Приложение МААМ

Конспект речевой викторины в старшей группе «В гостях у сказки»

Наталья Ерыкова
Конспект речевой викторины в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработал:

Ерыкова Наталья Анатольевна

воспитатель

ДС № 140 «Златовласка» АНО ДО «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА «ЛАДА»

Программное содержание:

ОО Коммуникация

1. Закреплять умение толковать фразеологизмы.

2. Упражнять в образовании новых слов разными способами: слиянием двух слов и с помощью суффиксов.

3. Упражнять в подборе определений, однокоренных слов.

4. Закреплять знание синонимов, антонимов, многозначных слов.

ОО Социализация

1. Развивать умение соревноваться друг с другом, отстаивать свою точку зрения.

Публикация «Конспект речевой викторины в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах

2. Развивать произвольность поведения: соблюдение правил игры и принятие ее результатов.

Материалы и оборудование:

• Рулетка со стрелкой, разделенная на 8 секторов, круги из цветной бумаги с названием задания.

• Две картинки формата А4 (лиса, заяц)

• Первый набор маленьких картинок (лиса, заяц, рыба, собака, волк, попугай, черепаха, осёл)

• Второй набор маленьких картинок (змея, солнце, лев, горох, медведь, корова, воробей, заяц)

• Картинка с изображением фразеологизма «Глаза разбежались»

• Медали – 3 шт.

Ход:

Ребята, я приглашаю вас поучаствовать в речевой викторине «В гостях у сказки». Я думаю, что вы все любите и знаете сказки и сказочных героев. Правда? Вот и посмотрим, что вы о них сможете рассказать, соревнуясь между собой.

А теперь послушайте правила игры:

1. Каждый по очереди крутит рулетку и вы выполняете то задание, которое выпадет.

2. Вопрос выслушивать внимательно и до конца.

3. Если вы готовы ответить, поднимать руку, а не выкрикивать.

4. Если кто-то отвечает, не перебивать.

5. За правильный ответ получаете 1 балл. Кто даст больше правильных ответов, тот наберет больше всех баллов и победит в нашей викторине.

Я призываю вас соревноваться!

А следить за вашей игрой будет наше жюри. Именно оно дает баллы, но может и забрать нарушение правил. Все понятно? Тогда начинаем.

А какая игра без разминки. Называется она «Угадай сказку». В какой сказке герой мог бы сказать такие слова :

• Приходил волк и съел моих 6-х братьев.

• Лиса заняла мой домик, а меня выгнала.

• Моя крестная фея помогла мне отправиться на бал.

• Я не хотел ломать домик, просто силы не рассчитал.

• Мы бы не спаслись без помощи печки, яблоньки и речки.

• Хотел хозяин из меня суп сварить, но пришли осёл, собака, кот и я ушел вместе с ними.

• Я везде люблю совать свой деревянный нос.

• Нам с бабушкой очень повезло, что рядом оказались охотники.

Молодцы, действительно знаете сказки. Я уверена, что со всеми заданиями справитесь. Проходите к рулетке, присаживайтесь. Давайте узнаем 1-е задание.

«Превращалки»

Вам надо характер сказочного героя превратить в характер наоборот. Каждому из вас достанется свой герой.

Крот жадный - … щедрый.

Золушка трудолюбивая - … ленивая.

Кабан грубый - … вежливый.

Медведь простодушный - … хитрый.

Волк злой - … добрый.

Заяц трусливый - … храбрый.

Лиса быстрая - … медленная

Мышонок глупый - … умный.

С хорошим почином вас. Я смотрю, вы настроены на соревнование. Так держать. Какой же будет следующий вопрос.

«Объяснялки»

Название говорит само за себя – надо объяснить некоторые слова и фразы.

Почему в сказках называют :

Лягушку квакушкой, мышку норушкой, зайчика побегайчиком, кабана клыканом, сороку белобокой, лису рыжей красой.

В сказках часто встречаются необычные фразы, которые имеют тайный смысл. Что значит:

• Водой не разольешь

• Как кошка с собакой

• Золотые руки

• Глаза на лоб вылезли

• Ушки на макушки

• Шило в одном месте

• Трепать языком

• Золотое сердце

• Как снег на голову

• Повесить нос

Тайну фразы вы видите хорошо. Усложняю вам задание. Я зарисовала одну из таких фраз. Попробуйте угадать ее и объясните, что она значит. («Глаза разбежались»)

Вы отлично справились с этим заданием. Давайте дальше.

«Сказочный словарь»

Я хочу пригласить вас к столу, где лежат карточки. Разбирайте по одной. У каждого из вас свое животное. Вспомните, какой у него характер в сказке, чем он отличается от других. И попробуйте сравнить человека с этим животным.

Варианты ответов: хитрый, как лиса; злой, как волк, болтливый, как попугай; упрямый, как осёл, трусливый, как заяц;, медленный, как черепаха; преданный, как собака; немой, как рыба).

Мы сейчас с вами придумали такие же необычные фразы с тайным смыслом. Позднее запишем их в наш толковый словарик.

«Волшебные слова»

В сказках есть волшебство, но и мы с вами знаем такие слова, которые можно назвать волшебными. Это когда одно слово обозначает разные предметы и понятия. Какие вы знаете:

«Иглы» - швейная, у елки, у ежа, у кактуса, у шприца, рыба-игла, у насоса.

«Ручки» - у ребенка, у двери, у сумки, у чайника, у сковороды, у ложки, пишущая, у водопроводного крана.

«Трубы» - выхлопная, печная, музыкальная, подзорная, водопроводная.

«Что может идти?» - человек, животное, время года, часть суток, время, часы, гроза, дождь, снег, град, мультфильмы, война, волна, тучи.

Ну чем вам не волшебные слова.

Вижу устали немного. Приглашаю вас размяться на танцевальную площадку к Буратино. Вставайте врассыпную. Можете не только танцевать, но и подпевать.

Физминутка под музыку из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»

А теперь продолжаем нашу игру.

«Скажи по-другому»

А сказать вам надо будет про Ивана-царевича. Он отважный. А как по-другому сказать какой он? (смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный).

А вот Елене Прекрасная. А по-другому? (красивая, симпатичная, хорошенькая, распрекрасная, великолепная)

Лису в сказках называют плутовкой. Кто она еще? (лгунья, врунья, обманщица, хитрюга, врушка)

Когда нам читают сказки у нас хорошее настроение. Как сказать по-другому? (веселое, радостное, прекрасное, отличное, солнечное)

Когда хорошее настроение хочется смеяться? А по-другому? (хохотать, хихикать, умирать от смеха, улыбаться, веселиться)

Замечательно. А у нас на походе следующее задание.

«Придумай слово»

Для выполнения этого задания я приглашаю вас к доске. Здесь две картинки. На оной? (лиса). Вы должны сказать, какая она. Но ваши слова должны быть не простые, сложные и говорить о ее внешнем виде. (Длиннохвостая, белогрудая, чернолапая, рыжехвостая, рыжешерстная, длинношерстная, черноглазая, короткомордая т. д.) А на второй картинке? (заяц). А теперь про него. (Короткохвостый, серошерстный, длинноухий, длинноусый, быстроногий, короткошерстный и т. д.).

Вы очень много придумали слов про наших героев. Теперь давайте вернемся к нашей рулетке.

«Слова – родственники»

Сегодня вам их надо будет придумать к словам из сказок.

Первое слово – «Морозко» - мороз, морозик, морозище, заморозить, морозильник, морозный, морозно и т. д.

Второе слово – «Снегурочка» - снег, снеговик, снежок, снежинка, снегоход, снежный, снегопад и т. д.

Третье слово – «Сказка» - сказочка, рассказывать, сказочный, сказочник.

«Скажи ласково»

В сказках часто встречаются ласковые слова: зачик, лисичка. Я снова приглашаю вас к столу. Возьмите себе по одной картинке. Назовите свой объект, затем превратите его в ласковое, и чтобы в нем обязательно в конце появился звук «ш». (коровушка, змеюшка, левушка, горошек, петушок, воробышек, зайчишка, солнышко, медведюшка)

Ну вот мы и справились с последним заданием. На рулетке их больше не осталось. Пока жюри подсчитывает ваши баллы я приготовила для вас сюрприз. Предлагаю вам вкусную, здоровую, сочную паузу. Угощайтесь (дети пьют сок). Промочили горлышко? А кстати, что значит эта фраза? (ответы детей)

Ну теперь самый приятный момент – награждение.

Медалью за третье место в викторине награждается., набравший … баллов.

Медалью за второе место в викторине награждается …., набравший … баллов

И победитель в нашей викторине …. Вот тебе медаль за первое место. Он набрал … баллов.

Давайте повторим наш девиз: «Выиграл – не зазнавайся, проиграл – не унывай».

Это не последняя игра-соревнование у нас в группе. И у тех ребят, которые не выиграли сегодня, еще будет шанс одержать победу.

Литература:

1. «Литературные викторины в детском саду» Шадрина Л. Г., Штапакова Т. И., Маненькова В. А.

2. «Развитие речи. Дети 5-7 лет» Козырева Л. М.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Спасибо Вам, друзья мои!!! Спасибо Вам, друзья мои, За голоса, поддержку, За много слов, идей, любви. Друзья, за всё спасибо! Почти 2 месяца назад я зашла на этот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект речевой викторины в старшей группе «В гостях у сказки»
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 20:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект речевой викторины в старшей группе «В гостях у сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ерыкова (УИ 97923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД