Кристина Рыбалко
Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: первичное усвоение новых знаний
Цели урока:
Предметные: научить учащихся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, закрепить умение записывать словесную формулировку правил буквенным выражением.
Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умение делать обобщения, устанавливать аналогии, способствовать развитию речи, внимания.
Публикация «Конспект урока по математике в 5 классе „Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями“» размещена в разделах
- Математика, 5 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Сложение и вычитание. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: научится складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
Оборудование: проектор, презентация, карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Откроем тетради, запишем число и "Классная работа".
2. Мотивация урока.
Начать наш урок хочу пословицей. (слайд 1) Прочитайте её. Как вы понимаете смысл пословицы?
МАТЕМАТИКЕ УЧИТЬСЯ – ВСЕГДА ПРИГОДИТЬСЯ. Ребята, а зачем заниматься математикой? (ответы детей). А где в повседневной жизни нам может пригодится математика?
Не зря говорят: (слайд 2)
МАТЕМАТИКА – КОРОЛЕВА НАУК!
БЕЗ НЕЁ НЕ ЛЕТЯТ КОРАБЛИ,
БЕЗ НЕЁ НЕ ПОДЕЛИШЬ НИ АКРА ЗЕМЛИ,
ДАЖЕ ХЛЕБА НЕ КУПИШЬ, РУБЛЯ НЕ СОЧТЁШЬ,
ЧТО ПОЧЁМ, НЕ УЗНАЕШЬ, А УЗНАВ, НЕ ПОЙМЁШЬ!
Над какой темой мы работали на предыдущих уроках (Обыкновенные дроби)
Как вы думаете, всё ли вы знаете о дробях? Хотите узнать новое? Не боитесь трудностей? А что (кто) поможет вам справиться с трудностями? Пожелайте друг другу удачи.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Давайте вспомним, что мы уже узнали о дробях.
1) (слайд 3,4)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой (числитель, знайте
Под чертою – (знаменатель).
Дробь такую, непременно,
Надо звать (обыкновенной).
а/с. Как называется такая запись (буквенная запись дроби)
Что показывает числитель дроби? (сколько равных частей было взято)
Что показывает знаменатель дроби? (на сколько равных частей поделили)
2) (слайд 5)
Какая часть фигуры закрашена?
3) (слайд 6)
Мышонок спит 9 часов в сутки, учится 5 часов. Какую часть суток мышонок спит? Какую учится?
4) (слайд 7)
Артём вышел в школу в 7 часов утра. В 7-30 ему позвонил Никита, спросил, вышел ли Артём в школу? Артём ответил: «Я уже прошёл 1/2 пути». Никита огорчился: «Я тебя не догоню, ты ушёл вперёд на 2 км».
Сколько километров составляет весь путь от дома Артёма до школы? (4 км)
Сколько времени понадобится Артёму, что бы дойти до школы, если он идёт с постоянной скоростью? (1 час)
С какой скоростью идёт Артём? (4 км/ч)
Как вы думаете, быстро ли шёл Артём или нет?
5) (слайд 8)
Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть от килограмма весит это яблоко? (пятую, 1/5)
6) (слайд 9)
На какие две группы можно распределить дроби?
Назовите представителей каждой группы
5/8; 1/4; 9/5; 4/9; 8/23; 101/100; 31/13.
7) (слайд 10)
8).(слайд 11)
4. Постановка целей и задач.
Мы умеем записывать дроби, узнавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их. Чему мы ещё не научились?
Ребята, мне захотелось вас угостить сладеньким. Но пока я собиралась сегодня в школу, сказочные герои из моей вазочки разобрали конфеты. Я попросила их вернуть конфеты, но они вдруг сразу забыли, кто сколько взял. Но остались подсказки. Посмотрите вокруг, найдите хитрых воришек. Давайте вернём конфеты в вазочку. (дети находят на стенах картинки со сказочными героями. У тех в руках дроби)
4/15; 3/15; 2/15
Как мне сосчитать, сколько мы вернули? (сложить). Но у нас дроби. Мы умеем их складывать? А сможем научиться?
Давайте сформулируем тему нашего урока. (учащиеся предлагают). Учитель корректирует: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (слайд 12). А какая цель нашего урока (предполагают)
5. Первичное усвоение новых знаний.
Сколько всего конфет было? (15). Как вы узнали? (знаменатель дроби 15). 4/15 это 4 из 15. Положим в вазу. 3/15 это 3 из 15. Тоже положим в вазу. 4 из 15 и 3 из 15. Сколько в вазе? 4+3 =7. Семь из 15. Как можно записать? (7/15)
4/15+3/15=(4+3)/15=7/15
Проверим, работает ли этот метод на других предметах или только на конфетах.
(раздаются карточки, работа в парах)
Перед вами круг, разделенный на 8 частей.
Закрасьте 2/8 одним цветом, 3/8 – другим. Сколько всего закрашено частей круга(5/8). Сработал наш метод?. Могу я записать 2/8+3/8=5/8 ?
Сформулируем правило для сложения дробей с одинаковыми знаменателями: Что бы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.
А теперь сверим наше правило с правилом в учебнике на стр. 187 1 правило.
Запишем правило в буквенном виде:
a/c+b/c=(a+b)/c
Запишите в тетради правило с помощью букв и рядом напишите любой пример на сложение из тех, что мы уже рассмотрели.
Рассмотрим ещё ситуацию. (слайд 13)
Батон разрезали на 8 равных кусочков. На тарелку положили 7 кусочков, а потом 4 съели. Осталось три куска, то есть батона: .
Как же вычитают дроби с одинаковыми знаменателями? Сформулируем правило. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. Сверимся с учебником, стр. 187 2 правило.
С помощью букв правило вычитания можно записать так:
Запишите в тетради правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и рядом пример с кусочками батона.
6. Первичное закрепление материала. (слайд 14)
Решить № 743
Физминутка
№ 745
№ 747
Заполните таблицу (слайд 15)
7. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки.
Чему мы научились сегодня на уроке?
Как складываются дроби с одинаковыми знаменателями?
Как вычитаются дроби с одинаковыми знаменателями?
Запишите на доске правила с помощью букв.
«Светофор» (слайд 16)
Перед вами карточки трёх цветов. Поднимите
Зелёную карточку, если вам понятна тема урока, вы были активны на уроке.
Жёлтую, если у вас есть некоторые вопросы, не совсем всё понятно, вы были не совсем активны
Красную, если вам совсем не понятно, что мы сегодня делали, вы не участвовали в уроке
8. Домашнее задание: п. 27, правила, № 744, 746, 748 (слайд 17)
Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания. (слайд 18)