Получи документы

Конспект урока в 7 классе «Отечественная поэзия первой половины XX века»

Беспалова Ева
Конспект урока в 7 классе «Отечественная поэзия первой половины XX века»

7 класс

Тема урока : Отечественная поэзия первой половины XX века.

Цель урока : формировать читательскую культуру школьников.

Задачи урока :

Обучающая: расширить представление о поэтах XX века.

Развивающая: развивать грамотную речь и образное мышление учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес у ребят к русской литературе и чувство прекрасного через соприкосновение с миром поэзии.

Тип урока : внеклассное мероприятие.

Публикация «Конспект урока в 7 классе „Отечественная поэзия первой половины XX века“» размещена в разделах

Методы: репродуктивный, эвристический.

Приемы: эвристическая беседа.

Оборудование: карточка с заданиями викторины.

Ход викторины «Литературный ринг»

I. Организационный момент.

Преподаватель: Добрый день, ребята!

Предполагаемые ответы учащихся: Добрый день, здравствуйте…

II. Вступительное слово.

Преподаватель: Начало двадцатого столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век». На этот период пришелся великий взлёт русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Нам известны тревожные события этого времени: русско-японская война 1904 – 1905 годов, Первая мировая война 1914 – 1918 годов, революция 1905 года, Февральская революция 1917 года, Октябрьская революция 1917 года. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что – то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира.

Преподаватель: Ребята, сегодня у нас с вами викторина. Прослушайте внимательно правила игры: ведущий задает вопросы, а вы должны ответить. В конце игры подведем итоги: у кого больше правильных ответов, тот и победил. Главное условие – не перебивать друг друга и не выкрикивать ответ, то есть поднимаем ручку в чате, или пишем в чат, если не работает динамик. Готовы?

Предполагаемые ответы учащихся: Да, конечно…

III. Задания викторины.

1. Первый конкурс «Вопросы-ответы».

Преподаватель: Ребята, объясните значение термина «серебряный век». (Ответы ребят).

Преподаватель: Хорошо! Ребята, назовите основные литературные направления на рубеже XIX – XX вв. 1890 – 1917 гг. (Ответы ребят).

Преподаватель: Молодцы, ребята! Назовите основателя каждого литературного направления и фамилии поэтов – представителей каждого литературного направления. (Ответы ребят).

2. Второй конкурс «Наши литературные пристрастия».

Преподаватель: Ребята, переходим к следующим заданиям. Каким поэтам XX века посвящены следующие строки? Кто автор?

А.) Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно – единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

Ответы ребят: М. Цветаева – Блоку.

Б.) О муза плача, прекраснейшая из муз.

О ты, шальное исчадие в ночи белой!

Ты черную посылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

Ответы ребят: М. Цветаева – А. Ахматовой.

В.) Вы ушли

как говорится

в мир иной.

Пустота…

Летите, в звезды врезываясь,

Ни тебе аванса,

ни пивной

Трезвость.

Ответы ребят: В. Маяковский – С. Есенину.

Преподаватель: Молодцы, ребята! А теперь нужно определить, какому литературному направлению принадлежат следующие строки.

А.) Будь что будет – все равно.

Парки дряхлые – прядите

Жизни спутанные нити,

Ты шуми, веретено.

Ответы ребят: Символизм. Д. Мережковский.

Б.) Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

Здравствуй, мой давний бред, –

Башни стрельчатый рост.

Кружевом камень будь,

И паутиной стань:

Неба пустую грудь

Тонкой иголкой рань.

Ответы ребят: Акмеизм. О. Мандельштам.

В.) Комитрагический моей души вой

Разливен, будто на Каме пикник.

Долго ли буду стоять я живой

Из ядреного мяса памятник.

Ответы ребят: Футуризм. В. Каменский.

Преподаватель: Ребята, все верно!

3. Конкурс «Экспромт».

Преподаватель: Ребята, переходим к последнему блоку. О ком рассказывается в данном отрывке?

А.) «А вот, в последние годы свои, уже отрекся от всего. Он совсем замолчал, не говорил почти ни с кем, ни слова. Поэму свою «…» –возненавидел, не терпел, чтоб о ней упоминали при нем. Пока были силы – уезжал из Петербурга до первой станции, там где-то проводил целый день, возвращался, молчал. Знал, что умирает. Но – говорили – он ничего не хотел принимать из рук убийц. Родные, когда он уже не вставал с постели, должны были обманывать его. Он буквально задыхался; и задохнулся.

Подробностей не коснусь. Когда-нибудь, в свое время, они будут известны. Довольно сказать здесь, что страданьем великим и смертью он искупил не только всякую свою вольную и невольную вину, но, может быть, отчасти позор и грех России».

Ответы ребят: Приводится отрывок из воспоминаний З. Гиппиус о последних годах жизни А. Блока.

Преподаватель: Молодцы, ребята! А в чьей биографии произошел такой случай?

«Когда он вызывающе выкрикнул последние строчки, – вспоминает присутствующая на этом выступлении журналистка Т. Толстая – Вечерка, – некоторые женщины закричали… и сделали вид, что им стало дурно. Мужчины, остервеняясь, начали галдеть все сразу; поднялся свист, гам, угрожающие возгласы…) стоял бледный, опять закурил и не уходил с эстрады».

Он мужественно стоял среди разъяренной толпы ненавидящих его классовых врагов, пока распорядитель не объявил вечер закрытым и негодующие буржуа не разошлись, так и не отважившись на расправу с поэтом.

Ответы ребят: С В. В. Маяковским.

Преподаватель: Хорошо, ребята! Кто из поэтов описывается в следующих воспоминаниях?

Летом 1920 года группа поэтов ехала в командировку на Кавказ.) лежал в купе и, не отрываясь читал флоберовскую «Мадам Бовари». Вдруг в коридорах весело загалдели.) подскочил к окну, и его глазам представилось такое зрелище: по степи вперегонки с поездом бежал обалдевший от страха рыжий тоненький жеребенок. Версты две железный и живой кони бежали вровень, потом жеребенок стал отставать…

После этой истории, рассказывает один из очевидцев,) ходил сам не свой… А в перегоне от Минеральных Вод до Баку он написал полный лирики и глубины мысли маленький отрывок поэмы…

Ответы ребят: С. Есенин.

Преподаватель: Ребята, молодцы!

IV. Подведение итогов.

Подсчет правильных ответов, награждение победителей викторины.

V. Рефлексия.

Преподаватель: Ребята, а вам понравилась наша викторина? (Ответы ребят).

VI. Заключительное слово.

Преподаватель: Ребята, я благодарю вас. До новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока в 7 классе «Отечественная поэзия первой половины XX века»
Опубликовано: 28 июня 2025 в 16:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока в 7 классе «Отечественная поэзия первой половины XX века»» (включая файлы) размещена пользователем Беспалова Ева (УИ 3587401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных