«Куколка для малыша по имени Кувадка». Конспект НОД для воспитанников старшей группы с использованием ИКТ

Елена Швецова
«Куколка для малыша по имени Кувадка». Конспект НОД для воспитанников старшей группы с использованием ИКТ

Куколка для малыша по имени Кувадка.

«Куколка для малыша по имени Кувадка». Конспект НОД для воспитанников старшей группы с использованием ИКТ

Конспект НОД для воспитанников старшей группы по образовательной области «Художественное творчество» (изготовление тряпичной куклы Кувадки бесшовным способом) с использованием ИКТ.

Задачи. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину. Познакомить с историей, традициями, бытом и культурными ценностями кубанских казаков. Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Кувадку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

Трудовые действия. Шнуровка крест-накрест и завязывание узелков в использовании дидактической игры «Шнуровки».

Базовые интеллектуальные умения и способности. Способность к восприятию и осмысленному преобразованию формы складыванием, сгибанием ткани и скруткой прочными нитками;

Технологическая карта. «Тряпичная кукла Кувадка» в наглядно-методическом пособии для старшей группы.

Материалы, инструменты, оборудование. Для показа детям – ноутбук, презентация «Мастер-класс Катюши. Мои куколки Кувадки за мир!», тряпичные куклы, куклы-пупсы с одеялами и платочками для пеленания, пластмассовые ведра и шарики, атрибуты - головы коней на палках; технологическая карта «Кукла Кувадка» в наглядно-методическом пособии. Для каждого ребенка – набор из двух лоскутов разного цвета – одноцветный размером 20х10 см; цветной размером 6х6 см; прочные нитки.

Предварительная работа. Экскурсия в музей дошкольного учреждения и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы»; создание коллекции лоскутков; пеленание кукол и других игрушек;

Информация для педагогов и родителей. В древности существовал такой обряд "кувада", магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. Отцу ребенка отводилась активная роль - он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магический обряд - "куваду". Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного.

Для изготовления туловища куколки все куски ткани нужно отрывать, а не резать ножницами. Непременное условие – не использовать новую ткань, а брать лоскутки старой одежды. Кроме того, это должен быть «счастливый» текстиль, т. е. тот, который вы не носили во времена невзгод, грустных периодов жизни, стрессовых или конфликтных ситуаций.

К концу 19 века истоки этого древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Число куколок Кувадок над колыбелью малыша было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша. Обычно делали связку из 3- 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в неё может вселиться злой дух и применить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит, и недоступная для вселения в неё злых сил.

Содержание занятия.

Педагог. Сегодня собрались мы с вами на смотрины наших казачек. Ведь им уже 6 год пошел. А сейчас пора поприветствовать наших казачек-красавиц! (Звучит песня Кубанского казачьего хора «Ой, да Краснодарский Край).

Раздается плач ребенка. Педагог подходит к люльке и качает малыша, успокаивая его, напевает ему колыбельную песенку.

Педагог. Как только в семье рождалась девочка, крестная ее мыла, смывая с нее все заботы. Через 7 дней ее крестили. А как только девочка начинала делать первые шаги, ей дарили гребешок, платок и ленточку.

Вот мы сегодня собрались для того, чтобы посмотреть, какие казачки растут у нас.

Игра с куклой «Повяжи платочек».

Педагог. Пятилетняя казачка на покос родителям еду носила, могла постирать белье, помогала вести хозяйстве маме и бабушке. Пока родители в поле, должна казачка воды наносить. А идти нужно к реке, да воду по дороге не пролить и не расплескать! У казаков есть поверье: будешь умываться свежей студеной водой – станешь лицом пригож, умом богат, будешь ловким и сильным.

Игра «А я по воду пошла».

Педагог. В три года маленькие казачата свободно сидели на лошади, а в десять лет подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном дежурстве.

Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Особое, почетное место в домашнем хозяйстве занимала лошадь, так как у казака она была главным животным. Казаки говорили, что конь и человек должны любить друг друга. Они не просто друзья, но товарищи по оружию.

Педагог спрашивает детей, какие казачьи традиции они знают? (Когда старшие говорят, младшие молчат, старшим нельзя грубить, когда заходят в дом, снимают одежду.).

У казаков было главное занятие – охранять свою Родину, воевать, если нужно было. А чтоб охранять границу от врагов казаки должны быть сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, честными. Мальчики-казачата помогали отцу в поле, но очень много времени проводили верхом на лошади.

Игра «Казачьи скачки».

Педагог. Как только девочке исполнялось три года, старшие поручали ей присматривать за младшим годовалым малышом, братом или сестрой.

Педагог рассказывает детям, что давным-давно, когда не было ещё фабрик по производству игрушек, люди, чтобы развлечь своих детишек, сами придумывали для них игрушки-забавы: деревянные свистульки и трубочки, разные фигурки животных и людей. И даже первую куклу для девочек придумали сделать из деревянного поленца. Возьмёт девочка берёзовое поленце, повяжет платочек, из старого куска ткани от бывшего маминого сарафана смастерит юбку, кофту и фартук и играет в дочки-матери. Таким образом, девочка приучалась ухаживать за малышами, управляться по хозяйству. А что же мастерили для малышей? Ведь не дашь в руки им полено!

И тогда мамочки, чтобы успокоить плачущего малыша, обворачивали деревянную ложку в тряпочки, получалась куколка. Для самых маленьких из разноцветных лоскутков "крутили" много-много маленьких куколок и нанизывали на верёвку, как гирлянду. Подвесит мама такую яркую гирлянду, над люлькой малыша и спокойно занимается хозяйством.

Педагог. Давайте и мы с вами посмотрим, какие из вас получились бы няньки.

Игра с куклой «Запеленай малыша».

Педагог вместе с детьми разыгрывает сценку «Укачаю мою пеленашку», показывает, как куклы Кувадки успокаивают малыша при укачивании.

Педагог. Давайте и мы попробуем сделать вместе с детьми эту простую куколку-Кувадку. Так её называли наши предки.

Педагог показывает на экране ноутбука презентацию «Мастер-класс Катюши. Мои куколки Кувадки за мир!».

Дети выбирают лоскутки и прочные нитки по своему желанию. Педагог помогает выбрать материал по их умениям и способностям. Мальчикам необходимо помочь изготовить Кувадку-мальчика.

Самостоятельная деятельность. «Верчение» тряпичных куколок Кувадок в свободное время в детском саду и дома вместе с родителями. Организация интерактивной выставки и мастер-класса для родителей, бабушек и дедушек.

Внимание: для тех детей, кто не умеет завязывать нитки или шнурки на случай предотвращения неудачи можно приготовить круглые резинки. Если педагог не успеет вовремя прийти на помощь, дети смогут зафиксировать детали куклы более простым способом. И в результате получат такую же куклу, как и у других детей.

После занятия. Оформление выставки в виде макета или изображения Земли в окружении гирлянды из кукол-оберегов Кувадок, взявшихся за руки для сохранения мира на Земле.

В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы Кувадки.

Взаимодействие с семьей. Посоветуйте родителям смастерить дома вместе с детьми тряпичных кукол Кувадок в подарок родным и близким как оберег. Дети дарят родителям своих куколок Кувадок для сохранения мира в семье.

Интеграция разных видов деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих тряпичных кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.

Практический результат: коллективная выставка куколок Кувадок «Нарядный хоровод».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Кукла моя изначальная»Проект «Кукла моя изначальная» .

Весенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУВесенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Весенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Здравствуйте, уважаемые коллеги! На базе нашего дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Новый год
  • Космос
Автор публикации:
«Куколка для малыша по имени Кувадка». Конспект НОД для воспитанников старшей группы с использованием ИКТ
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 18:13
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
22 января. Треугольный день на МААМ

«Треугольник, три угла — посмотрите детвора» — очередной тематический день посвящен этой геометрической фигуре. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить ребенка с...

22 января. День рождения попкорна

В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о полезном лакомстве – попкорне, устроить опыты и эксперименты с ним (благо, «попкорн для микроволновой печки» продаётся в любом магазине)....

Благодарность сайту МAAM и моим коллегам, или про победу на конкурсе
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня были опубликованы результаты Международного конкурса "Лучший педагог года " 2020. Я хочу выразить благодарность...
Конспект занятия по рисованию красками «Аквариум с рыбками»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с акварельными красками; учить рисовать округлый предмет и аккуратно закрашивать его, по окончании...
Консультация «Азбука экологии на прогулке»
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях в природе должно сочетаться с пониманием ее ценности для общества и человека, с овладением нормами...