Анна Никонова
Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект психологического занятия
«Семья и семейные ценности».
Пояснительная записка.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.
Публикация «Конспект психологического занятия „Семья и семейные ценности“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия (И. Ф. Дементьева, О. Г. Дробницкий, О. В. Дыбина, Н. Н. Никитина, Н. С. Розов).
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно - героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В. Высоцкий)
Данное занятие разработано для учащихся начальной школы, с целью помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.
Создание комфортной ситуации для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Занятие построено по следующему плану:
1. Ритуал приветствия.
2. Принятие правил работы группы.
3. Настрой на работу.
4. Работа по теме.
5. Получение обратной связи.
6. Ритуал окончания занятия.
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.
4. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Возраст детей: 7-10 лет
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, листы с правилами работы в группе, карточки со словами пословиц в конвертиках, слайдовая презентация.
Ход занятия.
Ритуал приветствия.
Цель: Познакомить участников друг с другом, создание положительного эмоционального фона.
Техника проведения:
1. Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.)
2. Ставится задача – назвать, “передавая задание по кругу”, как можно больше вариантов имени каждого (по очереди).
Инструкция:
“Сейчас каждый из вас представится группе (назовет себя по имени) и скажет о себе несколько слов. Вы можете назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.). Затем, когда все назовут свои имена, необходимо, “передавая задание по кругу”, назвать как можно больше вариантов имени каждого (по очереди)”.
Анализ:
1. Каждый рассказывает группе о том, что он чувствовал, когда его называли другие.
2. С каким цветом ассоциируется у вас настроение в группе?
2. Упражнение “Наши правила”
Материал: листы с основными правилами работы.
Инструкция:
“При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто говорит и тот, кто слушает. Есть правила, которые наиболее важны при групповой работе и взаимодействии. Что для вас важно? Давайте познакомимся с нашими правилами работы в группе”.
Правила
1. Называть друг друга по имени.
2. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.
4. Говорить от своего имени (“я считаю. ”, “я думаю. ”).
5 Активно участвовать в происходящем.
3. Упражнение “Ассоциации ”.
Цель: активизировать творческую активность учащихся, настроить на работу по теме занятия.
Выстраивание ассоциативного ряда со словом «семья».
На доске — слово «семья». Учащиеся произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор, забота, любовь и т. д.).
Инструкция:
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»?
Анализ:
1. Какой образ подскажет ваше воображение?
2. Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?
3. На что “похожа” ваша семья?
Работа по теме.
-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).
-Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды
«Как появилась дружная семья».
Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
«Народная мудрость гласит»
-До начала XX века в семье жили вместе несколько поколений (не случайно слово такое образовалось: «семь» и «я»). Семья включала дедушек, бабушек, маму, папу, детей, внуков, правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старость, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими.
Пословицы и поговорки подтверждают то, что на Руси семья была дружной. Давайте их вместе вспомним. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад».
Упражнение «Атомы».
Цель: сплочение классного коллектива, разделение на группы.
Представите, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения.
Инструкция:
Сейчас вы начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову.
Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Затем молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.
Работа в группах.
Инструкция: каждой группе необходимо из набора слов составить пословицу.
Пословицы:
• Семья в куче – не страшна и туча.
• В семье - и каша гуще.
• Не будет добра, коли в семье вражда.
• Дети не в тягость, а в радость.
Беседа.
Цель: сформировать у учащихся представление о семье, помочь в осознании межличностных взаимоотношений в их собственных семьях.
— Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).
-Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?
- Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы ни устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?
Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.
А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)
–Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.
Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.
– Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.
-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)
-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.
Задание: продолжи мысль.
• Мама и папа для меня самые…
• Я доверяю свои тайны…
• Я люблю бабушку за то…
• Свою семью я считаю…
• Родным я хочу пожелать…
Упражнение “Рисунок семьи”.
Цель: развитие творческих способностей,
Инструкция:
-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (Рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).
Упражнение “Барометр настроения ”.
Цель: подвести итог занятия, получить обратную связь.
Инструкция: Участникам предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются другу друга, хорошее – руки разведены в стороны.
Ритуал окончания занятия.
Упражнение “Доброе тепло»
Цель: способствовать сплочению группы, завершение занятия на теплой дружеской ноте.
Инструкция:
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму соседу справа руку, он следующему и так по кругу. Давайте попробуем. Теперь с закрытыми глазами.
- Я чувствую, что тепла стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своего тепла. Пусть же оно вас не покидает и греет. До свидания!