Получи документы

Конспект родительского собрания «Фольклорные посиделки» (развитие речи детей первой младшей группы)

Наталья Сальникова
Конспект родительского собрания «Фольклорные посиделки» (развитие речи детей первой младшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе.

Тема: «Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора».

Форма: «Фольклорные посиделки».

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

Публикация «Конспект родительского собрания „Фольклорные посиделки“ (развитие речи детей первой младшей группы)» размещена в разделах

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.

Накрыт стол. На столе - самовар, баранки, чашки с блюдцами…

Оформлена выставка книг (потешки, пословицы и поговорки, фольклорная атрибутика.

Звучит песня «Во горнице» (А.)

Хозяюшка:

1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

2. Чувствуйте себя, как дома!

3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

4. Гостю – почет, хозяйке – честь!

5. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

6. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

(Родители проходят и садятся за накрытый стол).

Хозяюшка (садится вместе с родителями за стол).

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяюшка.

Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице! Доброе начало, как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с Вашей точки зрения, дорогие родители. Я думаю, что в наше время эта тема актуальна, как никогда…. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас – взрослых, совсем не предназначенное для детей! Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Дети наши знают много фольклорных произведений : и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками. Обидно, когда они выходят за порог детского сада и все забывают. А ведь фольклорные произведения – это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми…

1. И так, что же мы вкладываем в это понятие «фольклор».? (обсуждая этот вопрос, родители и педагоги высказывают свое мнение).

(«Фольклор» с англ. «фолк» и «лорес» - пер. «народная мудрость». Фольклор – это устное народное творчество. Сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение (из уст в уста). Кто их сочинял неизвестно (народ).

2. Какие формы (жанры) устного народного творчества Вы знаете? (Существует множество форм фольклорных произведений : это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей - песенки, потешки, пестушки, заклички, считалки, скороговорки, небылицы, сказки…пословицы, поговорки.)

А теперь перейдем к вопросу о том, как все же влияют малые формы устного народного творчества на развитие речи ребенка раннего возраста?

3. а) Применяете (применяли) ли Вы народный фольклор с детьми в повседневной жизни?

(грудной возраст…кто не играл в «Сороку – Белобоку»)

б) Если да, то, в каких ситуациях? Когда и что? (во время еды, умывания, прогулки, перед сном).Песенки, потешки, считалки, приговорки.

в) Как вы думаете, почему ребенок эмоционально восприимчив к произведениям фольклора? (Они просты и доступны для понимания детей, т. к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны.)

г) В чем, на ваш взгляд, ценность детских фольклорных произведений?

(Все плохое, неподходящее для пересказчика в сказках, потешках, песенках отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т. е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее.

Звучит музыка «Веники» (Б.).

Входит Бабушка – Забавушка :

Дом вести – не лапти плести!

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

-Здравствуй, Хозяюшка – матушка!

- Здравствуйте, люди добрые! (поклон).

В гости к вам пришла я, Бабушка – Забавушка. Зашла на огонек… Думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пятак подарить.

Бабушка – Забавушка:

Во поле во долинушке

Выросла калинушка

Взрослые в поле пришли

Хороводы завели.

Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод с родителями «Во поле береза стояла…». Хоровод вместе с Хозяйкой.

Звучит музыка «Во поле береза стояла…» (В.).

Бабушка – Забавушка:

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.

Сегодня Вам понадобятся и ум, и смекалка, и артистизм, и творческие навыки…а самое главное – Ваше желание и Ваша активность!

1. Подбери по смыслу. (Хозяйка).

Уважаемые мамочки! Давайте представим, что вот эта кукла – наш любимый малыш. Я показываю вам картинки с изображенными на них жизненными ситуациями (моментами) и предлагаю подобрать к ним потешку, приговорку, которую Вы используете в речи с вашим малышом в конкретной ситуации….Кукла передается по кругу и родители проговаривают ту или иную потешку… Хозяйка помогает.

2 .Узнай и назови. (Хозяйка).

Наши малыши очень любят рассматривать книги с иллюстрациями и даже узнают героев тех или иных произведений…. Давайте проверим, сможем ли мы подобрать соответствующую иллюстрацию к зачитанным потешкам.

Предлагаются иллюстрации фольклорных произведений. Зачитываются отрывки, а родители поднимают соответствующую иллюстрацию.

3. «Закончи пословицу». (Хозяйка).

В пословицах – мудрость и красота. Без них не обойдется ни ребенок, ни взрослый. Пословица развивает и обогащает речь. В пословицах найдешь ответы на многие свои вопросы. Пословицы мы будем использовать позже для развития речи наших детей, применяя их в каждой конкретной ситуации. А сейчас проверим, насколько мы сами хорошо знаем пословицы….

Начинает пословицу. Родители заканчивают ее.

4. Театрализация. (Бабушка – Забавушка).

Есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. В эти игры любят играть наши малыши, изображая персонажа под чтение потешек. Вот и мы с вами покажем такого героя под чтение потешек (родители делятся на 3 команды и каждая команда вытягивает жребий из мешочка и 1 человек из команды показывает выпавшего героя под чтение потешки про него).

5. «Темная лошадка». (Бабушка – Забавушка).

Уважаемые родители! А насколько мы с вами владеем речью и умеем объяснить …описать так, чтобы нашим малышам, да и не только им…. стало понятно?

Из другого мешочка каждая из 3 команд достает бумажку с именем героя. Описать героя (персонажа потешки, сказки), не называя его (Ведущие и гости отгадывают).

6. «Туесок скороговорок» (Скороговорки вынимаются из короба родителями). Прим. - «Туесок» - короб из бересты или соломы для хранения чего – либо (Бабушка – Забавушка.)

Развивая речь, наши малыши делают артикуляционную гимнастику (для язычка, губ и т. д.) и даже пытаются проговаривать чистоговорки и скороговорки…А насколько мы с вами «владеем своим языком»?

Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте.

Прочитайте –ка скорей да скажите веселей.

Каждый родитель зачитывает скороговорку (быстро и эмоционально).

Хозяюшка:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет.

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

- А мы сейчас убедимся в мастерстве наших родителей.

7. Аппликация «Знаем ли мы сказки?».

Первые сказки, с которыми мы знакомим детей (какие) «Репка», «Курочка - ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость – вот он и попался лисе.

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни зверюшек, а медведь пришел – не стало теремка. В «Репке» показано как малый труд – «мышка прибежала» - лишним не бывает.

Мы не только читаем, показываем различные виды театров по этим сказкам, но и сами пытаемся рассказывать их, не нарушая последовательности появления героев. Давайте сделаем вспомогалочки нашим малышам – книжки – раскладушки по названным сказкам. 3 группам родителей предлагается выбрать вырезанные персонажи 3 сказок («Теремок», «Колобок», «Репка») и наклеить их на форму книжки – раскладушки в нужной последовательности.

Звучит музыка «В гостях у сказки» - Г.

Бабушка – Забавушка :

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Чайки в балалайки.

Играют, играют

Всех потешают.

Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га…», «Зайка серенький сидит…». Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, игры, в которые вы играли в детстве… (родители вспоминают).

Давайте и мы с вами встанем и сыграем в игру «Мы ногами – топ – топ –топ.». Ваша задача – соотносить свои движения со словами песенки.

Звучит музыка – Д.

(Можно поиграть еще в одну игру «Зайка серенький сидит»

Звучит музыка – Е.

После игр садимся.

Танцы – вместе с Хозяйкой.

Хозяюшка.

Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!

А чтобы Вы, уважаемые родители, запомнили нашу сегодняшнюю встречу…мы дарим Вам памятку «Потешки для Вашего малыша»,где подобраны потешки, которые Вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.

Ну а теперь….

Хозяюшка :

Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:

И Марина Борисовна приди,

И Мария Геннадьевна приди,

И Юлия Сергеевна приди,

И Ольга Сергеевна приди,

А Екатерина Валерьевна – ну, пожалуйста,

Стала Хозяюшка гостей угощать

Марине Борисовне баранку,

И Марии Геннадьевне баранку,

И Юлии Сергеевне баранку,

А Екатерине Валерьевне – мятный пряничек.

Угощайтесь на здоровье!

«С чая лихо не бывает!» -

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Чаепитие с родителями у самовара.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Цель: Повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Предварительная работа: Расставить стулья полукругом,.

Конспект родительского собрания в младшей группе «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» Текст родительского собрания в младшей группе «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» Цель: • показать важность работы по развитию мелкой.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания.

Конспект родительского собрания в виде тренинга «Особенности речи детей раннего периода» Конспект выступления на родительском собрании на тему: «Особенности развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего периода.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Адаптация детей в младшей группе. Знакомство с родителями» Родительское собрание «Ваш ребенок пришел в детский сад» Цель: Познакомить родителей воспитанников с содержанием, особенностями и условиями.

План-конспект родительского собрания «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План-конспект родительского собрания «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель методической разработки: передать личный профессиональный опыт в сфере педагогической деятельности. План-конспект родительского собрания.

Протокол №2 родительского собрания первой младшей группы от 4 декабря 2015 г. Всего: 37 ч. Присутствовало: 30 ч. Отсутствовало: 7 ч. Причины отсутствия: Кабирова И. Н., Коваленченко Т. О., Боровикова.

Протокол родительского собрания младшей группы от «15» сентября 2016г. тема: «Возрастные особенности психического развития детей. Задачи воспитания и обучения на весь учебный год» Присутствовало:.

Протокол родительского собрания 2 младшей группы «Будем знакомы» Протокол родительского собрания младшей разновозрастной группы «Солнечные комочки» дошкольного оборазовательного учреждения МБОУ «Кизиловская.

Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Проведём мы нашу встречу не совсем обычно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Фольклорные посиделки» (развитие речи детей первой младшей группы)
Опубликовано: 2 октября 2016 в 17:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Фольклорные посиделки» (развитие речи детей первой младшей группы)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сальникова (УИ 813156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД