Марина Моисеева
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Расширять элементарные представления детей о предметах, характеризующих быт, традиции народа Пензенского края.
- Поддерживать интерес детей к предметам, к их изучению, к действию с ними. - Обогащать словарь детей словами: изба, печь, печник, лежанка, печурки, половик, чугунок, ухват, самовар, сундук, кувшин, деревянная, самодельная, глиняная. - Способствовать проявлению радости, удовольствия от встречи с народной культурой.
- Развивать умения бережного обращения с вещами.
Публикация «Конспект совместной деятельности по познавательному развитию „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Оборудование: уголок краеведения («изба», оформленная в русском народном
стиле, в которой есть печь).
В группе
Воспитатель : Ребята, к нам в группу пришло письмо, нас приглашают в гости!
Расскажите, часто ли вы ходите в гости и к кому? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а нас в гости приглашает тётушка Любава, какое интересное имя! Таким именем называли девочек в далёком прошлом! Это имя было распространено и у нас в Пензенском крае. Давайте сходим к тётушке
Любаве в гости, и посмотрим, как жили раньше? (Ответы детей). Воспитатель: Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши Путь-дорожку укажи!
А мы пойдём за ним! (выходят за клубком из группы).
В музыкальном зале или в другой группе
Воспитатель: Вот мы и пришли! Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! Люди свойские, простые.
Заходите, проходите, как живу я, посмотрите. Ребята, вы попали в старину, в далёкое прошлое. Попали ко мне в дом. Давайте познакомимся : меня зовут Любава! В старину детей называли именами, которые характеризовали их внешность или поступки. Это была древняя традиция, ведь люди издавна верили, что в имени заключается судьба человека. Так и появилось моё имя –Любава, что означает «любимая» или же «та, что любит» А как вас зовут?
(Ответы детей).
Хозяйка: Очень приятно! А это ребята мой дом – изба называется. Повторим
вместе, как называется мой дом? (Дети повторяют).
Хозяйка: В таких избах давным - давно в Пензенском крае жили наши прабабушки и прадедушки. Я - хозяйка этой избы, проходите, гости дорогие, видите, как в избе у меня чисто, половички постелены. Ребята, а какие они по форме, по цвету? (Ответы детей).
Хозяйка:А как вы думаете, почему они получили такое название «половики»?
(Ответы детей).
Хозяйка: Правильно, в русской избе их стелили на полу. А ещё стелили коврики.
Обращает внимание детей на коврик. Ой, совсем забыла, какой он формы?
(Ответы детей).
Хозяйка: Проходите, присаживайтесь. Тепло у меня? Ой, у вас в квартирах тоже наверное тепло? А от чего у вас в квартирах тепло? (Ответы детей).
Хозяйка:А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей?
(Ответы детей).
Хозяйка:Правильно, дети! У хозяев гордость - печь! Поведу о ней я речь! Обращает внимание детей на печь. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно.
О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь занимала большую часть дома.
Даже загадка есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?». Ребята, а как вы думаете, из чего печь складывали? И как звали человека, который её складывал?
(Ответы детей).
Хозяйка: Верно. Складывали печь из кирпичей, обмазывая их глиной. Клал печь – печник. А чтобы печь хорошо прогреть нужны были дрова, вот они у меня здесь, посмотрите. Поверху у русской печи располагается лежанка. Маша, повтори, пожалуйста, как называлось это место? (Ответ ребёнка).
Хозяйка: Ребята, повторим вместе. (Дети повторяют).
Хозяйка: Дети, а как вы думаете, для чего служило это место? (Ответы детей). Хозяйка: Правильно! Лежанка использовалась для отдыха и сна людей. Ребята, давайте подумаем, почему же печь в избе самая главная? (Итак, что нас греет? А
где пищу приготовить) (Дети предполагают)
Хозяйка: Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замёрзшие, где сушить одежду и валенки? (Ответы детей).
Хозяйка:Оказывается печь ещё и сушит. Под лежанкой есть печурки. Дети, повторим хором, как назывались эти углубления в кирпичной части печки?
(Дети повторяют).
Хозяйка: Они как раз использовались в качестве сушилок. Ребята, как вы думаете,
что можно сушить в печурках? (Ответы детей).
Хозяйка: Правильно! Ребята, посмотрите, сколько у меня здесь варежек и носков сушится! (достаёт из печурки). Ой, многие носки и варежки износились, прохудились. Ребята, а вы мне поможете подобрать к носочкам и варежкам пряжу по цвету?
Игра «Подбери пряжу»
Дети проговаривают почему они взяли ту или иную по цвету пряжу.
Воспитатель: Любава, тебе понравилось, как дети подобрали пряжу?
Хозяйка хвалит детей.
Воспитатель: Тётушка Любава так, значит, печь греет, кормит, сушит!
Хозяйка: А ещё печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними
может случиться? (Ответы детей).
Хозяйка: Уложат простуженного на печь, она его прогреет - простуда и пройдёт.
Вот почему говорят «Печь всему голова». Она сушит, греет, лечит и, конечно, же
кормит. Всё готовится в печи И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель: Тётушка Любава, а в чём же готовили раньше еду?
Хозяйка: Ой, ребята, а вот и моя посуда: вот чугунок, в нём то и готовили еду. Очень любили люди в старину есть каши разные да щи. Даже придумали
поговорки. - Щи да каша - пища наша!
Хозяйка: Саша повтори, в чём готовили раньше еду? (Ребёнок повторяет).
Хозяйка: Скажем вместе: «Еду раньше готовили в чугунке».
Хоровое повторение.
Хозяйка: Но чугунок в печи горячий, да ещё и тяжёлый. Попробуйте, подержите
(дети пробуют). Чтобы его из печи достать, нужен ухват. Посмотрите, как
ухватом достать чугунок (показ). Кто хочет попробовать? - Что ты достал из печи? (ответы детей)
- Чем ты достал чугунок из печи? (ответы детей)
Хозяйка:А теперь отгадайте загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает, Кипяточекразливает. Дети:самовар.
Хозяйка: Правильно, это самовар. В нём готовили чай. (Рассматривание самовара.) Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. В русской избе всё было сделано руками людей. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Сундук для вещей. В избе сундуки всегда стояли на видном месте, их количество свидетельствовало о богатстве хозяина. Столы и лавки для сиденья за столом были длинные, ребята, ваши предположения, а почему они были такими длинными? (Дети
предполагают)
Хозяйка: Потому что и семьи были большие. Ребята, а посмотрите, что стоит на столе? (Ответы детей).
Хозяйка: Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Это различные кувшины: для молока, для мёда. Они сделаны из глины. А это ребята что?
Дети: деревянные ложки.
Хозяйка: Правильно! Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия росписью или, например, резьбой. Ой, ребята, а у меня на столе ещё стоит шкатулка. Как же сразу мы её не заметили. Она тоже сделана руками человека, из дерева и украшена резьбой. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим! (Дети обнаруживают картинки).
Игра «Что стало - что было» (набор картинок) Дети находят пары, а затем вместе проговаривают, что стало, а что было.
Кастрюля - чугунок плита - печь чайник - самовар дом - изба палас - половик шкаф - сундук стул - лавка (Хозяйка хвалит детей).
Воспитатель: Спасибо тебе, Любава, весело мы поиграли, многое узнали! Пришло
время возвращаться нам в группу.
Хозяйка: И мне ребята было с вами очень приятно! А Я хочу угостить вас блинами. Раздаёт угощения. Приходите снова ко мне в гости, буду вам очень рада!
Воспитатель:А сейчас мы возьмё м клубочек и скажем:
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток Только сильно не спеши Путь-дорожку в группу укажи!
А мы пойдём за ним! (выходят за клубком из зала).