Получи документы

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в русскую избу»

Марина Моисеева
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в русскую избу»

Программное содержание:

- Расширять элементарные представления детей о предметах, характеризующих быт, традиции народа Пензенского края.

- Поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению, к действию с ними. - Обогащать словарь детей словами: изба, печь, печник, лежанка, печурки, половик, чугунок, ухват, самовар, сундук, кувшин, деревянная, самодельная, глиняная. - Способствовать проявлению радости, удовольствия от встречи с народной культурой.

- Развивать умения бережного обращения с вещами.

Публикация «Конспект совместной деятельности по познавательному развитию „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах

Оборудование: уголок краеведения («изба», оформленная в русском народном

стиле, в которой есть печь).

В группе

Воспитатель : Ребята, к нам в группу пришло письмо, нас приглашают в гости!

Расскажите, часто ли вы ходите в гости и к кому? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а нас в гости приглашает тётушка Любава, какое интересное имя! Таким именем называли девочек в далёком прошлом! Это имя было распространено и у нас в Пензенском крае. Давайте сходим к тётушке

Любаве в гости, и посмотрим, как жили раньше? (Ответы детей). Воспитатель: Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши Путь-дорожку укажи!

А мы пойдём за ним! (выходят за клубком из группы).

В музыкальном зале или в другой группе

Воспитатель: Вот мы и пришли! Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! Люди свойские, простые.

Заходите, проходите, как живу я, посмотрите. Ребята, вы попали в старину, в далёкое прошлое. Попали ко мне в дом. Давайте познакомимся : меня зовут Любава! В старину детей называли именами, которые характеризовали их внешность или поступки. Это была древняя традиция, ведь люди издавна верили, что в имени заключается судьба человека. Так и появилось моё имя –Любава, что означает «любимая» или же «та, что любит» А как вас зовут?

(Ответы детей).

Хозяйка: Очень приятно! А это ребята мой дом – изба называется. Повторим

вместе, как называется мой дом? (Дети повторяют).

Хозяйка: В таких избах давным - давно в Пензенском крае жили наши прабабушки и прадедушки. Я - хозяйка этой избы, проходите, гости дорогие, видите, как в избе у меня чисто, половички постелены. Ребята, а какие они по форме, по цвету? (Ответы детей).

Хозяйка:А как вы думаете, почему они получили такое название «половики»?

(Ответы детей).

Хозяйка: Правильно, в русской избе их стелили на полу. А ещё стелили коврики.

Обращает внимание детей на коврик. Ой, совсем забыла, какой он формы?

(Ответы детей).

Хозяйка: Проходите, присаживайтесь. Тепло у меня? Ой, у вас в квартирах тоже наверное тепло? А от чего у вас в квартирах тепло? (Ответы детей).

Хозяйка:А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей?

(Ответы детей).

Хозяйка:Правильно, дети! У хозяев гордость - печь! Поведу о ней я речь! Обращает внимание детей на печь. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно.

О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь занимала большую часть дома.

Даже загадка есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?». Ребята, а как вы думаете, из чего печь складывали? И как звали человека, который её складывал?

(Ответы детей).

Хозяйка: Верно. Складывали печь из кирпичей, обмазывая их глиной. Клал печь – печник. А чтобы печь хорошо прогреть нужны были дрова, вот они у меня здесь, посмотрите. Поверху у русской печи располагается лежанка. Маша, повтори, пожалуйста, как называлось это место? (Ответ ребёнка).

Хозяйка: Ребята, повторим вместе. (Дети повторяют).

Хозяйка: Дети, а как вы думаете, для чего служило это место? (Ответы детей). Хозяйка: Правильно! Лежанка использовалась для отдыха и сна людей. Ребята, давайте подумаем, почему же печь в избе самая главная? (Итак, что нас греет? А

где пищу приготовить) (Дети предполагают)

Хозяйка: Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замёрзшие, где сушить одежду и валенки? (Ответы детей).

Хозяйка:Оказывается печь ещё и сушит. Под лежанкой есть печурки. Дети, повторим хором, как назывались эти углубления в кирпичной части печки?

(Дети повторяют).

Хозяйка: Они как раз использовались в качестве сушилок. Ребята, как вы думаете,

что можно сушить в печурках? (Ответы детей).

Хозяйка: Правильно! Ребята, посмотрите, сколько у меня здесь варежек и носков сушится! (достаёт из печурки). Ой, многие носки и варежки износились, прохудились. Ребята, а вы мне поможете подобрать к носочкам и варежкам пряжу по цвету?

Игра «Подбери пряжу»

Дети проговаривают почему они взяли ту или иную по цвету пряжу.

Воспитатель: Любава, тебе понравилось, как дети подобрали пряжу?

Хозяйка хвалит детей.

Воспитатель: Тётушка Любава так, значит, печь греет, кормит, сушит!

Хозяйка: А ещё печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними

может случиться? (Ответы детей).

Хозяйка: Уложат простуженного на печь, она его прогреет - простуда и пройдёт.

Вот почему говорят «Печь всему голова». Она сушит, греет, лечит и, конечно, же

кормит. Всё готовится в печи И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

Воспитатель: Тётушка Любава, а в чём же готовили раньше еду?

Хозяйка: Ой, ребята, а вот и моя посуда: вот чугунок, в нём то и готовили еду. Очень любили люди в старину есть каши разные да щи. Даже придумали

поговорки. - Щи да каша - пища наша!

Хозяйка: Саша повтори, в чём готовили раньше еду? (Ребёнок повторяет).

Хозяйка: Скажем вместе: «Еду раньше готовили в чугунке».

Хоровое повторение.

Хозяйка: Но чугунок в печи горячий, да ещё и тяжёлый. Попробуйте, подержите

(дети пробуют). Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Посмотрите, как

ухватом достать чугунок (показ). Кто хочет попробовать? - Что ты достал из печи? (ответы детей)

- Чем ты достал чугунок из печи? (ответы детей)

Хозяйка:А теперь отгадайте загадку.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает, Кипяточекразливает. Дети:самовар.

Хозяйка: Правильно, это самовар. В нём готовили чай. (Рассматривание самовара.) Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. В русской избе всё было сделано руками людей. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Сундук для вещей. В избе сундуки всегда стояли на видном месте, их количество свидетельствовало о богатстве хозяина. Столы и лавки для сиденья за столом были длинные, ребята, ваши предположения, а почему они были такими длинными? (Дети

предполагают)

Хозяйка: Потому что и семьи были большие. Ребята, а посмотрите, что стоит на столе? (Ответы детей).

Хозяйка: Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Это различные кувшины: для молока, для мёда. Они сделаны из глины. А это ребята что?

Дети: деревянные ложки.

Хозяйка: Правильно! Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия росписью или, например, резьбой. Ой, ребята, а у меня на столе ещё стоит шкатулка. Как же сразу мы её не заметили. Она тоже сделана руками человека, из дерева и украшена резьбой. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим! (Дети обнаруживают картинки).

Игра «Что стало - что было» (набор картинок) Дети находят пары, а затем вместе проговаривают, что стало, а что было.

Кастрюля - чугунок плита - печь чайник - самовар дом - изба палас - половик шкаф - сундук стул - лавка (Хозяйка хвалит детей).

Воспитатель: Спасибо тебе, Любава, весело мы поиграли, многое узнали! Пришло

время возвращаться нам в группу.

Хозяйка: И мне ребята было с вами очень приятно! А Я хочу угостить вас блинами. Раздаёт угощения. Приходите снова ко мне в гости, буду вам очень рада!

Воспитатель:А сейчас мы возьмё м клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток Только сильно не спеши Путь-дорожку в группу укажи!

А мы пойдём за ним! (выходят за клубком из зала).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе «В гости в русскую избу»Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе «В гости в русскую избу» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с различными фольклорными формами: потешками, загадками, песенками. 2. Формировать.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну Математики» Цель: проверка математических знаний в игровой занимательной форме: в счёте, умении самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие Капитошки» Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодняшнее.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию «Спасём планету Земля» Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми в старшей группе компенсирующей направленности №8 «Яблонька» (5-6 лет).

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми средней группы «Путешествие в сказку» Конспект совместной деятельности в средней группе "Путешествие в сказку". Задачи: 1. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам 2.

Конспект совместной деятельности по сенсорному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну Математике»Конспект совместной деятельности по сенсорному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну Математике» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида детский сад № 96. онспект совместной.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в режимные моменты по познавательному развитию «Свойства воды» Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид: познавательная деятельность Тип: интегрированное Интеграция образовательных областей: .

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша Задачи: 1. Образовательные: • обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам: • упражнять в порядковом.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Поможем Фиксикам» Задачи: Образовательные: - закреплять знания о цифрах от 1 до 5, умение считать в пределах 5; - закреплять знания о геометрических фигурах;.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Поможем Фиксикам» Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Поможем Фиксикам» Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в русскую избу»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 09:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД