Получи документы

Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания

Юлия Сергеевна Масленникова
Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания

Тема : Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

Цель: показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы на примере летописного рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Планируемые результаты.

Предметные Метапредметные

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Публикация «Конспект урока „Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича“, Герои летописного сказания» размещена в разделах

-Расскажите о возникновении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет».

(см. метод пособие Ерёмина стр. 74-75)

- В каком году произошло крещение Руси.? (998 год – крещение Руси)

Возникла древнерусская литература в XI (11) веке.

-Что такое летопись? (Летопись – описание событий по годам лето 997)

3. Работа по теме урока.

Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?

(отрок – это дитя от 7 до 15 лет)

-А что такое подвиг? (Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг?

- Как вы думаете, о чём это произведение?

Перед нами отрывок из летописи, которую обычно называют «Повестью временных лет». Вспомните, что такое летопись? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца?

Чтение или прослушивание фонохрестоматии рассказа «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

4. Беседа по содержанию рассказа :

Чтение первого отрывка.

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

-Что означает выражение лето 6476, от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира).

-Кто такие печенеги? Святослав? (СВЯТОСЛАВ?—972, великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.)

-Чем знаменита княгиня Ольга?

-Столицей какого государства является сегодня Киев?

-Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)

2. Чтение 2-го отрывка.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали :

- Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им : если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".

И сказал один отрок :

- Я проберусь.

И ответили ему:

- Иди.

-Что означает слово тужить (горевать).

-Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

- Не видел ли кто-нибудь коня?

Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок :

- Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же Воевода их, по имени Претич :

- Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".

Всё ли вам понятно из этого отрывка?

Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода - начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)

Почему поступок отрока называют в летописи подвигом? Чем рисковал отрок?

4. Чтение четвертого отрывка.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :

- Кто это пришел?

А тот ответил ему:

- Люди той стороны Днепра.

Печенежский князь снова спросил:

- А ты не князь ли?

Претич же ответил :

- Я муж его, пришел в сторожах, а за мною идет полк (войско) с самим князем: бесчисленное их множество.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу :

- Будь мне другом.

Тот ответил:

- Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.

-Почему побежали печенеги от города?

-Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу?

-В чем хитрость Претича? В чем смысл обмена подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

И послали киевляне к Святославу со словами:

- Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.

-Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)

-Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)

-Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)

-В чём киевляне обвиняют князя Святослава?

-Что сделал князь?

III. рефлексия. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос).

1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом?

2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним?

3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов).

Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.

Ученики читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Возможно обучение работе с толковым словарём.

Д/з. стр

Публикации по теме:

Конспект занятия «Подвиг его не забыт» «Подвиг его не забыт» АрдинцевЯков Спиридоныч Задачи: 1. Познакомить детей с героями, рассказать, почему мы помним о них. 2. Закрепить.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Пионеры-герои Великой Отечественной войны»Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Пионеры-герои Великой Отечественной войны» Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Пионеры – герои Великой Отечественной войны» Цель: познакомить детей с событиями.

Конспект урока алгебры. Класс: 10 профильный Тема: Показательная функция, ее свойства и график Сценарий урока "Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил. " Л. Толстой Учитель: Егорова Н. М.

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса «Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Дата 03.02.2010 Предмет: литературное чтение Урок № 4 Тема урока: Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» Цели урока: - образовательные:.

Конспект урока по английскому языку. Тема: «Enjoing your home» Класс: 4. Тема урока: «Enjoing your home» Задачи: 1. Формировать у учащихся навыки устной речи и чтения по теме. 2. Повторить лексику;.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Ю. И. Коваль «Дик и черника» Тема: Ю. И. Коваль «Дик и черника». Цели: Образовательные: - обогатить словарный запас учащихся; - ознакомить учащихся с биографией Ю. И. Коваля.

Конспект урока по природоведению в 3 классе на тему «Растениеводство» Тема урока: «Растениеводство». Цели урока: 1. Образовательные: сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Проект «Не забудем их подвиг великий» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1 «Ромашка» города Мирный Архангельской.

Сказания — как форма работы с дошкольниками по формированию нравственно-патриотических чувств Текст к презентации на тему «Сказание –форма работы с дошкольниками по формированию нравственных патриотических чувств 2 Невозможно оценить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания
Опубликовано: 8 октября 2016 в 19:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД