Елена Цмоковенко
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Род имён существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе «Д»
Тема урока :
«Род имён существительных»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Цмоковенко Е. А.
Цель: создание условий для формирования умения определять род имен существительных;
Задачи:
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 3 классе „Род имён существительных“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения; регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способствовать развитию монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат:
способность, опираясь на существенные признаки, определять род имени существительного; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Ход урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
• актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
• установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
- Над какой большой темой мы начали работать?
- Назовите часть речи, которую начали изучать.
- Послушайте сказку про имя существительное.
Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов — существительных — различия, тот будет награжден».
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние — среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.
- Сформулируйте тему урока.
- Род – это грамматический класс слов, имеющий характерные особенности.
- Какие три рода имен существительных есть в русском языке?
Прочитайте слова.
Женщина, мужчина, озеро,
солнце, дочь, луг, мальчик, земля.
- Что можете сказать про эти слова?
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
• воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий
• активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т. д.) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.)
• актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)
• попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
• зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
III. Этап выявления места и причины затруднения
Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
• проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
• зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)
• соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
- Вижу, вы удивлены. Почему?
- И ваши мнения разошлись.
- Значит, чего мы не знаем?
-Чему будем учиться на уроке?
- Вспомните последние слова в сказке.
- А вы хотите раскрыть этот «секрет»?
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения
Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
• сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
• выбрали способ построения нового знания (как) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
• выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д.
РАБОТА В ПАРАХ
- Дано два конверта: в одном слова – имена существительные,
в другом – слова-помощники.
- Соотнесите имена существительные со словами-помощниками.
- Что получилось?
- Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой. О ком мы говорим ОН?
- Значит, какого рода слова, к которым можно подставить слова он, мой?
- Назовите имена существительные, к которым подставили слова она, моя. О ком мы говорим ОНА?
- Какого рода слова, к которым можно подставить слова она, моя?
- Назовите имена существительные, к которым подставили слова оно, мое.
- Определите род имен существительных, к которым можно подставить слова оно, мое?
- Какой «секрет» мы раскрыли?
- Это наш секрет.
- А теперь прочитаем «секрет», который знала Королева. С. 21 в учебнике.
- Проверим, для всех ли имен существительных работает этот секрет.
• предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
выбрали способ построения нового знания (как) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
Называю имя существительное, а вы рисуете глазами букву, которая соответствует роду данного слова.
Птица, волк, снегирь, животное, соловей, улитка, насекомое.
V. Этап реализации построенного проекта
Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
• на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы
• при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т. д.
• применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,
• зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково,
• зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
- Теперь, зная «секрет» узнавания рода имен существительных, вернемся к заданию, которое выполняли дети и проверим его.
- Кто из ребят выполнил работу правильно? Докажите.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
• решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия
• при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т. д.
- А теперь подобное задание выполните вы. (в тетради)
На карточке № 1 даны слова: яблоко, дядя, ветер, тетя, имя, дедушка, тетрадь, корова, горе.
- Разделите слова на 3 группы по родам.
Проверка.
- Выделите окончания существительных. Что заметили?
- Дополним таблицу.
- Сделаем вывод по таблице.
- Проверим свои выводы по учебнику. С. 21.
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
• организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
• организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону
• создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка
• для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
-Выполним упр. 235.
1 ряд – выписывают слова ж. р.
2 ряд – м. р.
3 ряд - с. р.
Проверка.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
• выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний
• довести его до уровня автоматизированного навыка,
• при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса,
• повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Задания по группам:
1. Творческое задание. Составить пиктограмму (рисуночное письмо) по правилу.
2. Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род. (Самопроверка)
весна– навес
валик– вилка
лето – тело
камыш – мышка
уклон – клоун
каприз – приказ
3. Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
• организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке,
• учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,
• намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
- Какое открытие вы сделали?
В русском языке 3 рода имен существительных.
Знаете ли вы, что…
- есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это «безродовые» языки – английский, финский, японский, китайский, узбекский.
- есть языки, в которых существительные имеют 2 рода – французский, итальянский, испанский, молдавский,
- есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. В языках Африки, Кавказа до 40 родов.
Кросс-опрос.
1. Назовите 3 рода имен существительных.
2. Какие слова-помощники можно использовать для определения рода имен существительных?
3. Назовите окончания имен существительных м. р., ж. р., с. р.
- Вы молодцы! За открытие должно быть награждение.
Я вам предлагаю две награды:
Первая награда – удовольствие от проделанной работы.
Вторая награда – радость открытия нового.
- Какую награду выбираете вы?
- Кто выбирает первую награду? Поаплодируем им.
- Кто выбирает вторую награду? Поздравим им.
- Кто может прочитать пиктограмму, которую составили дети?
Д/З. Упр. 236 или подобрать по 5 имен существительных каждого рода и записать.