Приложение МААМ

«Мезенские узоры». Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста декоративное рисование

Анна Зиборова
«Мезенские узоры». Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста декоративное рисование

Цель: Знакомство детей с северным народно-художественным промыслом – мезенская роспись.

Задачи:

Образовательные – Познакомить с мезенской росписью, рассмотреть элементы мезенской росписи. Дать представления о композиционном расположении узоров на изделии. Формировать у детей умение украшать изделие, используя элементы мезенской росписи.

Публикация «„Мезенские узоры“, Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста декоративное рисование» размещена в разделах

Развивающие – Способствовать развитию технических навыков при нанесении мезенских узоров. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, творческое мышление

Воспитательные – Воспитывать интерес к изобразительной деятельности и декоративной росписи. Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие.

Материалы и оборудование: заготовки картонных разделочных досок для нанесения элементов росписи (на каждого ребенка, шаблон туловища коня (по одному на каждого ребенка, таблицы с элементами мезенской росписи (по количеству детей, карандаши простые по количеству детей, гуашь красного и черного цветов (2 цвета на один стол, кисти по количеству детей (№ 2, стаканчики для воды по количеству детей, салфетки, ложки деревянные по количеству детей, картины с изображением мезенской росписи.

Ход совместной деятельности

1 Этап (Организационный)

Дети сидят полукругом на ковре.

Педагог: Доброе утро, ребята. А вы любите рисовать? (ответы детей) Здорово! Сегодня я проведу занятие по рисованию, но не простому. Надеюсь на вашу активность и внимательность.

2 Этап (Выход на тему)

Педагог: Но для начала, кто мне подскажет, как называется наша большая Родина? ( ответы детей: Россия) Правильно. Помогите мне показать, какая наша страна.

Физкультминутка:

Россия – наша большая страна (дети стоят, руками рисуют в воздухе большой круг)

Есть у нее густые леса (руки поднять вверх, пальцы развести, медленно помахать руками вправо-влево)

Высокие горы (соединить руки над головой «домиком»)

И быстрые реки (выполнять волнообразные движения руками перед собой)

Здесь много животных (показ «медведя» с поворотом вокруг себя)

И птицы летят (взмахи разведенными в стороны руками)

Все это наша большая страна (нарисовать руками в воздухе большой круг)

Дети садятся на ковер

Педагог: Молодцы, ребята. А еще наша Родина богата народными умельцами. Есть они и у нас, на севере. Сегодня вместе со мной к вам пришла одна интересная барышня (показ матрешки). Это матрешка, а зовут ее Мезеночка. Вы рассмотрите матрешку поближе (передать матрешку детям, а я про нее вам расскажу. Мезеночка приехала из села Палощелье, которое расположено на берегу реки Мезень. Издавна северные мастера тех мест длинными, темными зимними вечерами украшали прялки и другие деревянные изделия своей особенной росписью, которую и называют мезенской. Такой работой занимались целыми семьями.

3 Этап (Формулирование цели и темы)

Педагог: Ребята, исходя из того, что я вам рассказала, как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (ответы детей) Отлично! Сегодня мы познакомимся с мезенской росписью, рассмотрим ее элементы и на практической части занятия сами попробуем расписать досочку с применением этих элементов.

4 Этап ( Теоретический: Рассказ о росписи)

Мезенская роспись – удивительная, в простой ее форме скрыта потрясающая гармония, пожелание света, мира, добра. В этой росписи нет обычной народной яркости, многоцветности. Основные цвета в Мезенской росписи красный и черный. Сначала мастера наносят узор красной краской, а затем дорисовывают детали черной краской.

Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент, имеющий графическую форму. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы передать всем рассказ леса, ветра, земли и неба.

Птицы, кони, олени – главные фигуры росписи, их рисовали посередине. А по краям – геометрический орнамент, состоящий из простых элементов. Это различные горизонтальные, вертикальные, волнистые линии. Затем овалы, кружочки, крестики, звездочки. (показ картин с мезенской росписью)

Все элементы изображены не просто так, а ярусами. Три яруса – три мира: подземный (нижний, наземный (средний, воздушный (верхний). Нижний ярус заполняется изображением земли, чаще всего в квадратах. Средний ярус заполняют кони и олени. Верхний ярус – птицы. Ярусы могут быть разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором.

5 Этап ( Практический: объяснение и выполнение рисунка)

Педагог: Ребята, а сейчас присаживайтесь за столы. Посмотрите, я приготовила вам карточки с элементами мезенской росписи : это солнце, деревья, птицы, животные (кони, и земля, которая графически часто изображается квадратом. У каждого из вас есть досочка для росписи. А еще у вас есть шаблоны туловища коня. Вам необходимо по шаблону обвести туловище и дополнить рисунок элементами, которые мы только что рассмотрели, и выполнить работу в цвете. Вот только пальчики разомнем. Возьмите ложки в руки и повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика с ложками

Кручение - верчение

Прекрасной красоты! (вращающие движения между ладонями ложек)

Кручение - верчение

Мезенской широты! (вращающие движения по руке, прокручивая пальцами

второй руки ложку до локтя).

Педагог: Берем шаблон туловища, располагаем его посередине доски и обводим простым карандашом. (показ действий) Туловище животного какого цвета? ( дети: красного) Правильно вы запомнили, молодцы.

Педагог: Внизу досочки мы расположим землю в виде полоски из квадратов. Нарисуем две длинные линии красного цвета и соединим их короткими красными линиями так, чтобы у нас получились квадраты. (показ действий)

Педагог: А затем нарисуем карандашом туловища птиц над конем и тоже закрасим их красным цветом. (показ действий)

Самостоятельная работа детей

Физкультминутка «Конь»

Педагог: Пора немного отдохнуть. Выходите все в кружок.

Конь меня в дорогу ждет,

(руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот,

(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу!

(подскоки на месте)

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,

(руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

(подскоки на месте)

Педагог: Вот мы и размялись, будем снова продолжать

Дети садятся за столы.

Педагог: Наша красная краска уже подсохла, можно приступать к работе с черным цветом. Еще раз посмотрите на изображение коня. Какие у него ноги? ( дети: длинные, тонкие,) А сколько их? (четыре) Что еще есть у коня? (грива и хвост) Я нарисую гриву короткими линиями, а хвост наоборот, тремя косыми длинными линиями. (показ выполнения работы) Вы же можете выбрать понравившийся вариант на карточке.

Самостоятельная работа детей

Педагог: Теперь посмотрите на изображение птицы на карточке и дорисуйте черным цветом своих птичек.

Дети самостоятельно выполняют работу

Педагог: Нам надо дорисовать землю. Выбирайте для себя из шаблона наиболее понравившийся квадрат и оформите также каждый квадрат на своей полосе.

Дети выполняют задание.

(При наличии времени педагог предлагает украсить изображение на доске другими элементами)

6 Этап (Рефлексия)

Педагог: Какие вы молодцы! Какие интересные досочки у вас получились. Давайте подведем итог нашего занятия. Ребята, с какой росписью вы познакомились?

Дети (возможные ответы) : Мезенская роспись.

Педагог: Вам было интересно? Что оказалось самым сложным? (ответы детей)

Педагог: Спасибо, ребята. Мне очень, очень у вас понравилось. Спасибо за доски расписные. А мы с Мезеночкой дарим вам развивающую игру в группу, чтобы вы продолжали свое знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусство. До свидания!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о совместной деятельности «Новогодние поздравительные открытки своими руками», с детьми старшего возрастаФотоотчёт о совместной деятельности «Новогодние поздравительные открытки своими руками», с детьми старшего возраста 30 декабря. День новогодних поздравлений на МААМЦель: учить детей мастерить новогодние поздравительные открытки. Задачи: - создать праздничное,.

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «День Победы»Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «День Победы» Цель: расширение представлений детей о ВОВ и праздновании Дня Победы. Задачи: 1. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы» Цель: Создание условий для развития познавательной активности у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование.

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!» Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожные знай и всегда их выполняй!»Звучит музыка.

Конспект занятия «Декоративное рисование по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» для детей с нарушением зренияКонспект занятия «Декоративное рисование по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» для детей с нарушением зрения Цель: учить детей рисовать узоры в технике кружевоплетения. Задачи: -Продолжить учить рисовать узоры гуашью применяя разные декоративные.

Конспект занятия по ИЗО деятельности. Декоративное рисование «Ромашки» Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким.

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню мезенской росписи на МААМИстория самой древней росписи Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мезенские узоры». Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста декоративное рисование
Опубликовано: 16 марта 2025 в 17:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мезенские узоры». Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста декоративное рисование» (включая файлы) размещена пользователем Анна Зиборова (УИ 10364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных