Ирина Куроптева
Конспекты из цикла тренингов семинара-практикума «Как справиться с эмоциями…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
- способствовать выработке навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях у педагогов.
Задачи:
- сплочение педагогического коллектива,
- овладение методами саморегуляции, методами снятия психического напряжения,
- обучение техникам расслабления.
Продолжительность: 1 час
Теоретическая часть занятия не должна превышать 20-25 минут.
Участники: педагогический коллектив ДОУ.
Публикация «Конспекты из цикла тренингов семинара-практикума „Как справиться с эмоциями…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Форма и методы работы: групповое занятие с элементами тренинговых упражнений с применением психологических игр, групповой оценки, теоретической информации.
Ключевые понятия: эмоции, эмоциональное напряжение, аутотренинг, медитативные техники, релаксационные техники.
Предварительная работа: анкетирование педагогов по опроснику «Мой запрос на тренинг» на выявление профессиональных интересов педагогов относительно тем, форм и периодичности занятий.
Материал и оборудование: слайдовое сопровождение, раздаточный материал – памятки-рекомендации по способам снятия психомышечного напряжения, релаксации; музыкальное сопровождение.
В ходе разработки занятия были изучены работы следующих авторов:
1. Семёнова Е. М. (автор-составитель) Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М. : Психотерапия, 2006.
2. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб. : Издательство «Речь», 2005.
3. Чуриков А., Снегирев В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб. : Речь, 2006.
4. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб. : Издательство «Речь», 2005.
5. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» 2003, №5 (11)
Структура занятия:
Вступительная часть.
Приветствие педагога-психолога, сообщение цели занятия (3 мин.)
Цель: определение актуальности выбранной темы, создание в группе атмосферы доброжелательности.
Игра-разминка «Однажды в автобусе» (5 мин.)
Цель: снятие напряжения, сплочение участников группы, активизация положительных эмоций через создание игровой атмосферы и настроя участников на продуктивную работу, повышение групповой динамики.
Основная часть.
Мини-лекция «Что такое эмоции и как с ними справляться?»
Теоретическая часть занятия (3 мин.)
Дыхательные техники
Дыхательное упражнение «Успокаивающее дыхание» (5 мин.)
Цель: понизить возбудимость нервных центров, способствовать мышечному расслаблению, погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение.
Дыхательное упражнение «Ха - дыхание» (3 мин.)
Цель: обеспечить высокий уровень активности организма, поддержать нервно-психическую напряженность, преодолеть вялость и сонливость при утомлении, мобилизации внимания.
Техники расслабления мимической мускулатуры.
Упражнение «Маска релаксации» (5 мин)
Цель: снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление сил, произвольное и сознательное контролирование их состояний, управление соответствующими эмоциями.
Техника концентрации внимания.
Голосовая техника «Медитативное пение» (7 мин)
Цель: освобождение сознания, выход негативных переживаний.
Голосовая техника «Гудение» (3 мин)
Цель: освобождение сознания, выход негативных накоплений.
Техника визуализации и использование приемов воображения.
Зрительная техника «Тишина вместо таблеток» (5 мин)
Цель: снижение эмоционального фона, психическое расслабление, снятие антидепрессивного состояния, стимуляция творческой активности; улучшение желчевыделительной функции печени, уменьшение зрительного утомления – «усталости глаз», способствие нормализации артериального давления.
Зрительная техника «Избавление от тревог» (5 мин)
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Заключительная часть.
Обратная связь (5 мин.)
Цель: получение объективной критики и позитивной информации, определения трудностей, возникших в ходе занятия, эмоциональных переживаний, а также возможности использования полученного опыта в жизни.
Вступительная часть.
Приветствие.
Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности, определение актуальности выбранной темы.
Уважаемые педагоги, приветствую вас и благодарю за то, что нашли время и силы прийти на очередное занятие семинара-практикума (слайд№1).
Давайте задумаемся всегда ли легко и просто мы преодолевали сложные ситуации в нашей жизни, умеем ли мы управлять собой в таких ситуациях? Если вы никогда не испытываете волнения, страха, гнева, раздражения, тревоги можно сказать, что вы один из тех уникальных людей, которым живется очень легко и спокойно, вам можно не переживать за нервную систему и свое психическое здоровье. Но если же вам приходилось испытывать перечисленные чувства, то конечно помните как это тяжело, и в какой порой неприятной ситуации оказываешься благодаря этому особенному состоянию. Мы изо всех сил стараемся преодолеть нахлынувшие чувства, а иногда просто отпускаем ситуацию «будь, что будет».
И как вы уже догадались, мы сегодня будем обсуждать и искать пути управления собственными отрицательными эмоциями. Важность и необходимость данной темы определяется тем, что по итогам анкетирования педагогов по опроснику «Мой запрос на тренинг» на выявление профессиональных интересов педагогов относительно тем, форм и периодичности занятий подавляющее большинство наиболее актуальной указали эту тему - «Как справиться с эмоциями».
И для того, чтобы включиться в работу предлагаю поиграть (слайд №2).
Игра-разминка «Однажды в автобусе»
Цель: снятие напряжения, сплочение участников группы, активизация положительных эмоций через создание игровой атмосферы и настроя участников на продуктивную работу, повышение групповой динамики.
Инструкция: Я прошу разделиться участников на две группы и стать в два круга, лицом к лицу, образуя внешний и внутренний круги. Внутренний круг — это «билетики», а наружный - «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре становится «заяц» - безбилетник.
По команде «Поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится «зайцем».
Основная часть.
Мини-лекция «Что такое эмоции и как с ними справляться?» (слайд №3)
Эмоции (от лат. еmovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (слайд №4). Иными словами это те инстинктивные состояния, которые мы испытываем в различных значимых для нас жизненных ситуациях.
В современной литературе описано множество методов, способов и приемов саморегуляции (управления своим психоэмоциональным состоянием, достигаемым путем воздействия человека на самого себя) (слайд №5). Одни из них понятны и просты; другие довольно сложны, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов (психологов); третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, они эффективно работают, и много людей в мире с удовольствием их используют.
В арсенале каждого педагога должна быть собственная копилка способов и приёмов саморегуляции, необходимых для оказания экстренной самопомощи, и тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, можно будет быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи. Это могут быть естественные способы саморегуляции: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, танцы, музыка, шопинг. Но если напряженная ситуация или утомление возникли в тот момент, когда вы находитесь на рабочем месте, то для разрядки и повышения тонуса можно использовать такие естественные приемы регуляции организма, как смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов. Некоторые из которых мы сегодня попробуем на практике.
Дыхательная техника (слайд №6)
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Медленное и глубокое дыхание (c участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Такое — успокаивающее - дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, например перед публичным выступлением, открытым занятием и т. д. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Так называемое мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, мобилизации внимания.
Дыхательное упражнение «Успокаивающее дыхание» (слайд №7)
Цель: понизить возбудимость нервных центров, способствовать мышечному расслаблению, погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение.
Инструкция: Сейчас предлагаю упражнение «Успокаивающее дыхание». Исходное положение сидя или лежа. Во время выполнения этого упражнения с каждым разом увеличивается фаза выдоха. Затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект. Представьте себе, что с каждым выдохом вы избавляетесь от негативных эмоций. На слайде представлена цифровая запись возможного выполнения упражнения. Первой цифрой обозначается условная продолжительность вдоха, второй — выдоха. В скобки заключены продолжительность паузы — задержки дыхания. Выполнение упражнения регулируется счетом. Оно так же может сопровождать музыкой. Вы же можете принять удобное положение и закрыть глаза.
Дыхательное упражнение «Ха — дыхание».