комнатными растениями:
1. Растения нужно держать в тёплых помещениях, так как большинство из них прибыли к нам из далёких стран, где не бывает холодной зимы.
2. Поливать растения нужно водой комнатной температуры, иначе растения могут заболеть и погибнуть.
3. Летом растения поливают каждый день, зимой реже, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Поливать нужно из лейки, сбоку.
4. Нужно рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.
5. После долгой зимы вносить удобрения.
6. Оберегать растения от вредителей.
Воспитатель: Дети, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Цветочная зарядка».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка –
Вот и вся зарядка для цветка!
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец, готовы все
День встречать во всей красе».
Вот какие красивые цветы.
Божья коровка: Теперь я поняла, что нужно растениям, чтобы они были такие красивые, как у вас в группе. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о комнатных растениях.
Воспитатель: Дети, как сделать так, чтобы комнатных растений стало в нашей группе еще больше?
Дети: Посадить еще много растений!
Воспитатель: Как мы можем это сделать? Как размножаются растения?
Дети: Можно посеять семена.
Воспитатель: Правильно, дети. Но у многих комнатных растений, например, у фиалки очень мелкие семена, их трудно посадить. А у некоторых растений, например, у алоэ в домашних условиях семена не вызревают. Как же быть?
3. Проведение опытов-экспериментов.
Божья коровка: Я научу вас, как можно размножать растения без семян. Способ размножения растения частями называется вегетативным. Именно этим способом и размножают комнатные растения.
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в кинотеатр. Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на экране? Показ презентации о размножении растений.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем пересаживать комнатные растения. Дети, неделю назад я срезала небольшой побег, часть стебля с листьями, с традесканции (колеуса). Что с ним произошло?
Дети: На побеге появились маленькие корешки.
Воспитатель: Правильно. Мы посадим это побег с корешками в плошку с почвой. Посмотрите, какой еще я приготовила посадочный материал:
• Стеблевыми черенками (бальзамин, традесканция, бегония).
• Листовыми черенками (фиалка, бегония сансевьера).
• Делением куста (аспарагус, аспидистра).
• Отпрысками (усы у хлорофитума).
• Луковицами (чеснок, лук).
Я заранее приготовила посадочный материал (бальзамин, хлорофитум, листья фиалки и т. д.). Предлагаю вам посадить растения по видам вегетативного размножения.
Дети выполняют работу, после чего плошки выставляют в специальный ящик. Ящик накрывается полиэтиленовой плёнкой для поддержания влажного микроклимата, чтобы черенки не погибли от высыхания.
Воспитатель: Божья коровка, сегодня, дети сделали большое дело. Они посадили новые растения, за которыми будут ухаживать, наблюдать за их ростом и развитием, и будет в группе у нас ещё красивее.
4. Итог.
Воспитатель: А сейчас, дети, я вам предлагаю вспомнить, чем мы сегодня занимались.
Ответы детей.
Воспитатель: Как называется способ размножения частями растения? Какие способы вегетативного размножения вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям.
Божья коровка: Спасибо вам, дети! Не забывайте правильно ухаживать за комнатными растениями. Пусть цветов в вашей группе будет всегда много, и они будут радовать вас своей яркой зеленью.