Логинова Ирина Николаевна
Конспект родительского собрания «Знакомство с методом моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
- оформить выставку моделей и символов по временам года;
- оформить выставку литературы по наглядному моделированию, экологическому воспитанию;
- приготовить памятку на каждого родителя по теме : «Моделирование – это ещё один метод учебной деятельности».
- провести анкетирование родителей на тему : «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Публикация «Конспект родительского собрания „Знакомство с методом моделирование“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Ход собрания.
На мольберте красочна обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по наглядному моделированию и экологическому воспитанию дошкольников. Группа оформлена символами и моделями по временам года.
Выступление воспитателя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о формировании экологических представлений у ваших детей путём использования метода моделирования. Формирование экологических представлений детей в дошкольном периоде следует рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической проблемы и необходимостью скорейшего её решения. В современном образовательном пространстве формирование экологических представлений детей может быть осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции осознания всей значимости проблемы.
Экологическое образование сегодня - важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. Процесс формирования экологических представлений должен содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно-зрительные игровые образы.
Мой педагогический опыт показывает, что с самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы моих воспитанников о природе и природных явлениях заставляют меня постоянно разъяснять непонятное и неизведанное. Детская любознательность - это предпосылка для воспитания экологически культурной личности.
Поэтому формирование экологических представлений детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором они находится сейчас.
Моделирование - это метод, использование которого способно активизировать процесс формирования экологических представлений дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.
Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов схематическими изображениями, знаками. Для того, чтобы ребёнок смог заменить какой-либо предмет знаком, он должен иметь определённый запас знаний.
Наглядное моделирование - процесс использования готовых и создания новых наглядных моделей, побуждаемый эмоциональным отношением и стремлением ребенка к решению задач познавательно-продуктивной деятельности.
В дошкольном детстве возможно формирование действий с тремя видами моделей и соответственно овладение тремя видами модельных представлений :
- конкретными, отображающими структуру отдельного объекта;
- обобщающими, отображающими общую структуру;
- условно-символическими, передающими отношение.
Моделирование позволяет в доступной для детей форме формировать глубокие знания об окружающем мире. По мнению авторов, наглядное моделирование позволяет детям успешно усваивать знания об особенностях изучаемых объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Начиная использовать и создавать модели, характерные для данной эпохи, ребёнок становится активным субъектом познания.
Для реализации содержания обучения способам наглядного моделирования на каждом из этапов была разработана система игровых заданий и упражнений. Вариативность разработанного содержания, различный уровень сложности заданий позволяли использовать их не только в определённых подгруппах, но и в процессе фронтальных занятий, а также в индивидуальной работе с детьми. Обучение наглядному моделированию детей каждой возрастной группы осуществлялось адекватными уровню их развития методами и приёмами.
Важным условием обучения детей наглядному моделированию являлось обогащение развивающих центров предметно-развивающей среды (экологического, экспериментального и др.) материалами для наглядного моделирования с учётом разноуровневости его развития у детей. Смена материалов шла согласно динамике развития наглядного моделирования у детей каждой возрастной группы. Варьирование видов и содержания наглядных моделей, игровых познавательных задач на моделирование согласно уровню его развития у детей позволяло создавать ситуацию успеха, вызывало эмоционально-позитивное познавательное отношение к процессу моделирования и способствовало преодолению шаблонных способов применения наглядных моделей в процессе формирования экологических представлений у дошкольников.
Для того, чтобы научить малышей выделять простейшие признаки предметов живой и неживой природы и природных процессов, работу следовало начинать уже с трёхлетнего возраста. Я считаю, что детей уже с трёх лет целесообразно знакомить с явлениями и предметами ближайшего окружения, т. е. с растениями и животными, живущими дома, во дворе, в парке; с сезонными явлениями (дождь, снег, ветер); со свойствами воды, песка. В средней группе данная работа продолжалась, и при этом учитывалось, что ведущим фактором в интеллектуальном развитии детей среднего дошкольного возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Ребё нку важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или явлений: посмотреть, послушать, потрогать, т. е. поэкспериментировать.
Воспитатель предлагает родителям варианты игр. Предлагает поиграть в эти игры:
«Прогноз погоды» (предлагается набор символов и моделей, воспитатель начинает и предлагает продолжить родителям).
«Морозко» (Моделирование экологической сказки- подобрать модели по эпизодам сказки).
«Время года» (Составить экосистему нашего края).
В заключении хотелось бы дать несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребёнком работа (явления природы, сезонные изменения в природе т. д.) была доведена до определённого завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребёнок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое. Сознание выполненного дела доставляет ребёнку большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! У тебя всё получилось…»
Желаем успехов!