Беспалова Ева
Конспект урока в 7 классе «Отечественная поэзия первой половины XX века»
7 класс
Тема урока : Отечественная поэзия первой половины XX века.
Цель урока : формировать читательскую культуру школьников.
Задачи урока :
Обучающая: расширить представление о поэтах XX века.
Развивающая: развивать грамотную речь и образное мышление учащихся.
Воспитательная: воспитывать интерес у ребят к русской литературе и чувство прекрасного через соприкосновение с миром поэзии.
Тип урока : внеклассное мероприятие.
Публикация «Конспект урока в 7 классе „Отечественная поэзия первой половины XX века“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Методы: репродуктивный, эвристический.
Приемы: эвристическая беседа.
Оборудование: карточка с заданиями викторины.
Ход викторины «Литературный ринг»
I. Организационный момент.
Преподаватель: Добрый день, ребята!
Предполагаемые ответы учащихся: Добрый день, здравствуйте…
II. Вступительное слово.
Преподаватель: Начало двадцатого столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век». На этот период пришелся великий взлёт русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Нам известны тревожные события этого времени: русско-японская война 1904 – 1905 годов, Первая мировая война 1914 – 1918 годов, революция 1905 года, Февральская революция 1917 года, Октябрьская революция 1917 года. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что – то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира.
Преподаватель: Ребята, сегодня у нас с вами викторина. Прослушайте внимательно правила игры: ведущий задает вопросы, а вы должны ответить. В конце игры подведем итоги: у кого больше правильных ответов, тот и победил. Главное условие – не перебивать друг друга и не выкрикивать ответ, то есть поднимаем ручку в чате, или пишем в чат, если не работает динамик. Готовы?
Предполагаемые ответы учащихся: Да, конечно…
III. Задания викторины.
1. Первый конкурс «Вопросы-ответы».
Преподаватель: Ребята, объясните значение термина «серебряный век». (Ответы ребят).
Преподаватель: Хорошо! Ребята, назовите основные литературные направления на рубеже XIX – XX вв. 1890 – 1917 гг. (Ответы ребят).
Преподаватель: Молодцы, ребята! Назовите основателя каждого литературного направления и фамилии поэтов – представителей каждого литературного направления. (Ответы ребят).
2. Второй конкурс «Наши литературные пристрастия».
Преподаватель: Ребята, переходим к следующим заданиям. Каким поэтам XX века посвящены следующие строки? Кто автор?
А.) Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Ответы ребят: М. Цветаева – Блоку.
Б.) О муза плача, прекраснейшая из муз.
О ты, шальное исчадие в ночи белой!
Ты черную посылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
Ответы ребят: М. Цветаева – А. Ахматовой.
В.) Вы ушли
как говорится
в мир иной.
Пустота…
Летите, в звезды врезываясь,
Ни тебе аванса,
ни пивной
Трезвость.
Ответы ребят: В. Маяковский – С. Есенину.
Преподаватель: Молодцы, ребята! А теперь нужно определить, какому литературному направлению принадлежат следующие строки.
А.) Будь что будет – все равно.
Парки дряхлые – прядите
Жизни спутанные нити,
Ты шуми, веретено.
Ответы ребят: Символизм. Д. Мережковский.
Б.) Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, –
Башни стрельчатый рост.
Кружевом камень будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иголкой рань.
Ответы ребят: Акмеизм. О. Мандельштам.
В.) Комитрагический моей души вой
Разливен, будто на Каме пикник.
Долго ли буду стоять я живой
Из ядреного мяса памятник.
Ответы ребят: Футуризм. В. Каменский.
Преподаватель: Ребята, все верно!
3. Конкурс «Экспромт».
Преподаватель: Ребята, переходим к последнему блоку. О ком рассказывается в данном отрывке?
А.) «А вот, в последние годы свои, уже отрекся от всего. Он совсем замолчал, не говорил почти ни с кем, ни слова. Поэму свою «…» –возненавидел, не терпел, чтоб о ней упоминали при нем. Пока были силы – уезжал из Петербурга до первой станции, там где-то проводил целый день, возвращался, молчал. Знал, что умирает. Но – говорили – он ничего не хотел принимать из рук убийц. Родные, когда он уже не вставал с постели, должны были обманывать его. Он буквально задыхался; и задохнулся.
Подробностей не коснусь. Когда-нибудь, в свое время, они будут известны. Довольно сказать здесь, что страданьем великим и смертью он искупил не только всякую свою вольную и невольную вину, но, может быть, отчасти позор и грех России».
Ответы ребят: Приводится отрывок из воспоминаний З. Гиппиус о последних годах жизни А. Блока.
Преподаватель: Молодцы, ребята! А в чьей биографии произошел такой случай?
«Когда он вызывающе выкрикнул последние строчки, – вспоминает присутствующая на этом выступлении журналистка Т. Толстая – Вечерка, – некоторые женщины закричали… и сделали вид, что им стало дурно. Мужчины, остервеняясь, начали галдеть все сразу; поднялся свист, гам, угрожающие возгласы…) стоял бледный, опять закурил и не уходил с эстрады».
Он мужественно стоял среди разъяренной толпы ненавидящих его классовых врагов, пока распорядитель не объявил вечер закрытым и негодующие буржуа не разошлись, так и не отважившись на расправу с поэтом.
Ответы ребят: С В. В. Маяковским.
Преподаватель: Хорошо, ребята! Кто из поэтов описывается в следующих воспоминаниях?
Летом 1920 года группа поэтов ехала в командировку на Кавказ.) лежал в купе и, не отрываясь читал флоберовскую «Мадам Бовари». Вдруг в коридорах весело загалдели.) подскочил к окну, и его глазам представилось такое зрелище: по степи вперегонки с поездом бежал обалдевший от страха рыжий тоненький жеребенок. Версты две железный и живой кони бежали вровень, потом жеребенок стал отставать…
После этой истории, рассказывает один из очевидцев,) ходил сам не свой… А в перегоне от Минеральных Вод до Баку он написал полный лирики и глубины мысли маленький отрывок поэмы…
Ответы ребят: С. Есенин.
Преподаватель: Ребята, молодцы!
IV. Подведение итогов.
Подсчет правильных ответов, награждение победителей викторины.
V. Рефлексия.
Преподаватель: Ребята, а вам понравилась наша викторина? (Ответы ребят).
VI. Заключительное слово.
Преподаватель: Ребята, я благодарю вас. До новых встреч!