Руслана Коновалова
Конспект познавательно-развлекательного занятия «Секрет Воронежской матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-развлекательное направление.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: приобщать детей к культурным традициям своего родного города, посредством углубления и расширения знаний о Воронежской матрешке – как самобытном сувенире и символе русского народного искусства Воронежского края.
Образовательные задачи: закрепить у детей знания об истории, видах и особенностях матрешек;
продолжать знакомство с особенностями росписей матрешек;
Публикация «Конспект познавательно-развлекательного занятия „Секрет Воронежской матрешки“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Сценарии развлечений
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
познакомить детей с историей происхождения Воронежской матрешки;
обогащать детей музыкальными впечатлениями;
закрепить ранее полученные знания о семеновской матрешке, оркестре
русских народных инструментов;
формировать навыки выразительного пения, ритмичного движения;
передавать в движении характер песни.
Воспитательные задачи: приобщение детей к национально-культурным традициям;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения к другим детям;
Развивающие задачи: развивать интерес и любовь к народному искусству;
развивать у детей чувство цвета, ритма, композиции;
продолжать развивать умение слышать, различать, придумывать и
исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;
развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;
развивать аккуратность при работе с красками;
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
Словарная работа: расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник, ремесло, ремесленник, гончарный круг, рушник, рубанок.
Предварительная работа: знакомство с историей появления матрешки в России;
рассматривание иллюстраций с изображением матрешек;
разучивание частушек о матрешках;
повторение песни «Покачай рябину»;
разучивание «Танца с корзинками»;
работа с оркестром народных инструментов;
подготовка и написание конспекта занятия;
выполнение материала к дидактической игре «Бабочки и цветы»;
рисование тантамаресок с матрешками, разучивание стихов с ребятами.
Демонстрационный материал: тантамарески с основными матрешками (Семеновская, Полохов-
Майдонская, Загорская или Сергиево-посадская, Воронежская);
тантамареска с нераскрашеной Семеновской матрешкой;
дидактическая игра «Бабочки и цветы»;
видеоэкскурс «Воронежская матрешка»;
Оборудование: костюмы для времен года 4 шт. ; костюмы Воронежского края 2 шт. ;
костюмы для девочек – сарафаны с матрешками, бантики;
костюмы для мальчиков – русские рубахи, штаны;
музыкальный центр, флэшка с музыкальными записями;
мультимедийный проектор, экран, ноутбук;
домик с изделиями народных ремесел, прялкой, гончарным кругом;
сундучок с цветными браслетами;
сундук с заготовками Воронежских матрешек;
народные музыкальные инструменты.
Раздаточный материал: корзинки 9 шт., шапочка медведя; гроздья рябины 30 шт.,
гуашь разных цветов, банки с водой, салфетки, палитры, 21 кисточки №1,
фартуки, клеенки для столов.
Ход ООД
(Домик украшен узорами декоративно-прикладного русского искусства, на печке стоит гончарный круг, рубанок, прялка, краски, ткацкий станок, топорик, чурбачок, разные матрешки, чуть в стороне стоит сундучок, в котором находятся заготовки матрешек, ларец с разноцветными браслетами). За домиком находятся тантамарески разных матрешек.
Трек №1 Вход детей с хороводом под песню «Русские традиции».
Даниловна: Здравствуйте, ребята!
Гавриловна: Ребята, сегодня у нас в гостях гости, давайте с ними поздороваемся по-нашему, по-музыкальному!
Дети: (исполняют попевку) Здравствуйте, гости званые!
Здравствуйте, гости желанные!
Вам здоровьица желаем, 2 раза
Нас послушать предлагаем!
Даниловна: Меня зовут Марья Даниловна, а можно просто Даниловна.
Гавриловна: Ну, а я Акулина Гавриловна, можно просто Гавриловна. Ребята, осмотритесь вокруг, что вы видите необычного сегодня? Можете походить по залу, осмотреться.
(Дети ходят по музыкальному залу, оглядываются).
Дети: Необычный сундучок, наш домик стоит в необычном месте.
Гавриловна: Ребята, а вам бы хотелось заглянуть в сундучок? Вы уже большие и я вам доверяю самим открыть сундук и посмотреть, что же там лежит.
Не толкайтесь, не кричите,
К сундучку вы подойдите,
Крышку скорей поднимите,
То, что там лежит, возьмите!
(Пока дети смотрят, что в сундучке, Маша заходит в домик и надевает нераскрашенную тантамареску Семеновской матрешки)
Дети: В ларце лежат наши помощники браслеты!
Гавриловна: Значит, чем мы сегодня будем заниматься?
Дети: Играть на музыкальных инструментах.
Гавриловна: Правильно. А вот раздавать мы их будем чуть позже, когда ответите на вопросы трудные, да интересные.
Гавриловна: Что же еще необычного вы видите?
Дети: Наш домик, он необычно украшен.
Гавриловна: Молодцы. Домик наш сегодня действительно необычный, а находится он в Городе Мастеров. (на стене у нас нарисован город). Что же необычного в этом домике? Чем он отличается от остальных?
Дети: Он настоящий, а город нарисованный. Он красиво разукрашен…
Беседа про ремесла
(во время беседы Юля переодевается в Лето Красное, не забывает про браслеты)
Кто мог создать такой домик? А кто его разукрасил? Кто мог жить в нем? Что такое ремесло? Труд человека по производству предметов, необходимых для жизни.
Гавриловна: И мне очень интересно, ребята, кто же сегодня живет в этом домике, а вам интересно? А как воспитанные люди могут узнать это?
Дети: Подойти и постучать. Тук-тук-тук!
(из-за домика выходит Семеновская Матрешка)
Семеновская Матрешк
: Да-да! Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Семеновская Матрешка: Вы меня узнали?
Дети: Конечно. Ты – Матрешка!
Семеновская Матрешка: Правильно! Только случилась у нас в Городе Мастеров беда, (шепчет Гавриловне на ушко, Гавриловна кивает и передает ребятам слова Матрешки) Злая Волшебница Лень наколдовала волшебный дождь, который смыл все наши яркие краски с одежд, румянец да яркие глазки обесцветил. Еще злая Лень усыпила наших мастеров. И сказала, что только тогда мастера проснутся, когда все сестрицы-матрешки будут расписаны самым лучшим художником. Не знаем, не ведаем, что же нам делать. Помогите, пожалуйста, в нашей беде.
Гавриловна: Тут надо подумать, правда, ребята? Присаживайтесь на коврике, рядом с домиком (Машу отправить снова за домик снять тантамареску). А теперь ответьте мне, кто лучший художник на свете? Кто разукрашивает все без красок и мольбертов, без холстов.
Беседа про лучшего художника (во время беседы Максима отправить переодеваться за штору)
Ответы детей: (дети должны во время беседы сами прийти к ответу: Природа).
Гавриловна: У Природы есть 4 помощницы, 4 великих мастерицы. Кто же это?
Ответы детей: Лето, Весна, Осень и Зима.
Гавриловна: Ребята, к кому же первому нам отправиться? Весна-то занята сейчас. Чем же занята, давайте вспомним.
Дети: (рассказывают приметы весны)
Гавриловна: Да, очень занята Зеленая Весна. Но так хочется тепла настоящего, солнышка ласкового, давайте к Лету Красному первому отправимся.
Трек №2 Хоровод с корзинками «По малину в сад пойдем»
(Девочки выходят с корзинками, становятся в круг, выполняют несложные движения, пяточка-носочек притопы, кружение, пружинка, когда музыка меняется, выходит медведь, девочки визжат и убегают, медведь опустошает корзинки с ягодами, и ложится спать, девочки входят на носочках, окружают медведя, топают ногами, визжат, медведь убегает)
Лето Красное: Здравствуйте! Радо видеть вас у себя в гостях, на этой солнечной полянке. Вот только зачем пришли вы, догадаться не могу.
Гавриловна: А пришли мы, Лето Красное, к тебе по делу. В Городе Мастеров беда приключилась. Помоги, пожалуйста, раскрась Матрешек.
Беседа о происхождении матрешек
(Руслана уходит переодеваться в Осень)
Лето Красное: Ребята, а кто такие матрешки? Откуда они появились? Кто их придумал?
Ответы детей:
Лето Красное: Какие молодцы. Узнала я, кто такие матрешки. И вот мое решение. Помогу я вам, но и вы для меня постарайтесь. Озорник Ветер согнал красавиц бабочек с моих цветов. Нужно подумать и подобрать бабочки к цветку. На какой цветок сядет именно эта бабочка, и почему?
Трек №3 Дидактическая игра «Подбери правильно бабочку к цветку»
(сразу после игры отправить Машу и Софу за домик)
Вырезанные из картона силуэты бабочек и цветов, украшенные элементами различных декоративных росписей: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской, филимоновская. Нужно подобрать к цветку, расписанному в манере Хохлома, такие же расписанные под Хохлому бабочки и так далее.
Лето Красное: А пока вы выполняли мое задание, я даром времени не теряла, постаралась и расписала двух ваших красавиц. Цветов у меня видимо-невидимо, вот и раскрасила я ваших красавиц цветами яркими. Принимайте, да меня не забывайте!
из-за домика выходят 2 матрешки
Семеновская: Я - из Семенова матрешка, а внутри – матрешки-крошки.
Красный низ и желтый верх у матрешек наших всех.
Держим розочки в руке, и спиральки на платке.
Полохов-Майданская: Я - из Полохов-Майдана матрешка
Стройнее и строже немножко.
Цвет люблю оранжевый, алый.
Вся в цветах шиповника, красы небывалой!
Лето: Красивые у меня матрешки получились? Следом за Летом Красным, кто же выступает, урожай весь собирает?
Ответы детей:
Лето: Встречайте Осень, а я пойду! До свиданья!
Лето Красное уходит
Выход Золотой Осени
(с корзиной рябины)
Золотая Осень: Правильно, это я – Золотая Осень. Спасибо, Лету Красному, что пригласило меня к вам. И ты сходи сестрица, и ты подари свои узоры Матрешкам, поделись своей красотой, сказало мне Лето Красное. А расскажите мне ребята, чем отличаются матрешки?
Ответы детей:
Золотая Осень: Знают ли нашу красавицу в других странах?
Ответы детей:
Золотая Осень: Молодцы, ребята, знаете, что матрешки бывают разные. Будет и у меня не простая матрешка, а Матрешка-Хозяюшка, с корзинкой спелых ягод. А пока я работаю, вы время даром не теряйте, заведите хоровод с моей рябинкой (заходит в домик).
Трек №4 Песня -танец с рябинкой
(после танца сразу забрать Веронику в домик)
Загорская матрешка выходит из-за домика.
Сергиево Посадская Матрешка: Я из Сергиева Посада, встрече с вами очень рада.
Сергиев Посад святой – для матрешки дом родной!
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
На головушке платок – весь в цветочках уголок.
И с узором фартук яркий, в ручках у меня – подарки,
Светлая рубашка – куколка-милашка!
Даниловна: Какая красивая получилась третья Матрешка, настоящая хозяюшка! Спасибо, тебе, Осень Золотая!
Золотая Осень: (прощается с ребятами, уходит).
Даниловна: Ребята, следом за Осенью Красавицей, кто появляется?
Ответы детей:
Выход Белоснежной Зимушки
не забыть детям давать браслет, Осень уходит
Белоснежная Зима: Здравствуйте, гости! Наслышана я про вас и готова расписать четвертую матрешку, нет границ для моего воображения, готова узоры свои рисовать целый день. И получаются они все разные, то птицу диковинную нарисую, то цветы для моего снежного сада. Ребята, расскажите, а разве бывает так, что матрешка расписывается, как художнику захочется?
Ответы детей: Эти матрешки называются авторскими. Они могут быть самыми разными.
Белоснежная Зима: А из чего изготавливают матрешку.
Ответы детей:
Белоснежная Зима: Чем красят матрешек?
Ответы детей:
Белоснежная Зима: И я разукрашу вам матрешку на свой манер. А не погреться ли нам – частушкой веселой? Запевайте-ка девчушки развеселые частушки!
Трек №5 Частушки
(уходит Даниловна)
Я - Матрёшечка – краса!
Очень длинная коса,
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.
У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи! Яркий сарафан на мне,
Вышитая блузка!
Как же он сейчас красив
Мой костюмчик русский!
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.
Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем – топ-топ-топ!
Будем петь и веселиться
Вместе с нами весь народ!
(Зима отводит Ксюшу за домик, откуда появляется авторская Матрешка, украшенная зимними узорами)
Авторская Матрешка: Наряды разноцветные меняю день-деньской,
И сарафана нового придумаю покрой,
Люблю оборки, рюшечки и яркие цвета,
Да, я матрёшка авторская, просто красота!
Белоснежная Зима: Понравилась вам моя матрешка?
Ответы детей:
Белоснежная Зима: Я очень рада. А теперь пора мне, до свиданья.
Ответы детей: До, свиданья.
Гавриловна: Ну, вот пришло время и Весну Зеленую побеспокоить, оторвать ее от забот. Веселым оркестром позвать. Для этого и надели мы разноцветные браслетики, вы помните, ребята, что каждая группа инструментов звучит по своему, своеобразно, и мы даже подобрали к каждой группе цвета.
(беседа про оркестр народных инструментов)
Трек №6 Оркестр народных инструментов
Весна: Приветствую, вас ребята! Знаю, что за росписью последней, пятой матрешки пришли вы ко мне. Знаю, где живете вы. В городе Воронеже. А знаете ли вы, что в Воронеже есть своя деревянная красавица, Воронежская Матрешка.
Ответы ребят:
Весна: Чтобы узнать подробнее о ней, отправляйтесь-ка в Воронежскую библиотеку №24 в музей Воронежской игрушки. А я постараюсь раскрасить вам Воронежскую матрешку.
Видео-беседа детей и сотрудника музея.
На экране появляется сотрудница музея представляется, здоровается.
Гавриловна: Скажите, правда ли, что в вашем музее есть необычная матрешка, Воронежская?
Сотрудник музея: (на экране Воронежская матрешка) Да, в нашем музее есть необычный экспонат, это игрушка, матрешка. Но матрешка, придуманная и сделанная именно в Воронеже, поэтому и считается воронежская матрешка очень ценным и знаменитым сувениром.
Гавриловна: Ребята, а вам интересно, кто придумал и создал Воронежскую матрешку? Давайте, спросим об этом сотрудника музея?
Ребенок:
Сотрудник музея: Мамой Воронежской матрешки является Елена Геннадьевна Матвеева, талантливая художница и самобытный мастер.
Гавриловна: Ребята, что необычного в нашей матрешке?
Дети: Форма.
Гавриловна: Давайте и об этом спросим у сотрудника музея.
Ребенок:
Сотрудник музея: Форма яйца вышла случайно, рассказывала художница. Однажды, Елена Геннадьевна увидела бракованную заготовку матрешки, слишком круглую и с маленьким сучком. Словно прядка волос выбивается из-под платка. А в дальнейшем, начав изучать историю Воронежского края, художница узнала, что и выбранная ею форма красавицы отнюдь не случайна, она обусловлена исторически: в Воронежской губернии в моде были пышные, дородные женщины.
Гавриловна: Что за костюм на матрешке, почему именно такой? Давайте и про это спросим у сотрудника музея?
Ребенок: Почему часто встречается именно красный платок у матрешки? Почему юбка черного цвета? Что надето под платком? (Весна отводит Марьяну за домик)
Сотрудник музея: На голове матрешки - большой ситцевый красный платок с цветочным узором. Такие платки в позапрошлом веке производили на мануфактурах фабриканта Баранова, они были доступны по цене и пользовались большой популярностью у воронежских модниц. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Под платком, старинный головной убор - шлычка, украшенная вышивкой. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма».
Воронежская матрешка: Вот так диво, вот так чудо,
Знаю я, взялась откуда.
В мастерской сделана
У Матвеевой Елены.
Черна юбка и платок
Красный, а нем цветок.
Весна: Вот так и я, взяла цветы и яркие краски у семеновской и полохов-майдановской матрешек, хозяйственность и домовитость Загорских матрешек, и самобытность авторских.
Весна: И все же секрет Воронежской матрешки в том, что она похожа на своих сестричек, и по-своему отличается от них. Так чем же похожа наша воронежская красавица на своих сестер?
Ответы детей: На голове у нее платок, одежда яркая, красочная, с цветочным узором. Черты лица прорисованы черной краской, она румяна и круглолица.
Весна: А отличия нашей Воронежской матрешки?
Ответы детей: Необычная форма пасхального яйца, а еще наша матрешка одета в национальный костюм Воронежской губернии.
Весна: А сейчас еще один секрет. Как вы думаете, на кого похожа вот эта куколка?
Весна: Правильно на Воронежскую матрешку. Только чего в ней не хватает?
Ответы детей: Она не раскрашена как надо. Нет ротика, носика, цветов на блузку, бус красивых, клеток на юбочке.
Весна: Вот это все мы сейчас и нарисуем, ребята. Поможем матрешке, разукрасим ее, дадим ей новую жизнь. А после того, как высохнут все ваши матрешки, мы насыплем в них разной крупы, камешков и всего, чего сами пожелаете, и сделаем из матрешек, музыкальные инструменты, дадим вторую жизнь пустой бутылочке из-под воды. Давайте начинать.
Весна: Взяв такую матрешку и не одну, можно поиграть в игру "Определи на слух".