Наталья Ерыкова
Конспект речевой викторины в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал:
Ерыкова Наталья Анатольевна
воспитатель
ДС № 140 «Златовласка» АНО ДО «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА «ЛАДА»
Программное содержание:
ОО Коммуникация
1. Закреплять умение толковать фразеологизмы.
2. Упражнять в образовании новых слов разными способами: слиянием двух слов и с помощью суффиксов.
3. Упражнять в подборе определений, однокоренных слов.
4. Закреплять знание синонимов, антонимов, многозначных слов.
ОО Социализация
1. Развивать умение соревноваться друг с другом, отстаивать свою точку зрения.
Публикация «Конспект речевой викторины в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературные викторины и конкурсы
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
2. Развивать произвольность поведения: соблюдение правил игры и принятие ее результатов.
Материалы и оборудование:
• Рулетка со стрелкой, разделенная на 8 секторов, круги из цветной бумаги с названием задания.
• Две картинки формата А4 (лиса, заяц)
• Первый набор маленьких картинок (лиса, заяц, рыба, собака, волк, попугай, черепаха, осёл)
• Второй набор маленьких картинок (змея, солнце, лев, горох, медведь, корова, воробей, заяц)
• Картинка с изображением фразеологизма «Глаза разбежались»
• Медали – 3 шт.
Ход:
Ребята, я приглашаю вас поучаствовать в речевой викторине «В гостях у сказки». Я думаю, что вы все любите и знаете сказки и сказочных героев. Правда? Вот и посмотрим, что вы о них сможете рассказать, соревнуясь между собой.
А теперь послушайте правила игры:
1. Каждый по очереди крутит рулетку и вы выполняете то задание, которое выпадет.
2. Вопрос выслушивать внимательно и до конца.
3. Если вы готовы ответить, поднимать руку, а не выкрикивать.
4. Если кто-то отвечает, не перебивать.
5. За правильный ответ получаете 1 балл. Кто даст больше правильных ответов, тот наберет больше всех баллов и победит в нашей викторине.
Я призываю вас соревноваться!
А следить за вашей игрой будет наше жюри. Именно оно дает баллы, но может и забрать нарушение правил. Все понятно? Тогда начинаем.
А какая игра без разминки. Называется она «Угадай сказку». В какой сказке герой мог бы сказать такие слова :
• Приходил волк и съел моих 6-х братьев.
• Лиса заняла мой домик, а меня выгнала.
• Моя крестная фея помогла мне отправиться на бал.
• Я не хотел ломать домик, просто силы не рассчитал.
• Мы бы не спаслись без помощи печки, яблоньки и речки.
• Хотел хозяин из меня суп сварить, но пришли осёл, собака, кот и я ушел вместе с ними.
• Я везде люблю совать свой деревянный нос.
• Нам с бабушкой очень повезло, что рядом оказались охотники.
Молодцы, действительно знаете сказки. Я уверена, что со всеми заданиями справитесь. Проходите к рулетке, присаживайтесь. Давайте узнаем 1-е задание.
«Превращалки»
Вам надо характер сказочного героя превратить в характер наоборот. Каждому из вас достанется свой герой.
Крот жадный - … щедрый.
Золушка трудолюбивая - … ленивая.
Кабан грубый - … вежливый.
Медведь простодушный - … хитрый.
Волк злой - … добрый.
Заяц трусливый - … храбрый.
Лиса быстрая - … медленная
Мышонок глупый - … умный.
С хорошим почином вас. Я смотрю, вы настроены на соревнование. Так держать. Какой же будет следующий вопрос.
«Объяснялки»
Название говорит само за себя – надо объяснить некоторые слова и фразы.
Почему в сказках называют :
Лягушку квакушкой, мышку норушкой, зайчика побегайчиком, кабана клыканом, сороку белобокой, лису рыжей красой.
В сказках часто встречаются необычные фразы, которые имеют тайный смысл. Что значит:
• Водой не разольешь
• Как кошка с собакой
• Золотые руки
• Глаза на лоб вылезли
• Ушки на макушки
• Шило в одном месте
• Трепать языком
• Золотое сердце
• Как снег на голову
• Повесить нос
Тайну фразы вы видите хорошо. Усложняю вам задание. Я зарисовала одну из таких фраз. Попробуйте угадать ее и объясните, что она значит. («Глаза разбежались»)
Вы отлично справились с этим заданием. Давайте дальше.
«Сказочный словарь»
Я хочу пригласить вас к столу, где лежат карточки. Разбирайте по одной. У каждого из вас свое животное. Вспомните, какой у него характер в сказке, чем он отличается от других. И попробуйте сравнить человека с этим животным.
Варианты ответов: хитрый, как лиса; злой, как волк, болтливый, как попугай; упрямый, как осёл, трусливый, как заяц;, медленный, как черепаха; преданный, как собака; немой, как рыба).
Мы сейчас с вами придумали такие же необычные фразы с тайным смыслом. Позднее запишем их в наш толковый словарик.
«Волшебные слова»
В сказках есть волшебство, но и мы с вами знаем такие слова, которые можно назвать волшебными. Это когда одно слово обозначает разные предметы и понятия. Какие вы знаете:
• «Иглы» - швейная, у елки, у ежа, у кактуса, у шприца, рыба-игла, у насоса.
• «Ручки» - у ребенка, у двери, у сумки, у чайника, у сковороды, у ложки, пишущая, у водопроводного крана.
• «Трубы» - выхлопная, печная, музыкальная, подзорная, водопроводная.
• «Что может идти?» - человек, животное, время года, часть суток, время, часы, гроза, дождь, снег, град, мультфильмы, война, волна, тучи.
Ну чем вам не волшебные слова.
Вижу устали немного. Приглашаю вас размяться на танцевальную площадку к Буратино. Вставайте врассыпную. Можете не только танцевать, но и подпевать.
Физминутка под музыку из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»
А теперь продолжаем нашу игру.
«Скажи по-другому»
А сказать вам надо будет про Ивана-царевича. Он отважный. А как по-другому сказать какой он? (смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный).
А вот Елене Прекрасная. А по-другому? (красивая, симпатичная, хорошенькая, распрекрасная, великолепная)
Лису в сказках называют плутовкой. Кто она еще? (лгунья, врунья, обманщица, хитрюга, врушка)
Когда нам читают сказки у нас хорошее настроение. Как сказать по-другому? (веселое, радостное, прекрасное, отличное, солнечное)
Когда хорошее настроение хочется смеяться? А по-другому? (хохотать, хихикать, умирать от смеха, улыбаться, веселиться)
Замечательно. А у нас на походе следующее задание.
«Придумай слово»
Для выполнения этого задания я приглашаю вас к доске. Здесь две картинки. На оной? (лиса). Вы должны сказать, какая она. Но ваши слова должны быть не простые, сложные и говорить о ее внешнем виде. (Длиннохвостая, белогрудая, чернолапая, рыжехвостая, рыжешерстная, длинношерстная, черноглазая, короткомордая т. д.) А на второй картинке? (заяц). А теперь про него. (Короткохвостый, серошерстный, длинноухий, длинноусый, быстроногий, короткошерстный и т. д.).
Вы очень много придумали слов про наших героев. Теперь давайте вернемся к нашей рулетке.
«Слова – родственники»
Сегодня вам их надо будет придумать к словам из сказок.
Первое слово – «Морозко» - мороз, морозик, морозище, заморозить, морозильник, морозный, морозно и т. д.
Второе слово – «Снегурочка» - снег, снеговик, снежок, снежинка, снегоход, снежный, снегопад и т. д.
Третье слово – «Сказка» - сказочка, рассказывать, сказочный, сказочник.
«Скажи ласково»
В сказках часто встречаются ласковые слова: зачик, лисичка. Я снова приглашаю вас к столу. Возьмите себе по одной картинке. Назовите свой объект, затем превратите его в ласковое, и чтобы в нем обязательно в конце появился звук «ш». (коровушка, змеюшка, левушка, горошек, петушок, воробышек, зайчишка, солнышко, медведюшка)
Ну вот мы и справились с последним заданием. На рулетке их больше не осталось. Пока жюри подсчитывает ваши баллы я приготовила для вас сюрприз. Предлагаю вам вкусную, здоровую, сочную паузу. Угощайтесь (дети пьют сок). Промочили горлышко? А кстати, что значит эта фраза? (ответы детей)
Ну теперь самый приятный момент – награждение.
Медалью за третье место в викторине награждается …., набравший … баллов.
Медалью за второе место в викторине награждается …., набравший … баллов
И победитель в нашей викторине …. Вот тебе медаль за первое место. Он набрал … баллов.
Давайте повторим наш девиз: «Выиграл – не зазнавайся, проиграл – не унывай».
Это не последняя игра-соревнование у нас в группе. И у тех ребят, которые не выиграли сегодня, еще будет шанс одержать победу.
Литература:
1. «Литературные викторины в детском саду» Шадрина Л. Г., Штапакова Т. И., Маненькова В. А.
2. «Развитие речи. Дети 5-7 лет» Козырева Л. М.