Папки-передвижки

Конспект тематического занятия «Птичьи голоса» (старшая группа) (1 фото)

Марина Меньшикова
Конспект тематического занятия «Птичьи голоса» (старшая группа)

Цели и задачи.

- Расширить кругозор детей о птицах.

- Показать обычное явление под новым углом зрения.

-Продолжать развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.

- Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование.

1. Презентация Power Point с изображением птиц и их голосам

Ход занятия.

Воспитатель: О чём будет наша беседа, вы узнаете, отгадав загадку:

(слайд №1)

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…

Публикация «Конспект тематического занятия „Птичьи голоса“ (старшая группа)» размещена в разделах

Значит наше занятие будет посвящено теме: «Птицы». Каких птиц вы знаете и можете назвать?

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие - в поле, третьи – на болоте или в горах. Не беда, что многие улетели зимовать в тёплые края. Многих пернатых друзей мы собрали вместе на нашей классной доске.

Мы поближе познакомимся с ними и узнаем, как и почему птицы получили своё название.

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Имена птиц» :

Забавные у птиц встречаются имена. Ну вот, например, птица поганка. Поганка, да ещё рогатая! Или птичка завирушка, или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просенка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое имя чиж или чечётка? И вот, пожалуйста: зеленушка, синехвостка, сизиворонка. Названия – прозвища лучше всего. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия. Зарянка – это та, что поёт на заре. Лунь – это тот, что «сед, как лунь». Кукушка… «Кукушка, кукушка сколько мне лет ещё жить?». А она «ку-ку» да «ку-ку». И чем дольше кукует, тем ты больше доволен. Бывают названия скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная. Птица – и вдруг «обыкновенная». Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. Живое не бывает «обыкновенным».

Замечательный отрывок из рассказа русского знатока и любителя природы Н. Сладкого. Действительно, живые, любопытные неугомонные хлопотуньи – птицы не бывают скучными и обыкновенными. А сейчас ребята расскажут нам, как и за что, птицы получили свои названия, а за одно и прослушаем их пение и голоса. Для начала прослушайте отрывок из стихотворения:

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает

(слайд № 2)

- О ком идёт речь?

- Правильно, о кукушке.

Итак, первой нам встретилась кукушка. Как,по- вашему, за что она получила своё название?

Ученик: Многие птицы сами себя назвали, другие получили названия за свой голос, за песню, за песню, за то, как она кричит. Вот эту серую с полосками на груди птичку слышали все. Это кукушка. Как вы думаете, за что эта птица могла получить своё название? Конечно, за то, что кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Кукушка сама подсказала людям, как её называть, и это услышали не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», французы-«куку», болгары – «куковица», немцы – «кукук». Все народы обратили внимание на один и тот же признак – крик кукушки, поэтому и название птицы звучит очень похоже. Кукуют только самцы, обычно они сидят на возвышении, на какой – нибудь горизонтальной ветке. Кукуют они и днём и ночью, но охотнее всего в утренние часы. И произносят свое «ку-ку» не больше 10 раз. Кукушки – являются предвестниками весны и лета.

Воспитатель: Кукушки, единственные из всех видов птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнёзда, и никогда сами не выкармливают своих птенцов. Кукушка – полезная птица. Они питаются только насекомыми. Но главная их заслуга в том, что они поедают, таких гусениц, которых не едят другие птицы, в том числе майских жуков и мохнатых гусениц. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.

(слайд №3)

Ученик: А вот над болотом летит длинноклювая птица. А клюв – то у неё такой интересный, загнут вниз. Внимание – птица закричала: «Кууу – лик! Кууу-лик!». И всем понятно как её зовут. Послушайте, как описывает куликов В. Бианки (читает)

«Кулики – стройные такие птицы на очень длинных ногах и с очень длинным носом. Живут больше на болотах, по берегам рек, озёр. Но они не плавают, не ныряют, только бегают у воды и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, иле, под камешками, в траве».

Кулики бывают разные: большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв короче, у других длиннее, и все они по - разному называются.

Ученик: Вот по стволу дерева бежит маленькая птичка (показывает картинку). Своим тонким длинным клювом она ловко вытаскивает насекомых. Птичка издаёт тонкий писк. Поэтому её прозвали – пищухой. Пищуха – похожа на мышонка серовато – бурая птичка с белым шёлковым брюшком. Но мы – то уж с вами всегда узнаем этот скромный серый комочек с длинным упругим хвостиком и характерным писком. Увидеть её можно рядом с парком или лесом, по берегам реки. Основная пища пищухи – жуки, гусеницы, тля, пауки. Уничтожая зимующих вредителей птица приносит большую пользу садам и лесам.

Воспитатель: Внешний вид птицы (цвет перьев, необычный клюв или хвост) тоже послужили в определении названия многих птиц. Представьте себе раннюю весну: снежинка растаяла – капелькой стала. Капля за каплей – ручеёк побежал. Ручеёк к ручейку и вся зима скатилась в реки, озёра и пруды. На деревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток, вдруг зелёный листик появился. Да необычный. С ветки на ветку прыгает, с дерева на дерево перелетает. И во весь голос поёт. Конечно это не листик, это птица. А зовут эту птичку Зеленушка. Послушайте почему её так зовут.

(слайд № 4)

Ученик: Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Пёрышки у неё зеленоватые - как первые свежие листики на дереве. За это и прозвали её – зеленушкой. Зеленушка поёт у всех на виду. Песня её похожа на звон колокольчиков. А гнездо строит в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это наверное, для того чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.

(слайд №5)

Ученик: Рябчик – это небольшая, размером с галку, пухлая птица. У неё маленькая голова и короткий клюв. Большую часть времени проводит на земле, где ведёт скрытый образ жизни. Рябая окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Он может затаиться в лесу так, что в двух шагах пройдёшь – не заметишь. Это довольно молчаливая птица. Основной голосовой сигнал – протяжный и очень тонкий свист. Кормятся семенами деревьев, ягодами на болоте. А живут они по берегам рек, вблизи лесных родников.

Физминутка.

Встали. Отдыхая, будь внимателен.

Прилетели птицы, я называю птиц, вы машете руками если это птицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, волки и чижи, аисты, кукушки, плюшки и ватрушки, лебеди и утки.

И спасибо шутке!

- А знаете ли вы, что –Кукушка за один час может съесть 100 гусениц.

- А знаете ли вы, что – сова уничтожает за лето 1000 мышей.

- А знаете ли вы, что –самый сильный из насекомых жук – носорог. Сам весом 14 гр., а может тащить груз в 1 кг.

Показ следующего слайда № 6.

Ученик: Нет такого человека, который не знал бы эту птицу. Синицы настолько заполнили нашу жизнь, что мы их порой просто не замечаем. Во время гнездования синицу почти не видно. В это время она в лесах, парках и садах. И только с наступлением холодов начинает перебираться ближе к человеческому жилью. Синицы приносят много пользы и в холодные и голодные времена нуждается в нашей поддержке. Многие из нас зимой подкармливают разных птиц, делая кормушки или просто насыпают корм. И это правильно. Синица первый предвестник весны. Начинает наполнять улицы своим пением уже с конца февраля. Песенка синицы довольно своеобразна, но их звучные и чистые свисты весной, греют душу. Поют у синиц только самцы.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой и скажите о какой птице идё т речь:

В чаще лесной у полянки,

Рада вечерней поре,

Птичка лесная зарянка

Песню запела заре.

(слайд № 7)

Ученик: У этой птички два имени – зарянка и малиновка. Малиновкой её прозвали за яркую малиновую грудку. Зарянкой, потому что именно на утренних и вечерних зорьках, когда солнце ещё не взошло или уже село, особенно громко слышится её звонкая трель. Птица нежная и добродушная. Гнездится зарянка на земле под корнями деревьев или в кустах.

Воспитатель: Итак, как вы уже убедились все названия птиц произошли в зависимости от какого-то определённого признака, присущего лично той или иной птице (кто-то красиво поёт, у кого-то яркое оперение и т. д.) А теперь послушайте, о чём просят нас наши птицы.

Ученик 1: Ты гнёзда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнёзд.

Ты в наши гнёзда не смотри,

Не становись на пни.

Ученик 2: Яичек тёплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.

Все хором: И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят

И вот на этой позитивной ноте, мы с вами заканчиваем нашу беседу о птицах. Надеюсь вы узнали много нового и интересного. Всем спасибо.

В течении вечернего времени была изготовлена коллективная работа "Горлица".

Конспект тематического занятия «Птичьи голоса» (старшая группа)

Прикреплённые файлы:

ptichi-golosa_u8csn.pptx | 790,91 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Измерение» (старшая группа) Цель занятия: Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи; учить видоизменять фигуры путем.

Конспект занятия «Опыты с водой» (старшая группа) «Опыты с водой» Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Задачи: •Развивать умение делать выводы, умозаключения;.

Конспект открытого занятия «Птичьи разговоры» (музыкально - логопедический досуг для детей старшей группы) Учитель – логопед Минакова И. М. Воспитатель Ларина Н. Е. Воспитатель Миллер.

Конспект занятия «Дикие животные» (старшая группа) Конспект открытого занятия «Дикие животные». Цель: развитие связной речи детей через использование дидактических игр. Задачи: учить детей.

Конспект занятия-досуга по ПДД (старшая группа) Цель занятия: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать.

Конспект занятия по Лего-конструированию (старшая группа)Конспект занятия по Лего-конструированию (старшая группа) .

Конспект занятия по теме «Насекомые» (старшая группа) Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа) Воспитатель:Давыдова Елизавета Григорьевна Цели: • учить отгадывать загадки. •.

Конспект занятия «Профессии» (старшая группа) Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области Познание (формирование целостной картины мира) для детей старшей.

Конспект занятия «Прянички для мамочки» (старшая группа)Конспект занятия «Прянички для мамочки» (старшая группа) Цель: приготовить сюрприз маме, подарить радость детям и родителям (маме). Задачи: -дать детям представление о предназначении мужчин и женщин;.

Конспект занятия «О тех, кто умеет летать» (старшая группа) Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тематического занятия «Птичьи голоса» (старшая группа)
Опубликовано: 30 марта 2019 в 21:00
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД