МААМ-картинки

Конспект урока по творчеству поэта-земляка А. М. Никифорова

Жукова
Конспект урока по творчеству поэта-земляка А. М. Никифорова

Конспект урока по творчеству поэта-земляка А. М. Никифорова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вязовская основная школа имени А. М. Никифорова»

Тема урока : Великая Отечественная война в творчестве поэта-земляка Александра Михеевича Никифорова.

Разработала: Жукова Альфия Хайдаровна,

учитель русского языка и литературы,

1 категория.

с. Вязовка, 2019 г.

Публикация «Конспект урока по творчеству поэта-земляка А, М, Никифорова» размещена в разделах

Цели: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта- земляка Никифорова Александра Михеевича, показать, как местный поэт в своем творчестве раскрывает тему любви к родной природе, родной земле, людям, живущим рядом с ним, как он отображает военное время в своих произведениях.

Задачи :

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, к людям, живущим на ней, воспитание обучающихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

- прививать навыки поисковой исследовательской работы;

- выражать свои эмоции и чувства.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные:

- способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т. е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Познавательные:

- умение перерабатывать полученную информацию, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию.

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством нашего поэта-земляка Никифорова Александра Михеевича. Мы знаем уже много его стихов о природе, о родном крае. На этом уроке мы затронем иную тему творчества Никифорова Александра Михеевича – тему Великой Отечественной войны. Но сначала давайте вспомним о жизни поэта.

2. Изучение нового материала. Биографические сведения.

- Что же мы знаем о его жизненном пути?

Выступление учащегося.

Александр Михеевич Никифоров прожил большую, интересную, хотя и непростую жизнь. Поэт А. М. Никифоров родился 17 октября 1916 года в селе Вязовка Сызранского уезда Симбирской губернии. Он был тринадцатым ребенком в бедной крестьянской семье и с детства испытал горькую нужду и тяжкий труд. Время было тяжёлое — шла мировая война, в Петрограде назревала революция. А следом и гражданская война докатилась до Вязовки, раскинувшей свои улочки по правому берегу Волги в 30 километрах ниже Сызрани. Трудные детски годы деревенской жизни, кажется, не должны бы оставить в его душе ничего, кроме скорбной памяти о слезах и страданиях матери, о бесконечных лишениях семьи, потерявшей в голодный 1921 год отца. В 1921-ом в Поволжье разразился страшный голод, и глава семейства, вязовский крестьянин Михей Яковлевич Никифоров, пережить его не смог. Уже в восемь лет Александр был подпаском. Потом со старшим братом уехал в Таджикистан, в места теплые и сытые, работал там на стройке, где не было механизмов, -у работающих был «мускул», - главный их козырь. И тем не менее Никифоров считал годы детства лучшим сроком своей жизни. Александр Никифоров поступил в Красноводский строительный техникум. Вернулся домой, в родную деревню, откуда в 1937 голу был призван в армию, и прослужил три года на Дальнем Востоке, где было тогда наиболее напряженное положение. Но не успел он демобилизоваться и обосноваться в Москве, как началась Великая Отечественная война, и он с первых же дней войны ушел на фронт по призыву Ленинского райвоенкомата столицы.

Алесндр Михеевич – член Союза писателей.

В январе 1957 года была опубликована в «Ульяновской правде» поэма «Сосна», а через несколько месяцев в издательстве «Советский писатель» в Москве вышел первый сборник стихов Александра Никифорова «Сосна», основу которого тоже составляла посвящённая брату и его вдове поэма.

В 1962 году вышла в свет вторая книга поэта под названием «Лебяжье озеро», в 1964 году издательство «Московский рабочий» тиражом 10 тысяч экземпляров выпустило третью книгу поэта «Листья живут корнями», где наряду с тремя десятками его стихов опубликована поэма «Зелёные Горы». А в последующем в Москве вышло ещё две поэтических книги Александра Никифорова - «Угловые камни» (издательство «Советская Россия», 1969) и «Глоток воды» («Советский писатель», 1973). В русском переводе Никифорова были изданы также сборники стихов «Цветы севера» (1968) и «Третий омурган» (1973, которые написал якутский поэт Баал Хабырыыс.

При жизни поэта вышли в свет пять его книг – «Сосна», «Глоток воды», «Лебяжье озеро», «Угловые камни», «Листья живут корнями». И уже после его смерти вышел в свет сборник стихов «Поклон Волге».

- Ребята, вы знаете, что в 2020 году наша страна празднует 75летний юбилей Победы. И не случайно мы сегодня подняли военную тему в творчестве нашего поэта. Никифоров Александр Михеевич знает о войне не понаслышке.

Во время войны А. Никифоров служил в разведке, командовал отделением связистов, затем был литературным сотрудником армейской газеты. На фронте, между боями, вступил в 1942 году в ряды Коммунистической партии. Газета «За Родину!» издавалась политотделом 12-ой гвардейской Пинской ордена Суворова стрелковой дивизии, входящей в 61-ю армию 1-го Белорусского фронта. Вместе с этой дивизией гвардии лейтенант Александр Никифоров прошё л большой боевой путь: воевал на Курской дуге, форсировал Днепр, Припять и Западную Двину, освобождал Белоруссию и Прибалтику, города Брест, Ригу и Варшаву, участвовал в марш-броске от Вислы к Одеру и в преследовании гитлеровцев вплоть до реки Эльбы. Воинами соединения было освобождено 267 населённых пунктов. В финале войны дивизия участвовала в штурме Берлина. А в феврале 1945 года Александр Никифоров был представлен к награждению орденом Красной Звезды, окончательный приказ № 456/н по войскам 61-й армии был подписан 22 апреля, два месяца спустя. После войны Никифоров продолжил службу в армии и демобилизовался лишь в 1948 году.

2. Чтение и анализ стихотворения А. М. Никифорова «Мать».

А. М. Никифоров не писал стихов о самой войне, не писал о битвах и сражениях, но война вошла в творчество иным путем- героями его произведений стали люди, ковавшие победу в тылу-это женщины. И я предлагаю вам познакомиться с его стихотворением «Мать».

Последний сын ушел у ней в солдаты,

И каждый сердце уносил у ней.

И с каждою разлукой стены хаты

Пустынней становились и мрачней.

Найдет рубаху – чья она, рубаха?-

Не пахнет сыновьями от вещей…

Забыт и дух мясных горячих щей,

А времечко ползет, как черепаха,

Мурлычет кошка, а в глазах круги…

Мать греет шею кошкой, гладит кошку,

Но скрипнули морозные шаги-

Встает, бежит к студеному окошку.

Кто скажет, сколько в сутки спит она,

Тая в душе надежду и тревогу?

А все ночами смотрит на дорогу

В зрачок заиндевевшего окна.

- О каком времени написано в стихотворении? (о военном, т. к. говорится, что сыновей забрали на фронт).

-Как поэт передает горе матери, проводившей детей на фронт? (автор использует средства выразительности – сравнения «времечко ползет, как черепаха», метафоры «каждый сердце уносил у ней», «зрачок заиндевевшего окна», эпитеты - студеное окошко, морозные шаги, риторические вопросы «Найдет рубаху – чья она, рубаха?», «Кто скажет, сколько в сутки спит она,Тая в душе надежду и тревогу?»)

-Каким настроением пронизано стихотворение? (в основном слышится грусть, тревога, но и жизнеутверждение, надежа – она бежит к окну и ночами смотрит на дорогу, ожидая сыновей)

4. Анализ поэмы «Сосна».

Ребята, дома вы прочли поэму А. М. Никифорова «Сосна», которая вам хорошо известна по нашим постановкам.

Какова тема поэмы? (военное время в деревне, сосна, спасшая жизнь детей).

Поэма посвящена брату поэта. Брат поэта Пётр Михеевич, который был на три года младше, ушёл на фронт ещё в первые дни войны и пропал без вести в декабре 1941 года, о чём через три месяца сообщили родственникам. В Вязовке вдовой осталась его супруга Мария Фёдоровна. После поездки в родное село у Александра Никифорова появился замысел написать поэму, посвящённую памяти погибшего брата. Писал он её и в Вязовке, и в Москве, где уже окончательно обосновался. Работал на столичном заводе «Серп и молот», потом на автозаводе имени Лихачёва — формовщиком в литейном цехе. Поэму окончательно дописал в 1955 году и назвал её «Сосна». Это красивое высокое дерево, росшее в родном селе, срубили во время войны на дрова, чтобы согреть сельских ребятишек.

- Ребята, чем интересна для вас поэма «Сосна»? (в ней рассказывается о реальных людях, живших и живущих у нас в селе, мы знаем их, их близких родственников, поэтому поэма нам интересна).

- Да, действительно это так. Но еще поэма интересна своим сюжетом. Сосна, которую посадили до войны и которая была гордостью и красой всей деревни, героине поэмы пришлось срубить, чтобы обогреть детей. Обратите внимание, какие обороты, выражения использует автор, чтобы описать сосну.

У нас в селе была сосна.

С высокой темной кроной.

И любо вспомнить, что она

Всегда была зеленой.

Зима ль стоит вокруг сосны

И снег сверкает синий-

У ней же прозелень весны

Уже глядит сквозь иней.

Сугробы целые снегов

Держала в цепких лапах.

Вокруг нее на сто шагов

Стоял сосновый запах.

Росла на холмике в саду,

Стройна в грозу и вьюгу,

У всей округи на виду, одна на всю округу.

Росла и удивляла взгляд.

С каких лесных окраин

Ее в свой тихий бедный сад

Принес чудак-хозяин?

- И вот эту красавицу, гордость всей округи пришлось срубить.

А было так,

Пришла война,

Мужчин на фронт призвали, осиротела сторона

В тревогах и печали…

Пришла война, позвал народ-

Вставай на подвиг славный!

И дом покинул в свой черед

Муж Ольги Николавны. < >

- Ольга Николаевна осталась с малыми детьми.

А он в атаке был сражен

И в землю наспех положен…< >

…Идет январь.

Трещит мороз.

В избе дрожи от стужи,

В избе тебя проймет до слез,

А что же там, снаружи?< >

Валюша с Лидой

На печи,

Укрыты чем попало,

Под ними стынут кирпичи, а дров-

Как не бывало…

- И хозяйка решается- берет топор и идет рубить сосну.

Заплакал, зазвенел топор,

Ударившись с размаха.

Сосна стоит, глядит в упор

Без боли и без страха.

Пока стоит краса села

И высится над Волгой. <>

Сейчас, сейчас ее в расход

Война навеки спишет. <>

Последний тяжкий вздох ветвей

И стон в предсмертной дрожи…

- Ребята, какие средства выразительности использует автор для описания сосны?

(конечно, в первую очередь олицетворение, ведь дерево изображено как живое существо, оно чувствует, живет, кроме того используются эпитеты.)

- Какую роль в жизни героев поэмы сыграла сосна? (она спасла жизнь двух маленьких девочек).

- Да, сосна стала символом жизни, поэтому и поэма названа «Сосна».

Кроме того, поэма интересна и тем, что в ней много речевых оборотов, свойственных простому русскому человеку – «по тятиной походке», «ну что ты, крестный,что ты…», и включены элементы фольклора –

В лесу, говорят,

В бору, говорят,

Растет, говорят, сосенка.

Язык поэмы прост, легок, образен, поэтичен.

Кроме того автор описывает природу приволжского села, которую мы видим ежедневно. Все это вместе и придает поэме особую прелесть.

Итак, мы видим, как поэт показывает военное время в простой деревне, какие трудности испытывали работники тыла, простые женщины и дети, но поэма не мрачная, а наоборот жизнеутверждающая, ведь русскому человеку все по плечу, если он любит свою родину.

…А там вон

С песней,

В село идут девчата.

Плечо к плечу,

И мне слышны

Слова их песни новой:

«Мы вместо срубленной сосны

Поднимем бор сосновый».

Список используемой литературы

1. Баал Хабыырыс «Третий амурган»/ Хабыырыс Баал. - Москва: Советский писатель, 1973.-88 с.

2. Баал Хабыырыс «Снежная книга»/ Хабыырыс Баал, Стихи. Перевод с якутского. - Москва: Современник, 1980.-88 с.

3. //Восход. -1973.-№ .147(4017). с. 4

4. Царев Андрей. От автора. Поэма//Восход. -1974.-№. 98.- с. 4

5. //Восход. -1989.-№. с.

6. Кислюк М. В. Певец Волги//Восход. -1991.-№ .125.- с. 5

7. Царев Андрей. О самом родном и заветном. //Восход. -1996.

8. Кислюк М. В. В Вязовке жива память о поэте-земляке//Восход. -1999.-№ 118 (7767).- с. 3

9. Федорова Н. Родом из Вязовки. К 84 годовщине со дня рождения А. М. Никифорова. //Восход. -2000.-№123(7921). с. 3

10. Кислюк М. В. Вязовскому поэту А. М. Никифорову – 85 лет. //Восход. -2001.-№ 121. - с. 3

11. Журнал «Симбирск».- 20015.- №10(40) .- с. 9-16.

12. Журнал «Симбирск».- 20015.- №9. - с. 33

13. Никифоров А. М. Глоток воды / А. М. Никифоров. – Москва: Советский писатель, 1973. – 88 с.

14. Никифоров А. М. Угловые камни. Стихи и поэмы / А. М. Никифоров. – Москва: Советская Россия, 1969. – 88 с.

15. Никифоров А. М. Поклон Волге. Избранные стихи и поэмы/ А. М. Никифоров. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1987. – 88 с.

16. Никифоров А. М. Лебяжье озеро/ А. М. Никифоров. – Москва: Советский писатель, 1973. – 88 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет: «Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина детям».Фотоотчет: «Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина детям». Задачи: - углублять и расширять знания о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина; - развивать интерес к историческому прошлому.

Фотозарисовка «Персональная выставка художника и поэта Лёскиной Е В.»Фотозарисовка «Персональная выставка художника и поэта Лёскиной Е В.» Уважаемые коллеги, вот и наступил очередной выходной. Умеем ли мы отдыхать с пользой? Думаю, что да. Вместе с детьми воскресной и художественной.

Фотоотчет «Ко Дню памяти великого русского поэта А. С. Пушкина»Фотоотчет «Ко Дню памяти великого русского поэта А. С. Пушкина» Цель: закреплять знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Задачи: - формировать чувство причастности к культурному наследию России; - воспитывать.

Конспект НОД по художественному творчеству «Мимоза для мамы»Конспект НОД по художественному творчеству «Мимоза для мамы» Конспект НОД по художественному творчеству на тему: «Мимоза для мамы» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество»,.

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) «Подарки мамам»Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) «Подарки мамам» Цель: приготовить для мам подарки. Образовательные задачи: закреплять знания детей о цветах; обогащать словарный запас детей. Развивающие.

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе «Подснежники»Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе «Подснежники» Задачи: Обучающие. Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Познакомить детей с первым весенним цветком-подснежником.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Дальний поезд» по рассказу В. Ф. Бокова Конспект НОД "Дальний поезд" (по рассказу В. Ф. Бокова).Цель: уточнить представление детей о транспорте с помощью произведения поэта-земляка.

Конспект НОД в подготовительной группе по художественному творчеству с использованием ИКТКонспект НОД в подготовительной группе по художественному творчеству с использованием ИКТ Конспект НОД с использованием ИКТ по художественному творчеству (коллективной аппликации с элементами тестопластики) с детьми подготовительной.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект занятия по художественному творчеству «Волшебная Верба»Конспект занятия по художественному творчеству «Волшебная Верба» Вот и пришла долгожданная весна. А вместе с ней зацветает верба. Представляю вашему вниманию занятие по рисованию вербы с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по творчеству поэта-земляка А. М. Никифорова
Опубликовано: 4 марта 2020 в 17:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД