Елизавета Авдеева
Воспитание у дошкольников интереса к народной культуре. Конспект совместной деятельности в средней группе «Гирлянда дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные:
Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Кувадку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безликая кукла).
Развивающие:
Развитие творческих способностей и творческого мышления, тактильного восприятия, координации в системе «глаз-рука».
Воспитательные :
Публикация «Воспитание у дошкольников интереса к народной культуре, Конспект совместной деятельности в средней группе „Гирлянда дружбы“» размещена в разделах
- Гирлянда дружбы
- День народного единства, 4 ноября
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Предшествующая работа:
-Беседа о старинных детских игрушках «Куклы наших бабушек».
-Создание коллекции лоскутков.
-Пеленание кукол и других игрушек.
-Лепка кукол – пеленашек.
-Рассматривание альбома на тему: «Такие разные куклы».
Используемая литература:
1. Истоки: Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : Сфера,2013.
2. Берстенева Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками - Белый город, 2010.
3. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.
Материал и оборудование:
-Письмо.
-Рабочий стол.
-Набор ниток.
-Набор лоскутков ткани.
-Кукла «Кувадка».
-Фотоаппарат.
Методические приемы:
-Чтение воспитателем письма.
-Рассказ воспитателя «Кукольная история»
-Вопросы к детям.
-Рассказ воспитателя с показом способа изготовления.
-Выбор детьми материала для работы.
-Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
-Индивидуальная работа.
-Фотографирование детей с «Гирляндой дружбы».
Ход совместной деятельности:
-Дети, я вас сегодня собрала для важного дела. Для нашей группы из Италии пришло письмо. Можно я его прочитаю?
«ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Просим всех детей принять участие в миротворческой акции «Гирлянда дружбы» по сохранению мира на Земле!
Это не конкурс - это МИРОТВОРЧЕСКАЯ АКЦИЯ, в которой может принять участие любой желающий, прислав свою часть гирлянды из куколок Кувадок для объединения в одну большую всемирную гирлянду дружбы.
Гирлянда из самодельных кукол очень напоминают фигурки взрослых и детей со всей нашей планеты, которые взявшись за руки, создали бы общий хоровод вокруг земного шара. Тогда куклы-берегини Кувадки берегли бы нашу красавицу-Землю.
Присоединяйтесь!»
-Что вы думаете об участии в этой акции? (Ответы детей).
-Послушайте «Кукольную историю».
Давным-давно на Руси, когда не было ещё фабрик по производству игрушек, люди, чтобы развлечь своих детишек, сами придумывали для них игрушки. Кукла «Кувадка» была одной из первых кукол, которую видел ребенок. (Показываю такую куклу). Эти куклы вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Число куколок «Кувадок» над колыбелью малыша было обязательно нечетным.
-Какие нечетные числа вы знаете? (Ответы детей).
-Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша. Обычно делали связку из 3- 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
-Дети, вы что-то видите на лице куклы? (Ответы детей).
-Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в неё может вселиться злой дух и применить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит, и недоступная для вселения в неё злых сил.
-Дети, хотите смастерить эту простую куколку «Кувадку»?
-Что нам для этого нужно? (Ответы детей).
Рассказываю и показываю способ ее изготовления.
-Лоскут белой ткани скручиваем к середине по длинным сторонам, получился валик.
-Скрученный валик перегибаем пополам, отступая немного от сгиба, обматываем ниткой красного цвета несколько тугих витков, концы связываем узлом – это голова и туловище куклы.
-Из разноцветного лоскута делаем еще одну скрутку, на концах, отступая немного, делаем обмотку красной ниткой – это руки.
-Скрутку из разноцветной ткани укладываем в скрутку из белой ткани под головой и фиксируем несколькими витками красной ниткой: сначала на линии талии, а потом крест-накрест на груди.
-Вот и готова кукла «Кувадка»! Она вам нравится?
-Желаю и вам успеха!
-Дети, для своей куклы выберите лоскутки и нитки по своему желанию.
Для детей, кто не умеет завязывать нитки, можно приготовить круглые резинки. С ними дети смогут зафиксировать детали куклы более простым способом. И в результате получат такую же куклу, как и у других детей.
-Самостоятельная работа детей.
-Индивидуальная работа с детьми.
-Дети, вы настоящие мастера!
-С каким настроением вы мастерили куклу?
-А что интересного вы сегодня узнали?
-Что вам понравилось?
-Какой вопрос у вас появился?
-Чтобы создать гирлянду, мы навесим наших «Кувадок» на ленточку. Какая красивая «Гирлянда дружбы» у нас получилась! Сфотографируемся, а фотографию отправим на миротворческую акцию.
Наши куколки «Кувадки» за мир!
Люди мира, за руки возьмитесь,
Шар земной обнять под силу нам.
Войны на земле, остановитесь!
МИР ПОДВЛАСТЕН НАШИМ ГОЛОСАМ!