Папки-передвижки

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Жизнь леса»

Сметанина Ирина
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Жизнь леса»

Тема урока : Жизнь леса.

Цели деятельности учителя: Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „Жизнь леса“» размещена в разделах

Тип урока : построение системы знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться) :

Познавательные: общеучебные определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; обсуждать материалы рассказов о лесе из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве, личную ответственность за свои поступки.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование урока : мультимедийный проектор, экран, ПК; учебник Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 4 класс Просвещение, Москва, 2016г. ; книга А. А Плешакова «Зеленые страницы» Просвещение, Москва, 2014г. Раздаточный материал: картинки с изображением растений по группам (травы, кустарники, деревья, название обитателей леса (для составления цепи питания, карточки с заданиями. Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

- Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

(Учитель настраивает учащихся на успешную работу).

2. Актуализация опорных знаний

- Сейчас мы с вами вспомним, что узнали на предыдущем уроке. Ответьте на вопросы теста (2 – 3 слайд).

1. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка; б) глины; в) перегноя.

2. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

3. Самый распространё нный вид почв в нашей стране:

а) подзолистые; б) тундровые; в) болотные.

4. Один сантиметр почвы образуется за:

а) 100 – 150 лет; б) 250 – 300 лет; в) 5 – 10 лет.

5. Самый плодородный вид почв в России:

а) подзолистая; б) черноземная; в) болотная

Взаимопроверка (ответы на тест на слайде) (слайд 4)

3. Самоопределение к деятельности

- Прослушайте внимательно текст и определите, о чем идет в нем речь:

Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни.

Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдешь в прохладную зеленую чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит.

Сколько же в лесу всяких тайн.

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята. Тема нашего урока «Жизнь леса». Давайте определим цели нашего урока. Что мы должны узнать сегодня на уроке?

(Познакомиться с разнообразием лесных обитателей)

4. Изучение нового материала.

- Сейчас я прочитаю сказку, а вы подумайте, что такое лес?

(Учитель читает сказку).

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

(Показ слайда «Лес».) слайд 6

- Как лесовичок понимал, что такое лес? (ответы детей)

- А как вы понимаете, что такое лес?

(Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы. Живут разные животные.)

- Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

(Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой).

- Как вы понимаете слово «сообщество»? (Сообщество – это группа растительных или животных организмов, живущих вместе)

- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Давайте с вами выясним, кто же живет на каждом из этажей?

(Деление класса на группы.)

- Сейчас мы будем работать по группам. У вас на столах лежат изображения разнообразных растений. Рассмотрите их. Какие у них общие характерные особенности. Что их объединяет. Приведите свои примеры растений из вашей группы.

(Работа по группам «Угадай, кто я?»)

1 группа – получают картинки дуба, березы, сосны, лиственницы.

Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. Деревья.

2 группа – получают картинки шиповника, калины, черноплодной рябины, малина. Характерные особенности – имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. Кустарники.

3 группа - получают картинки: земляника, ландыш, одуванчик, кислица лесная. Растения с мягкими зелеными стеблями. Травы.

- Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы лесы. Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

(Деревья, кустарники, травы).

- Что растет на самой земле?

(Лишайники и мхи).

Учитель показывает схему «Ярусы леса». Слайд 7.

Физкультминутка. Слайд 8.

4. Продолжение работы по теме урока.

- Сейчас новое задание для ваших групп. Откройте учебник на странице 166 - 167 и рассмотрите иллюстрацию. 1 группа изучает, какие растения растут в лесу. 2 группа изучает, какие звери и птицы живут в лесу. 3 группа изучает, какие насекомые живут в лесу.

(Ответы детей по группам). Слайд 9.

- Легко ли в лесу найти животных?

(Это не всегда удается сделать сразу)

- Почему?

(Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)

-Чем для животных является лес?

(Домом, находят пищу)

- Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? (Ответы детей).

- Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других. Это и есть природное сообщество.

- Составьте цепи питания с обитателями леса. 1 группа - кабан, дуб, волк, сойка. 2 группа - мышь, трава, сова, лось. 3 группа – береза, заяц, бабочка, лиса. Слайды 10, 11, 12. (Результаты на слайдах)

- Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.

- Мы с вами забыли еще об одном обитателе леса. Отгадайте загадку и узнаете кто же это.

И на горке, и под горкой

Под березой, и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(Грибы).

- Как вы думаете нужны грибы лесу?

(Ответы детей)

- Сейчас мы с вами еще поработаем в группах. Откройте книгу «Зеленые страницы» на стр. 61 или 54. У каждой группы свое задание.

1 группа – ищет ответ на вопрос «Нужны ли деревьям грибы?» на стр. 61 или 54, 1 – 2 абзац.

2 группа – отвечает на вопрос «Какие грибы дружат с какими деревьями?» на стр. 54 (3 абзац) или стр. 62 (1 абзац).

3 группа – нужно найти ответ на вопрос «Нужны ли грибы животным?» на стр. 55 (1 – 2 абзац) или стр. 62 (2 – 3 абзац).

(Выступление групп по своим темам).

- Давайте сделаем вывод «Нужны ли лесу грибы?» (Ответы детей)

- Помощь растениям в получении солей из почвы

- Участвуют в разложении растительных остатков

- Лекарство и пища для животных

Слайд 13.

- Ребята, сейчас Полина и Ангелина напомнят нам правила поведения в лесу.

(Индивидуальное задание) Слайды 14, 15, 16

5. Итог урока.

- Почему лес называют природным сообществом?

(Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой).

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

- Какую цель урока мы ставили перед собой?

- Выполнили мы ее?

6. Рефлексия. Слайд 17.

- У вас на столах лежат листы бумаги, нарисуйте смайлика.

- Если вам урок понравился и всё вам было понятно, и вы хорошо работали, нарисуйте на этом листе весёлого смайлика.

- Если вы не очень довольны своей работой на уроке и вам не все было понятно, то нарисуйте серьёзного смайлика.

- Если же вам урок не понравился и вы работали не в полную силу, нарисуйте грустный смайлик.

- Оцените свои достижении на уроке и покажите свои смайлики мне.

(Учащиеся показывают знак и объясняют свой выбор)

7. Домашнее задание.

Учебник стр. 164 – 169, ответить на вопросы «Проверь себя».

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Жизнь леса»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 21:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД