Приложение МААМ

Конспект совместной экспериментально-исследовательской деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы

Ольга Парамонова
Конспект совместной экспериментально-исследовательской деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Образовательные задачи: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Поддерживать стремление дошкольников использовать систему обследовательских действий для выявления особенностей и свойств воды. Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.

Публикация «Конспект совместной экспериментально-исследовательской деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Развивающие задачи: развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

Воспитательные задачи: воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей словами: пресная, Мертвое море, ключевая, активированный уголь, угольный фильтр.

Методы и приемы:

1) Сюрпризный момент – электронное письмо.

2) Показ на мультимедийной установке.

3) Ориентировка в пространстве по карте.

4) Вопросы.

5) Имитационные движения руками.

6) Постановка исследовательской задачи.

7) Проведение опытов.

8) Вывод по результату исследования, сделанный детьми.

9) Ответы детей.

10) Поощрения.

11) Вручение подарков.

Предварительная работа:

1. Беседа «Значение воды в природе».

2. Рассматривание иллюстраций «Реки, моря, океаны».

3. Наблюдение на прогулке.

Материалы и оборудование:

мультимедийная установка;

карта с указанием передвижения;

запись «волшебной музыки», шума морской волны;

сосуд с водой (500 мл) – 2 шт., (с надписями «соленая», «пресная» вода);

сосуд пустой – 1 шт. ;

яйцо – 1 шт. ;

ложка – 1 шт. ;

салфетки;

колба с грязной водой – 1 шт. + по количеству детей;

ватные диски (упаковка);

активированный уголь (5 упаковок);

воронка – 1 шт. + по количеству детей;

чистая колба – 1 шт. + по количеству:

тарелочки с водой – по количеству детей;

кувшинки (белые, розовые) – по количеству детей;

сундучок;

минеральная вода без газа – по количеству детей;

шоколадные медальоны.

Ход совместной деятельности.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло интересное электронное письмо. Хотите посмотреть, что это за письмо?

На экране мультимедийной установки появляется пират

Пират: Ребята, здравствуйте, меня зовут Джек, я – пират. Но вы меня не бойтесь, я не разбойник, а любитель приключений и путешествий. В царстве царя Нептуна, на дне морском, спрятаны сокровища, которые я должен найти. Одному мне не справиться. Чтобы найти сокровища нужно много узнать о воде. Поможете, ребята? Вам в помощь будет моя карта, которую вы найдете в морском царстве. Спасибо! До встречи!

Воспитатель: ребята, поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда не теряя времени, отправляемся в путешествие в подводное царство. Для этого нужно сказать волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь». Повторяйте все за мной.

Звучит «волшебная» мелодия.

Дети проговаривают волшебные слова, поворачиваясь вокруг себя.

Воспитатель: вот мы с вами и оказались в морском царстве. А это что такое?

Ответы детей. Воспитатель указывает на карту.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна карта?

Предположения детей.

Воспитатель: Молодцы. Карта поможет нам двигаться в правильном направлении. Куда же нам идти, как вы считаете, ребята?

Дети указывают по карте дорогу.

Воспитатель: правильно, ребята, нам нужно дойти до Соляного рифа.

Фоном звучит шум морской воды.

Дети идут к Соляному рифу, изображая передвижение в воде (разводят в стороны руками).

1 остановка.

Соляной риф

На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл, 1-емкостью 1 л. На первом сосуде написано – соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка.

Воспитатель: Смотрите, ребята, морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в сосудах? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужно яйцо?

Предположение детей.

Воспитатель: А мы с вами опустим яйцо в воду. В какую воду мы опустим его сначала?

Дети выбирают воду. Воспитатель помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.

Воспитатель: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?

Ответы детей. Воспитатель подводит к выводу.

Воспитатель: Яйцо не тонет, потому что в соленой воде большое количество содержания соли.

Воспитатель: А как вы думаете, что получится, если смешать соленую и пресную воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы проверим ваши предположения опытным путем. Мы положим яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливаем по очереди воду из обеих банок (демонстрирует). Что вы видите, ребята? Правильно. У нас получился такой раствор, в котором яйцо не тонет и не всплывает. Оно будет держаться, как подвешенное посредине раствора.

Воспитатель: А знаете, на нашей земле есть такое соленое-присоленое озеро, это озеро люди называют Мертвым морем. Люди там купаются и не боятся, потому что они не тонут. Они лежат на воде и наслаждаются!

Воспитатель показывает слайд Мертвого моря

на экране мультимедийной установки.

Воспитатель: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте?

Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь, выполняя имитирующие движениями руками.

2 остановка.

Мыс чистой воды.

Воспитатель: Что у нас здесь, ребята?

Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе.

Воспитатель: Ой, ребята, как я хочу пить!

Берет колбу с грязной водой. Пытается пить.

Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему

(она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).

Воспитатель: Какую воду можно пить?

Ответы детей (чистую воду, ключевую, питьевую).

Воспитатель: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы ее можно было пить?

Дети: Ее можно очистить.

Воспитатель: А как ее можно очистить?

Ответы детей.

Воспитатель показывает активированный уголь.

Воспитатель: Ребята, кто-нибудь знает, что это такое?

Предположение детей.

Воспитатель: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен?

Выслушиваются предположения детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Где же его можно взять?

Дети: В аптеке.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, можно ли очистить грязную воду активированным углем?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим. Сделаем угольный фильтр.

Воспитатель показывает детям последовательность проведения опыта.

Дети повторяют, используя собственные приборы.

Опыт: взять чистую колбу. В нее опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь.

Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу.

Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода.

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?

Ответы детей. Воспитатель подводит к выводу.

Воспитатель: Правильно, ребята, значит, воду можно очистить, используя активированный уголь.

Воспитатель: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр. Идем дальше? Куда?

Дети указывают направление на карте.

зостановка.

«Остров волшебных кувшинок»

Воспитатель и дети передвигаются по залу в выбранном направлении,

имитируя движения руками, идут к конечной остановке,

к «Острову волшебных кувшинок».

Воспитатель: Что же здесь нас ждет?

Дети перечисляют все, что видят на столе.

(Кувшинки розовые, белые,

индивидуальные тарелочки с водой для каждого ребенка).

Воспитатель: Какие кувшинки для нас приготовил морской царь? А почему они закрытые? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, вы правы. У вас есть свои маленькие водоемы, как вы думаете, оживут наши кувшинки, если мы опустим их в чистую воду?

Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться.

Воспитатель: Это чудо! Что произошло?

Ответы детей. Воспитатель подводит к выводу.

Воспитатель: Вода проникает везде, в том числе и в листья кувшинки. Вода питает листья поэтому они раскрываются. Вода – это жизнь. Что произойдет, если не будет чистой воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно вы сказали, ребята, без воды умрет все живое на земле. Посмотрите на экран, мы с вами увидим, какой красивой бывает вода на Земле.

Показ на мультимедийной установке красивых рек, озер, морей, водопадов нашей Земли. (5-6 слайдов)

Воспитатель: Вот какая красота! Посмотрите, мы прошли весь путь. Много узнали нового о воде. Ну, а теперь вперед к сокровищу!

В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его.

Воспитатель: Ребята, а вот и наше сокровище. Но получим мы их, если вспомним все, что узнали о воде. Итак, вспоминайте, вода бывает (соленая и пресная; в соленой воде предмет не тонет). Грязную воду пить нельзя, а можно пить какую воду? (ответы детей). Как можно очистить воду? Почему распускаются цветы?

Воспитатель: А теперь открывайте сундучок, что же там? Вода…

В сундучке лежат маленькие бутылочки минеральной воды для детей без газов и шоколадные медальоны.

Воспитатель: Ребята, а ведь это и есть настоящее сокровище – вода! Без воды умрет все живое! Скажите, надо беречь воду? Правильно, воду надо беречь. Вот какое сокровище искал наш друг Джек. Спасибо вам за помощь, ребята. Мы с вами нашли настоящее сокровище. В подарок за вашу доброту Джек дарит вам это сокровище и золотые медальоны. Но нам пора возвращаться!

Воспитатель вручает детям подарки.

Воспитатель: Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я окажусь!»

Звучит «волшебная» музыка.

Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова.

Воспитатель: Ну, вот мы и в саду. Спасибо, ребята!

Дети и воспитатель уходят.

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Проект по ознакомлению со свойствами воды и ее значением в жизни «Путешествие с капелькой Капитошкой» Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной экспериментально-исследовательской деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 12:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной экспериментально-исследовательской деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Парамонова (УИ 85223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД