Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».

Анна Никонова
Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».

Конспект психологического занятия

«Семья и семейные ценности».

Пояснительная записка.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.

Семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия (И. Ф. Дементьева, О. Г. Дробницкий, О. В. Дыбина, Н. Н. Никитина, Н. С. Розов).

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно - героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В. Высоцкий)

Данное занятие разработано для учащихся начальной школы, с целью помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.

Создание комфортной ситуации для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Занятие построено по следующему плану:

1. Ритуал приветствия.

2. Принятие правил работы группы.

3. Настрой на работу.

4. Работа по теме.

5. Получение обратной связи.

6. Ритуал окончания занятия.

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи:

1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.

4. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Возраст детей: 7-10 лет

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, листы с правилами работы в группе, карточки со словами пословиц в конвертиках, слайдовая презентация.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

Цель: Познакомить участников друг с другом, создание положительного эмоционального фона.

Техника проведения:

1. Каждый участник называет себя по имени и говорит о себе несколько слов. Он может назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.)

2. Ставится задача – назвать, “передавая задание по кругу”, как можно больше вариантов имени каждого (по очереди).

Инструкция:

“Сейчас каждый из вас представится группе (назовет себя по имени) и скажет о себе несколько слов. Вы можете назвать свой девиз или главное свое качество (достоинство, особенность, увлечения и др.). Затем, когда все назовут свои имена, необходимо, “передавая задание по кругу”, назвать как можно больше вариантов имени каждого (по очереди)”.

Анализ:

1. Каждый рассказывает группе о том, что он чувствовал, когда его называли другие.

2. С каким цветом ассоциируется у вас настроение в группе?

2. Упражнение “Наши правила”

Материал: листы с основными правилами работы.

Инструкция:

“При общении важно соблюдать правила. Всегда есть тот, кто говорит и тот, кто слушает. Есть правила, которые наиболее важны при групповой работе и взаимодействии. Что для вас важно? Давайте познакомимся с нашими правилами работы в группе”.

Правила

1. Называть друг друга по имени.

2. Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.

3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.

4. Говорить от своего имени (“я считаю. ”, “я думаю. ”).

5 Активно участвовать в происходящем.

3. Упражнение “Ассоциации ”.

Цель: активизировать творческую активность учащихся, настроить на работу по теме занятия.

Выстраивание ассоциативного ряда со словом «семья».

На доске — слово «семья». Учащиеся произносят слова, отражающие ассоциации с этим словом (мама, папа, обед, телевизор, забота, любовь и т. д.).

Инструкция:

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»?

Анализ:

1. Какой образ подскажет ваше воображение?

2. Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?

3. На что “похожа” ваша семья?

Работа по теме.

-А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

-Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды

«Как появилась дружная семья».

Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

«Народная мудрость гласит»

-До начала XX века в семье жили вместе несколько поколений (не случайно слово такое образовалось: «семь» и «я»). Семья включала дедушек, бабушек, маму, папу, детей, внуков, правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старость, молодых оберегали. Семьи были большими и крепкими.

Пословицы и поговорки подтверждают то, что на Руси семья была дружной. Давайте их вместе вспомним. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, когда в семье лад».

Упражнение «Атомы».

Цель: сплочение классного коллектива, разделение на группы.

Представите, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения.

Инструкция:

Сейчас вы начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову.

Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Затем молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.

Работа в группах.

Инструкция: каждой группе необходимо из набора слов составить пословицу.

Пословицы:

• Семья в куче – не страшна и туча.

• В семье - и каша гуще.

• Не будет добра, коли в семье вражда.

• Дети не в тягость, а в радость.

Беседа.

Цель: сформировать у учащихся представление о семье, помочь в осознании межличностных взаимоотношений в их собственных семьях.

— Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

-Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

- Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы ни устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

–Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

– Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

Задание: продолжи мысль.

• Мама и папа для меня самые…

• Я доверяю свои тайны…

• Я люблю бабушку за то…

• Свою семью я считаю…

• Родным я хочу пожелать…

Упражнение “Рисунок семьи”.

Цель: развитие творческих способностей,

Инструкция:

-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (Рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

Упражнение “Барометр настроения ”.

Цель: подвести итог занятия, получить обратную связь.

Инструкция: Участникам предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются другу друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Ритуал окончания занятия.

Упражнение “Доброе тепло»

Цель: способствовать сплочению группы, завершение занятия на теплой дружеской ноте.

Инструкция:

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму соседу справа руку, он следующему и так по кругу. Давайте попробуем. Теперь с закрытыми глазами.

- Я чувствую, что тепла стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своего тепла. Пусть же оно вас не покидает и греет. До свидания!

Публикации по теме:

Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Доклад «Семейные ценности» Традиционные семейные ценности – неизменная основа формирования культуры современного общества и личности. «Как хорошо, что есть семья,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Семья, её ценности и традиции» МАДОУ «Елховский детский сад «Чебурашка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Семья, её ценности.

Конспект родительского собрания в младшей группе «Семья. Семейные ценности»Конспект родительского собрания в младшей группе «Семья. Семейные ценности» Звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Крыша дома твоего» Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье,семейных.

Нравственность через семейные ценности. "Семейные чтения - это специфическая форма общения родителей и ребенка. Она основана на их совместной познавательной деятельности в часы.

Проект «Базовые национальные ценности — моя семья» Проект реализовывался с детьми старшей группы и их родителями. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА Основным содержанием духовно-нравственного.

Родительское собрание в средней группе «Семейные ценности» Родительское собрание в средней группе «Семейные ценности» МАДОУ «Алёнушка» г. Нижняя Тура Подготовила: Семёнова Н. И. воспитатель I кв.

Сценарий «Семейные ценности»Сценарий «Семейные ценности» .

Семейные ценности и традиции. Семейные ценности и традиции. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, о воспитательных возможностях можно судить по устоявшимся.

Конспект занятия-беседы «Семья, семейные традиции» Тема: Семья, семейные традиции. Тип занятия: познавательное Форма занятия: беседа Методы: игровой, наглядной, творческое рассказывание,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект психологического занятия «Семья и семейные ценности».
Опубликовано: 1 июня 2017 в 11:32
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. Праздник новогоднего декора на МААМ

Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, снежинки и мандарины — обязательные атрибуты нашего новогоднего праздника. В России все любят Новый год, поэтому и принято его отмечать с размахом. В предновогоднюю пору...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Арт-терапия – это одна из специальных форм психологической помощи, которая базируется на искусстве, а именно – на творческой и изобразительной деятельности ребёнка или взрослого. В этом случае человек не...

Сценарий праздника, посвященного Дню матери — «Моя мамочка самая спортивная» с...
Сценарий праздника, посвященного Дню матери - «Моя мамочка самая спортивная» с фотоотчетом. Цель: пропаганда здорового образа жизни, привлечь родителей к...
Фотоотчёт о занятии по аппликации в средней группе. Коллективная работа «Зимний город»
Фотоотчёт занятия по аппликации в средней группе на тему :«Зимний город». ( коллективная работа) Цель: развивать умение детей работать в...
Сценарий новогоднего праздника в младшей группе «Праздник Елочки»
Сценарий новогоднего праздника в младшей группе. Праздник Елочки. Действующие лица: Дед Мороз ( Д. М, Снегурочка, ведущий – взрослые; Петушок, Медведь,...