Галина Ларионова
Конспект спортивного праздника с детьми старшего дошкольного возраста «Турнир амазонок»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлен сценарий спортивного праздника для детей старшего возраста, посвященного фестивалю народного творчества чувашского народа. Дошкольники окунулись в мир реального и фантастического прошлого – это «Турнир Амазонок»
В ходе праздника решались задачи физического совершенствования, приобщения детей к традициям и культуре чувашского народа, формирования интереса к истории родного края.
Публикация «Конспект спортивного праздника с детьми старшего дошкольного возраста „Турнир амазонок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сюжет событийного мероприятия предусматривала выполнение детьми «боевых» заданий, в ходе которого «бесстрашные амазонки» и «отважные рыцари» в исторических костюмах поиграли в игры, постреляли из лука, посоревновались на силу, ловкость и меткость. Тем самым дошколята показали, что они совершают самоотверженные поступки по защите национального духовного наследия чувашского народа.
Ключевые слова. Фестиваль народного творчества, игры-эстафеты, двигательные умения и навыки, здоровый образ жизни, здоровье.
Актуальность.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогиче-ским вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложив-шиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, что-бы не утратить исторического национального языка и самобытности. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении здоровья и развитии добрых народных обычаев и традиций.
Здоровье считалось главным добром в жизни человека, поэтому, как заметил академик Г. В. Волков, словосочетание «Ырл х-сывл х» в чувашском языке выступало всегда сегодня оно является пожеланием добра «ырл х- сывл х сунат п»- «желаю всего хорошего».
Народ – носитель национальных традиций. Им накоплено великое богатство народной муд-рости, знаний и культурных традиций в сфере воспитания человека, здорового телом и душой.
Наши предки, говорят, были язычниками. Они создавали сказания и легенды, поклонялись многочисленным богам и мифическим существам. «По преданиям и легенде, чувашские жен-щины были воинами. Слава о непобедимых амазонках разнеслась по всему миру. Например, итальянец Фра-Мауро на своей карте обозначает территорию нынешней Чувашии как часть Амазонии. Даже грозные татаро-монголы терпели от амазонок поражения. На память о боевом прошлом у чувашских женщин остались головной убор тухъя и на грудное украшение шулкеме, напоминающее кольчугу…»
Конспект спортивного праздника
с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Турнир Амазонок".
Форма проведения: игры-эстафеты
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Вызвать у детей интерес к чувашским играм, состязаниям; систематизировать пред-ставления детей о женщин-воительниц, защитниц своей земли, национальных богаты-рях как физически и духовно непобедимых личностях
2. Систематизировать знания детей о чувашских сказках и легендах, об этнических кате-гориях «добро» и «зло», вызвать умение сопереживать добрым персонажам сказки, со-чувствовать им, огорчаться за поражения и радоваться успехам
3. Развивать физические качества средствами народных подвижных игр-забав, эстафет, состязаний.
Оздоровительные задачи:
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни посредством народных чувашских подвижных игр-эстафет.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к чувашским народным сказкам и легендам, любовь к родному краю, языку, народу
2. Создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств;
Предварительная работа: стрельба из лука, просмотр анимационного фильма студентки 5-го курса художественно-графического факультета ЧГПУ Дарьи Степановой о легенде чуваш-ских амазонках.
Оборудование: 2 мишени для стрельбы из лука игры, 2 обруча, 2 веревки, 2 мешка, 2 фит-больных мяча, серпы для девочек, пучок колосьев,, звукозаписи народных мелодий, мульти - медиа установка, презентация PowerPoint
Амуниции: костюмы рыцарей для мальчиков, костюмы амазонок для девочек, тухъя (голов-ной убор у чувашского народа, шулкеме (нагрудное украшение, меч и щит для каждого участника.
Ход развлечения
Инструктор по физической культуре. Добрый день и добрый час очень рада видеть вас!
Воспитатель. Мы собрались для того, чтобы отметить замечательный праздник «Фестиваль народного творчества». И решили провести его необычно.
Инструктор по физической культуре. Это будет турнир «Амазонок», которые попытаются за-воевать сердца мальчишек нашей группы.
Воспитатель. Вы спросите: «Почему турнир Амазонок и кто это?». Амазонками называли женщин-воительниц, защитниц своей земли, наравне с мужчинами сражавшихся с врагами своего народа.
«…В древности, среди наших бабушек и прабабушек, жили, говорят, женщины - воины— Амазонки, одетые в воинские доспехи. Верхом на коне - защищали земли Чувашские… И слава о непобедимых амазонках разнеслась по всему миру. Например, итальянец Фра-Мауро на своей карте обозначает территорию нынешней Чувашии как часть Амазонии. Даже грозные татаро-монголы терпели от амазонок поражения. На память о боевом прошлом у чувашских женщин остались головной убор тухъя и на грудное украшение шулкеме, напоминающее кольчугу…»
Амазонки прекрасно владели оружием и нередко побеждали более сильную половину чело-вечества. Легенды об Амазонках существовали во всех частях света.
Инструктор по физической культуре. Но времена легенд ушли в далёкое прошлое. И теперь женщины остались «воительницами». Они служат в военных организациях нашей необъят-ной страны, занимают высокие посты в управлении государством, достигают высоких результатов в спорте.
- Ребята, какие женские виды спорта вы знаете? (баскетбол, волейбол, плавание, футбол, хок-кей, керлинг, фигурное катание, сноуборд, биатлон, каратэ, бокс и т. д.). Правильно, наши женщины выступают во всех видах спорта, что и мужчины.
Воспитатель. В честь прекрасной половины человечества слагают стихи, для них поют сере-нады, им дарят цветы.
Сегодня наши девочки будут совершать подвиги вместе с мальчишками. И мы представляем команду «Амазонок» и «Рыцарей».
Итак, мы начинаем турнир.
1. Эстафета «Лабиринт»
Дошколята строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых рук и передают друг другу обруч, пропустив его через себя.
2. Эстафета «Высота»
Чтобы контролировать свою территорию приходилось повыше забираться. Вот и мы прове-дем конкурс «высота». Участники по очереди поднимаются по гимнастической лестнице вверх, перемещаются приставными шагами на соседнюю лестницу и спускаются по ней вниз. Передают эстафету следующему члену команды.
3. Эстафета «Охота»
Как вы знаете, охота была излюбленным развлечением амазонок и рыцарей. Вам, уважаемые амазонки и рыцари, предстоит загнать в эти силки (дает каждой команде по мешку) как можно больше зверей, которые блуждают по всему лесу. Лесом послужит наш большой зал, здесь и ищите добычу. (Игрушки зверей и птиц заранее спрятаны в разных местах зала). Внимание! Рог трубит! Охота началась! (Идет поиск игрушек в течение 2-3 минут.) А сейчас подсчитаем охотничьи трофеи. (Называет количество собранных каждой командой игрушек).
4. Эстафета «Пещеры»
Участники бегут до препятствий (полуобруч на подставке, проползают под ним и обратно бегут без барьеров. Передают эстафету следующему члену команды.
Воспитатель. Мудрая пословица наших предков гласит: «Не копьем убивают, а (умом)». Давайте сейчас скрестим шпаги находчивости ума.
5. Интеллектуальный дуэль «Хозяюшка» Узнайте, что это ( например: молоко- напиток, груша – фрукт).
1 команда
• Помидор (овощ)
• Банан (фрукт)
• Огурец (овощ)
• Карась (рыба)
• Вишня (крупа)
• Петух (птица)
• Гречка (крупа)
• Кисель (напиток)
• Корова (животное)
• Мухомор (гриб)
2 команда
Рис (крупа)
Чай (напиток_
Яблоко (фрукт)
Сом (рыба)
Индюк (птица)
Кока-кола (напиток)
Подберезовик (гриб)
Малина (ягода)
Апельсин (фрукт)
Вербдюж (животное)
Инструктор по физической культуре: почувствовали, какие вы все сообразительные, догадли-вые (ответы детей). Ну, тогда, можем продолжить наши соревнования. Позабавьте-ка вы нас, бесстрашные амазонки и рыцари удачи, глазом зорким, рукой твёрдою!
6. Конкурс. «Поймать зверя»
Стрельба из лука» (ух ран пересси). На противоположной стороне лежат лук и стрелы. Игроки каждой команды бегут на противоположную сторону, предварительно обегают вокруг стойки три раза, прицеливаются и стараются попасть в самый центр мишени.
Последовательность выполнения упражнения
- выбрать правильное положение тела
-заряжаем стрелу
-хват тетивы
-изготовка и натяжение тетивы
- прицеливание и выпуск
Воспитатель. - Как и во все времена дамы стремятся быть стройными и гибкими.
Конкурс «Мисс гибкая талия». Девочки крутят обруч
Правила. Если силы равны, то ведущий предлагает поднять руки вверх, пройти вперед, назад, повернуться и т. д. пока обруч у одной из конкурсанток не упадет.
Инструктор по физической культуре: в число важнейших народных обычаев издревле входи-ло мериться силой. Итак, я предлагаю окунуться в прошлое и снова вспомнить эту замеча-тельную традицию. «Головой думай, а силой борись» так гласит чувашская пословица. Пора испытать силу вашу, да ловкость.
Конкурс. Железный пресс. Мальчики, обматывают веревку на пояс и перетягивают друг дру-га в свою сторону.
Правила. На спортивной площадке с двух сторон лежат щит и меч, кто его первым возьмет, тот и побеждает.
Воспитатель. Как и во все времена, людям необходима одежда, чтоб не только укрыть тело, согреться, но и стильно выглядеть. А в чувашских лесах самыми меткими, самыми стильными охотниками, одетыми в богатые одежды, считались амазонки и рыцари.
Конкурс модельеров (Дефиле — демонстрация моделей одежды)
Инструктор по физической культуре: - Итак, наши прекрасные «Амазонки» в окружении «Рыцарей» нашей команды провели блестяще. У всех блестят глаза, порозовели щечки, они ловкие и умелые, у них замечательное настроение, а значит, наш турнир Амазонок прошел не зря. Давайте поаплодируем нашим командам!
Литература:
1. Кожанова М. Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента образования. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005. – 120 с.
2. Махалова И. В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания. «Родники здоровья» : примерная парциальная образовательная про-грамма/ - Чебоксары: Чуваш. Книжное издательство, 2015
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта до-школьного образования»
5. Юхма М. Н. Древние чувашские боги и герои: Легенды и мифы древностей Чувашии. Чебоксары: Чувашия, 1996
6. Чувашские легенды и сказки /Сост. Е. С. Сидорова; пер. с чувашс. С. Шуртакова. Чебок-сары: Чуваш. кн. изд-во,1975
7. Ссылка. Легенду о чувашских амазонках рассказывает в своем анимационном фильме сту-дентка 5-го курса художественно-графического факультета ЧГПУ Дарья Степанова.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9471145322653597366&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DyCzlByWzVTs&text=%D0%A7%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8&path=sharelink