Лучший педагог года

Конспект семинара для педагогов ДОУ «Патриотическое воспитание детей в ДОУ»

Светлана Жданова
Конспект семинара для педагогов ДОУ «Патриотическое воспитание детей в ДОУ»

Старший воспитатель – Жданова С. В.

«Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное открывать глаза на дорогое и родное»…

В. А. Сухомлинский

Цель:

Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических качествах детей в процессе повседневной деятельности.

Задачи:

Публикация «Конспект семинара для педагогов ДОУ „Патриотическое воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах

- обобщить знания педагогов о теоретических основах патриотического воспитания детей, о формах и методах работы, способствовать творческому поиску.

«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством родины малой, перво-начальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной - красотой представляет человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родной, он проходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и - в великом целом своем для всех одна».

А. Т. Твардовский

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что жить так дальше нельзя. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты… И, от нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, своей малой родиной, заботиться о ее процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.

Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее и всей страны, и края родного, и не повторять ошибок прошлого. Мы должны сохранять преемственность поколений. Далеко не все, конечно, остается в нашей памяти. А документы слишком бесстрастны и лаконичны. Но все, что возможно, все, что не забыто, должно быть известно всем, особенно молодому поколению.

Русская национальная педагогика имеет свои богатые традиции и опыт воспитания детей, которые основываются на народности и духовности воспитания. Проанализировав уровень воспитанности детей, можно прийти к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольника.

Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории культуре. Но при этом, еще важнее, не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма.

Воспитание на правдивых фактах истории, на нравственных примерах старших поколений – это хорошая школа пробуждения трудового энтузиазма, развития инициативы. И очень важно, чтобы каждый ребенок проникся этим благородным стремлением приумножить исторический опыт созидания. Любой край, область, даже небольшая станица неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родная станица.

Родной край… Надо показать ребенку, что родная земля славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культу-рой, природой, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Работу по проблеме приобщения детей к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно строить по следующим направлениям:

- Взаимодействие педагогического коллектива по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

- Взаимодействие коллектива педагогов с детьми по привитию нравственно-патриотических знаний, умений и чувств.

- Сотрудничество педагогов ДОУ, родителей и детей в поддержании и развитии традиций семейного и общественного воспитания на основе нравственности.

- Взаимодействие ДОУ с общественными патриотическими организациями социума.

- Условно работу в ДОУ по патриотическому воспитанию можно представить по трем направлениям: с родителями, с педагогами, с детьми.

Задание для педагогов :

- команде «Работа с детьми» (отметить принципы работы, что должен знать и уметь, на какие блоки можно разделить работу с детьми по планированию патриотического воспитания описать примерно 5 блоков: цель и задачи)

Блоки:

Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания детей.

Цель:

- Расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.

Задачи:

- Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.

- Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.

- Побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

Изучение микросоциума в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

- Расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.

Задачи:

- Поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

- Развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.

- Учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду.

Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

- Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

Задачи:

- Знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

- Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.

- Воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

Страницы истории и культуры Павловского района в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

- Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.

Задачи:

- Формирование элементарных знаний о быте наших предков - начальный этап в познании родного края.

- Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

- Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель:

- Донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

- Задачи:

- Создать условия для восприятия целостной картины войны.

- Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества.

- Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

Что должен знать педагог :

- Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рассказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. Следует отметить, что тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала и длительность изучения.

- Малая родина… каждый город, станица, село хранят память о своих великих гражданах, рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордится их победами, имеет свои обычаи и традиции. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность.

Принципы:

- Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог строить свою работу в соответствии с местными условиями и особеннос-тями детей, учитывая:

- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- Деятельностный подход - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

- Культуросообразность– основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

- Интеграция – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.

- Региональный компонентнеобходимо осуществлять, опираясь на следующие положения:

- приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей при отборе материала народной культуры;

- вариативность конкретного содержания в соответствии с местными условиями воспитания и развития детей; - современный уровень образования.

Вопросы для всех педагогов :

- На ваш взгляд, что можно считать основной и активной формами работы с детьми по патриотическому воспитанию? Почему)

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному краю,станице, способствующие проявлению активной деятельностнойпозиции: устное народное творчес-тво, декоративно - прикладное искусство, музыка, художественная литера-тура, игра, самостоятельная детская деятельность.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, может помочь систематически правильно организованная работа в данном направлении, используя при этом следующие ее формы:

- целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры,праздники, развлечения, вечера досуга, викторины чтение художественной литерату-ры и, конечно же, основная форма работы - совместная образовательная деятельность.

- Одной из основных форм нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую

мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализи-ровать увиденное, делать обобщения, выводы. По ходу рассказа необходи-мо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фото-графии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

- Составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, вни-мание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную бе-седу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний. Рас-сказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хроно-логия. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т. п. Неко-торые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запо-минания.

Методы патриотического воспитания :

- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;

- привлечение детей к посильному общественно полезному труду в бли-жайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

- рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

- беседы с детьми о стране, родном крае, станице;

- разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок;

- прослушивание музыкальных произведений;

- знакомство детей с народной декоративной росписью;

- личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания). Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспита-ния-проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситу-ацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализа-ция проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельнос-ти, способствует развитию собственной познавательной активности, твор-ческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникатив-ных навыков. Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не привязан к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования.

- При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект:

- непосредственное познание достопримечательностей родной станицы на целевых прогулках и экскурсиях, в сочетании с рассказом воспитателя об истории, традициях станицы, края и т. д.

- чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Кроме произведений известных детям, можно познакомить их с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства;

- использование технических средств обучения - можно организовать просмотр слайдов и видеофильмов о станице и крае, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;

- рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций картин. Рассматривание картин сопровождается объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быть кратким, четким, эмоциональным;

- самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке. На такой выставке дети вместе с воспитателем подбирают художественную литературу, с которой они уже знакомились ранее, а также иллюстрации, открытки о жизни своей станицы.

Методы и приемыпатриотического воспитания, используемые педаго-гами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать пси-хологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окру-жающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Какую работу можно еще провести с детьми по патриотическому воспитанию?

«Работа с педагогами».

- Как Вы думаете, каким должен быть педагог, способный заниматься патриотическим воспитанием детей? Какие условия должны соблюдаться при формировании нравственно-патриотических установок?

- Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно рас-сказать и показать детям, а самое главное, материал должен быть истори-чески верным и адаптированным для детского восприятия. Быть самому патриотом; Здесь помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары, семинары - практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д. Так, например, можно запланировать тематический педсовет, консультации для воспитателей : «Формирование у дошкольников нравственно - эстетического отношения к окружающему миру средствами художественного творчества», «Сюжетно - ролевая игра как средство формирования патриотизма»; также для повыше-ния профессиональной компетентности педагогов помогают подготовлен-ные творческие отчты: «Организация воспитательно- образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию», «Совместная дея-тельность воспитателя с детьми по патриотическому воспитанию в группе», «Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя по проблеме патриотического воспитания»,«Ознакомление с художественной литерату-

рой как способ познавательной деятельности дошкольника» и т. д. Какие технологии при этой работе можно использовать в своей работе с детьми?

- Здоровьесберегающие;

- Информационно – коммуникативные;

- Игровые;

- Развивающие;

- Коррекционные;

- Личностно – ориентированные;

- Проектные;

- Исследовательские.

«Работа с родителями».

- Какую работу можно провести с родителями по привлечению воспитания

патриотических чувств у детей дошкольного возраста?

Формы взаимодействия с родителями:

- Дни открытых дверей;

- Беседы (индивидуальные, групповые);

- Консультации;

- Семинары-практикумы;

- Родительские собрания;

- Родительские конференции;

- Совместные экскурсии;

- КВН;

- Круглые столы;

- Выставки;

- Конкурсы.

Нетрадиционные формы работы с семьей

- Семейные клубы

- «Родительская почта»

- «Телефон доверия»

- Мастер - классы

- Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей тех или иных цен-ностей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прош-лого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по дан-ному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохране-нию вертикальных семейных связей.

- Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

- Большое значение имеют семейные экскурсии по району, станице, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

- Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории станицы вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей и т. д. Немаловажное значение имеет работа фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские мероприятия, праздник русской масленицы и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Также немаловажна работа с социумом: экскурсии в музеи, беседы, праздники и т. д.

- В заключении нашего семинара хотелось бы с вами подытожить, что же для вас все таки Родина?

Тренинг на создание образа «Родина».

- Предлагаю создать образ Родины. (закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берза, чистое поле. река и т. д);

- Выработка общего понятия «Родина».Родина - это место, где родился человек. Большая родина – это государство, где мы родились. Малая роди-на- наш родной город. Родина - понятие больше эмоциональное, чем раци-ональное, и с трудом поддается объяснению. Любовь к родине должна с детства прививаться человеку;

- Подбор родственных слов к «Родина» (род, народ, родители, родник);

- Следует отметить, что систематически правильно организованная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволяют подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

- Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили е наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

- Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России.

Публикации по теме:

Презентация «Нравственно — патриотическое воспитание на музыкальных занятиях в ДОУ» 2 слайд. Нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается.

Деловая игра для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного ДОУ» «Гендерный подход в образовательном процессе ДОУ» Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам гендерного воспитания.

Консультация для воспитателей и родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в совместной деятельности ДОУ и семьи» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в совместной деятельности ДОУ и семьи» Цель: нравственно-патриотическое воспитание дошкольника.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогикиНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики Музейная педагогика сегодня знакома всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел.

Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ» Обобщение опыта на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ» Воспитатель МАДОУ №121 г Тюмени Степанчук Л. П. Любовь к родному.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в ДОУ: формы, методы, технологии» Консультация для воспитателей. (и презентация) Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного.

Опыт работы «Патриотическое воспитание в ДОУ» Речь для презентации «Патриотическое воспитание в ДОУ. Я-Гражданин!» Слайд №1. Здравствуйте коллеги. Меня зовут Андрийченко Алина Витаутовна,.

Программа конкурса для педагогов ДОУ «Воспитание — наше лучшее дело» Тема : «Воспитание наше лучшее дело» ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ Тема : «Воспитание наше лучшее дело» 2. Цель и задачи конкурса 2.1. Цель - систематизация.

Реферат «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» МБДОЙ Детский сад № 4 «Юбилейный р. п. Тумботино Реферат на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Семинар для педагогов ДОУ «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект семинара для педагогов ДОУ «Патриотическое воспитание детей в ДОУ»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 10:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД