Папки-передвижки

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в средней группе ДОУ.

Людмила Никитина
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в средней группе ДОУ.

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в средней группе ДОУ.

ТЕМА: «Вода».

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами».

А. Сент-Экзюпери.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Публикация «Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в средней группе ДОУ,» размещена в разделах

1. Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности.

2. Научить детей :

- видеть проблемы;

- выдвигать гипотезы (предположения);

- задавать вопросы;

- смело высказывать свои определения;

- обобщать информацию.

3. Развивать творческие способности, ассоциативное мышление и речь детей.

4. Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность.

4. Обучать умению создавать символы для обобщения идей.

5. Расширять кругозор, открывать простор для развития критического мышления.

6. Создать условия для активного, самостоятельного исследования темы и проблемы.

7. Развивать умение работать в парах.

8. Формировать знания об экологической целостности природы.

9. Воспитывать привычку бережного обращения к природе.

ПОДГОТОВКА: карточки с символическим изображением тем и методов будущих исследований (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, прочитать в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию у компьютера (из Интернета, позвонить по телефону специалисту); (солнце и луч света, магнит, вода, камень).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мел, доска; акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумажные салфетки; соль, сахар, разнос с чашечками воды, чайные ложки, салфетки из ткани; компьютер, магнитофон с записью ме5дленной релаксационной музыки; шапочки учёных – академические головные уборы; картинки с изображением моря, дождя, снега, льда, испарения воды и превращения её в пар.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: изготовить вместе с детьми прозрачные и цветные льдинки; заранее приготовить горячую воду (вскипятить).

Ход ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ) :

Воспитатель предлагает детям сесть в кружок на ковре.

- Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими учёными и будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные.

- Но для этого мне нужны два помощника-добровольца. Кто из вас хочет мне помогать?

Воспитатель выбирает двух добровольцев – энергичных, активных детей.

II. ВЫБОР ТЕМЫ:

Перед детьми выкладываются карточки с темами, из которых они должны выбрать одну.

Дети – добровольцы (выбранная пара «исследователей») определяют тему своего исследования : выбирают карточку с картинкой (это вода).

Затем карточку с выбранной темой («ВОДА») крепим в центре доски.

III. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ :

- Ребята, наша задача сегодня – получить как можно больше сведений об этом предмете, который вы выбрали, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад.

- Для того, чтобы выполнить эту работу, нам нужно будет исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её, как это делают настоящие учёные.

- Но как же это можно сделать? Существует много способов добычи информации, учёные называют их «методы исследования».

- Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?

Далее проводится коллективное обсуждение детьми.

Они называют основные методы:

1. - подумать самостоятельно;

5. - спросить у другого человека;

4. - прочитать в книгах;

2. - понаблюдать;

3. - провести эксперимент;

6. - получить информацию у компьютера (из Интернета);

8. - позвонить по телефону специалисту;

7. - узнать у взрослых.

Каждый ответ ребёнка поощряется воспитателем. Он даёт в руки ребёнку карточку с изображением этого метода.

- Наши карточки – это и есть наш план исследования. Но нам его нужно сделать более строгим и последовательным.

- Что нам нужно сделать в самом начале? С чего начать наше исследование?

Ответы детей.

- Сначала надо подумать самостоятельно.

Дети соглашаются с предложением воспитателя и крепят карточку с этим методом исследования на доске.

- Что нам следует сделать после этого: во вторую, третью очередь? и т. д. …

Ответы детей. Остальные карточки с методами также крепятся на доску.

Дети последовательно прикрепляют свои карточки на доску.

IV. СБОР МАТЕРИАЛА:

- Итак, вы выбрали объектом исследования ВОДУ. Теперь мы должны собрать о ней материал и зафиксировать его, чтобы вы не забыли. Для этого можно наш собранный материал запомнить, но это будет трудно потом вспомнить. Поэтому, их надо обозначить схематически (т. е. картинками, значками, символами). Мы с вами будем зарисовывать их на доске мелом.

- Но сначала нам надо немного отдохнуть и провести физминутку.

V. ФИЗМИНУТКА:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Встали, дети, скажем тихо:

«Раз, два, три, четыре, пять»

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Заново начать играть.

Далее следует ПОЭТАПНЫЙ РАЗБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ – ВОДЫ :

- Дети, а вы знаете, зачем нужна вода? (для жизни, для питья и т. д.).

- Вода живая? (нет, но в ней живет множество живых организмов - рыбы, растения и т. д.).

- У воды есть цвет? (нет, она бесцветная). Зарисовывание символа.

- А может вода стать цветной?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- А если мы добавим в нее краску? Давайте посмотрим.

Проводится эксперимент с растворением красок в воде.

- А вода имеет запах? (нет, она ничем не пахнет). Зарисовывание символа.

- Вода при нагревании превращается в пар.

Проводится наблюдение. Воспитатель наливает горячую воду из чайника в чашку и показывает, как испаряется пар и поднимается вверх. Зарисовывание символа.

- Давайте и мы с вами представим, что мы превратились в пар и немного легко и бесшумно полетаем.

- Молодцы!

- А что произойдёт с водой, если её заморозить? (она превратится в лёд). Зарисовывание символа.

Воспитатель достаёт заранее приготовленные льдинки. Дети рассматривают их и делятся своими впечатлениями.

- Что происходит со льдом в тепле? (он тает и превращается обратно в воду).

- Молодцы, ребята! У вас всё получается!

- А сейчас я прочитаю вам из книги рассказ одной знакомой мне капельки воды.

Воспитатель читает рассказ.

РАССКАЗ.

«Жила я когда-то в большом океане. Но жила я не одна, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой, невесомой и полетела вверх.

Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути я все чаще стала встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю. И приземлилась я в речку, и снова встретила там своих родных, мне понравилось путешествовать, и я все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

- Ребята, скажите, что произошло с каплей в жаркий день? (Испарилась, т. е. превратилась в пар).

- В виде чего выпала на землю Капля? (В виде дождя.). Зарисовывание символа.

- Давайте покажем нашими пальчиками, как дождь «барабанит по крыше».

Дети стучат пальчиками по столу.

- Ребята, а зимой что происходит? (Холодно.).

- И поэтому идёт что? (Снег). Зарисовывание символа.

- Снег – это тоже вода.

- Давайте представим, что мы снежинки и немного покружимся под музыку.

Дети плавно двигаются под медленную релаксационную музыку.

- Молодцы!

- Вода, какая на вкус? (Она не имеет вкуса, пресная).

- А где ещё встречается пресная вода? (В кране, в реках и озёрах).

- А теперь давайте подойдём к столу. Здесь стоят чашечки, наполненные водой и две баночки с солью и сахаром. Возьмите немного вещества и размешайте его в своих чашечках с водой.

- А теперь попробуйте на вкус.

Проводится эксперимент: дети размешивают немного соли и сахара в воде и пробуют на вкус.

- Если в воду добавить соль, какой она станет? (Солёной).

- Почему? (В воде растворилась соль).

- А где ещё встречается солёная вода? (В супе, а ещё в морях и океанах).

- А если в воду добавить сахар, какой она станет? (Сладкой).

- Почему? (В воде растворился сахар).

- А где ещё встречается сладкая вода? (В компоте, в чае, в кофе, в газированных напитках).

- Значит, делаем вывод: вода может растворять некоторые вещества. Зарисовывание символа.

- Молодцы, ребята, вы отлично справляетесь!

VI. ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

- Ребята, давайте спросим у наших гостей, что они ещё знают о воде?

Один из гостей рассказывает:

- «Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака в виде дождя и снега, возвращается на землю».

- Спасибо!

- А теперь обратимся к компьютеру. Что он нам покажет?

Воспитатель показывает на компьютере и читает детям презентацию о воде.

Воспитатель читает стихотворение:

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и в снежинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Всем так нужная вода!

- Ребята, что интересного мы сегодня узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведённого нами исследования?

- Давайте выслушаем наших двух исследователей – добровольцев.

VII. ДОКЛАД:

На двух исследователей добровольцев воспитатель надевает академические головные уборы и просит их сделать сообщение об объекте нашего исследования – ВОДЕ.

Дети обобщают полученные данные, пользуясь схемами, нарисованными на доске.

VIII. ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА ДЕТЬМИ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ) :

- Понравился ли доклад?

- Всё ли указали в докладе? (Если нет, то дети дополняют его сами).

- Ребята, сегодня мы с вами были в роли настоящих учёных. Вам понравилось? - Хотите ещё проводить исследования и экспериментировать?

- Следующий раз мы займёмся исследованием других объектов по вашему желанию.

- За вашу работу я хочу вас отблагодарить и подарить вам вот такие улыбочки-смайлики.

Воспитатель раздаёт детям картинки-улыбочки.

- Молодцы! Все сегодня отлично потрудились! Всем спасибо!

Публикации по теме:

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Вовлечение родителей в образовательный процесс организации совместной исследовательской деятельности Вовлечение родителей в образовательный процесс организации совместной исследовательской деятельности и гражданско-правового образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в средней группе ДОУ.
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 21:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД