Конспект внеклассного мероприятия «Башкирский детский фольклор»

Рая Хузина
Конспект внеклассного мероприятия «Башкирский детский фольклор»

Цель: расширить кругозор обучающихся о башкирском детском фольклоре.

Задачи: 1) показать самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, кулямасах, загадках, пословицах, поговорках;

2) дать детям ощутить себя наследниками предшествующих поколений;

3) создать условия для воспитания уважительного отношения к традициям народов, живущим в республике;

4) воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, уважительное, терпимое отношение к народам, живущим в республике.

Оборудование: фонограмма башкирских народных песен “Урал”, “Шаль вязала”, для игры “Юрта” - стулья, платки (на каждый стул один платок, плакат с кроссвордом “Башкирские загадки”, конверты “кулямасы”, плакат

I. Организационная часть.

- Здравствуйте, ребята! Вас приветствовать я рада на нашем занятии – празднике “Башкирский детский фольклор”.

II. Вводная часть.

Слушание башкирской народной песни “Шаль вязала”.

- Ребята, знаете ли вы это музыкальное произведение? (Это башкирская народная песня “Шаль вязала”).

- Как вы думаете, почему я решила начать наше занятие с этой песни? (Потому что народная песня - один из жанров фольклора).

- Кто знает значение слова “фольклор”? (Слово “фольклор” английского происхождения).

- Это произведения устного народного творчества. Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Устное народное творчество: сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, кулдуруки – небылицы, кулямасы, песенки (слайд).

- Верно. Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе. Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами (слайд). Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами башкирского детского фольклора. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!

III. Основная часть.

1) Открываем первую страничку альбома «Игры».

- Игра в жизни ребенка любого народа занимает особое место и сейчас из “бабушкиного сундучка” мы достанем самое интересное для всех детей – игру. В нее играли много лет назад еще бабушки и дедушки. Мы окунемся в мир детства. Давайте сейчас поиграем в популярную игру башкирских ребят “Юрта”.

- Дети поделитесь на четыре группы. Каждая подгруппа будет образовывать кружок. В центре каждого кружка стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, вы идете по кругу переменным шагом и поете запев. На припев песни, на “ля”, двигаясь переменным шагом, перестраиваетесь в общий круг. По окончанию пения быстро бежите к своим стульям, берете платок и натягиваете над головой в виде шатра. Получается “Юрта”. Выиграет та группа, которая быстрее всех построит “Юрту”.

Урманга без барабыз, ссклр йыйабыз без,

Уйнайбызза, йырлайбызда, ссклр йыйабыз без.

Ля-ля-ля.

2) Открываем вторую страничку альбома “Пословицы и поговорки”.

- Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. Раньше люди были тонкими наблюдателями, потому что их труд зависел от природы. Поэтому народ замечал все вокруг себя до малейших подробностей. Так люди учились сравнивать, примечать. Постепенно приметы приобрели форму пословиц и поговорок.

- Прочтите эти пословицы и объясните их значение.

Много прошедший много знает.

Знания – птица, ум – крылья.

Зрелость не в росте, а в уме.

Была бы голова здорова, а шапка найдется.

- Эти и другие пословицы перекликаются по смыслу с пословицами русского и башкирского народа. Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они часто даже складными бывают, как стихи. Существует очень много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью. Прочитайте башкирские народные пословицы, переведенные на русский язык, и попытайтесь объяснить их значение: (слайд).

Сказанное слово - выпущенная стрела.

Понадеявшись на многое, не потеряй малого.

Друг поддерживает дух.

Ласковым словом камни сломаешь.

Не надейся на силу, надейся на ум.

3) Открываем третью страничку альбома “Сказки”.

- Фольклор тесно связан с народным бытом, поэтому сказки носят в основном тот же характер. Вы в этом убедитесь, послушав сказку “Смышленое дитя” и скажите к какому виду сказок относиться данная сказка. Сказку читает заранее подготовленный ученик:

- Одна девочка, карабкаясь на дерево, сорвалась с него, упала и порвала платьице. Прибежала она к маме и жалуется:

- Мама, если ребенок платье порвет или руку сломает, что будет хуже?

- Конечно, дитя мое, очень плохо руку сломать. В таком случае порванное платье – это не беда.

- Тогда ладно, - сказала девочка, - а то я с дерева упала и платье порвала. Мама удивилась сообразительности дочки и не стала бранить ее за порванное платье.

- Итак, к какому же виду сказок относится данная сказка? (Эта сказка относиться к бытовым сказкам).

- Правильно. А какие еще виды башкирских народных сказок вы знаете? (Башкирские сказки: бытовые, докучные, о животных, богатырские). (Слайд)

- Какого могучего богатыря назвали в честь высоких гор? (Это Урал-батыр).

- Правильно. Вы наверно немного устали, поэтому давайте немного передохнем.

Динамическая пауза (слайды).

- Урал-батыр. (Напряжение.) Встаньте. Представьте, что каждый из вас Урал-Батыр, который поднял тяжелую скалу. Наклонитесь, возьмите её. Медленно поднимайте руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем скалу (руки резко опускаются вниз вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Дышится легко. Волшебный мёд. (Расслабление.) Батыр глянул в дупло векового дерева, где жили дикие пчёлы. Из дупла шёл медовый аромат. Батыра потянуло на сон от запаха мёда. Он уронил голову на грудь и медленно помотал ею. Шея Урал-батыра расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать: падает туда, сюда, едва её поднимешь. Крылатый конь Тулпар (Напряжение). Вытянули руки в стороны, ровные прямые. Кто верный друг любого батыра? (Конь). Все вытянули “крылья”, полетели! Летим всё выше и выше. Медленно – быстро. Но вот Тулпар приземлился, и поскакал по земле. Передвигаемся свободно во всех направлениях. Вот сколько крылатых Тулпаров есть у батыра. Отдохнули, теперь пора открывать следующую страничку нашего альбома.

4) Открываем четвертую страничку альбома “Песни”.

- Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. Догадались, о каком виде народного творчества идет речь? (О песне)

- Правильно, с самого рождения до самой смерти человека сопровождает песня. Выполняя любую женскую работу по дому или в саду, на поле или амбаре женщины подбадривали себя песнями или же долгими зимними вечерами, занимаясь прядением, вышиванием или вязанием напевали любимую мелодию.

- Вспомним башкирскую народную песню “Шаль вязала”. Споем ее и станцуем. (Слайд)

1. Шаль вязала я вязала,

Шаль вязала я вязала,

Легкую девичью шаль да,

Легкую девичью шаль.

Припев:

Анна – гизэр, анна – гизэр, гэннаем,

Анна – гизэр, анна – гизэр, гэннаем.

2. Взять бы к милому слетать бы,

Взять бы к милому слетать бы,

Жаль, не бабочка я, жаль да,

Жаль, не бабочка я, жаль.

Припев:

3. Шкура черного ягненка,

Шкура черного ягненка.

Шкурой выдры не бывать, да,

Шкурой выдры не бывать.

Припев:

4. В пляске жаркой на полянке,

В пляске жаркой на полянке.

Разве грех с тобой сплясать, да,

Разве грех с тобой сплясать.

Припев:

- Молодцы!

5) Открываем пятую страничку альбома “Загадки”.

- Знаете ли вы, что в глубокой древности возникла и другая “мелкая” разновидность детского фольклора – загадка. Само название жанра на русском языке “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

- Ребята, я вам предлагаю заполнить кроссворд, только потом объясните, как догадались.

Сверкнет, блеснет, куда попадет, все пропадет. (Молния).

Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака).

Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. (Гусь).

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Лошадь).

Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры. (Кошка).

- Какова роль загадки? (Развлекает, учит сообразительности, испытывает ум).

- Везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить. Самое привычное сделать необычным, загадочным.

6) Открываем шестую страничку альбома “Кулямасы”.

- В народе часто рассказывались короткие истории шуточного содержания кулямасы – анекдоты. Это обычно короткие рассказы шуточного содержания, как правило, диалогического характера, имеющие законченный сюжет и неожиданную концовку. В кулямасах высмеивается глупость, скупость, лень, хвастовство. У нас сегодня несколько учеников подготовили вашему вниманию инсценировки кулямасов. Предлагаю посмотреть на актерство своих товарищей.

7) Открываем седьмую страничку альбома “Кулдуруки”.

- Башкирский народный повествовательный юмор включает в себя и такие формы, в которых реальный мир изображается как бы вывернутым наизнанку. Их называют кулдуруками. Сейчас вашему вниманию предстоит рассказ вашего товарища, который называется “Три рыбака”.

- Еще не родившись на белый свет, я рос с двумя остальными братьями. Вышли мы однажды из дома. На пути нам встретились три реки: две безводные, третья сухая. Переплыли мы их, нахлебавшись воды и едва не утонув. Двинулись дальше. Нашли три рыбы: две бездыханные, третья мертвая. Сварили их без огня, без воды и сели обедать. Ели, ели, не могли доесть, много осталось. Двое из нас не наелись, третий голодным остался. Несъеденную часть мы закоптили и взяли с собой в дорогу.

- Выдумки, представленные в небылице, рассчитаны на то, чтобы укрепить в детях реальное соотношение вещей и явлений. А каких именно? Кто внимательно слушал?

- Послушайте еще один рассказ и определите относиться ли он к этому жанру.

Второй ученик рассказывает рассказ “Поймавшие еще не родившегося зайца”.

- Давным-давно в еще не выросшем кустарнике жил еще не родившийся заяц. На охоту за ним отправился хромой, безрукий глухой, слепой и голый. Приблизились они к кустарнику. Глухой, чутко прислушавшись, произнес: - Слышите? Это заяц там шуршит. Слепой пригляделся и закричал: - Вон он, наш заяц, бежит! Хромой первым погнался за зайцем, за ним все остальные. Безрукий прибил зайца палкой, освежевал. Голый спрятал тушку за пазухой, чтобы кто-то чужой не увидел. Вернулись они домой, положили еще не родившегося зайца в перевернутый вверх дном казан и принялись варить в бульоне. Потом сели есть и все наелись досыта.

- Этот рассказ является кулдуруком. А как вы догадались?

IV. Заключительная часть.

- Ребята, сегодня мы еще раз убедились, какой богатый фольклор у башкирского народа. А как много общего у башкирского фольклора с русским! И это не случайно. Ведь всех народов Башкортостана. Несмотря на различие языков, обычаев, традиций, объединяет стремление жить в мире и согласии, желание быть счастливыми.

- Приглашаю вас на игру “Угадай-ка”. Ваша задача: определить, к какому жанру относится произведение:

Головы нет, а сам в шляпе, есть нога, да без сапога. (Загадки).

Улетели, улетели. (Игры).

Не хвались отцом, хвались своим добрым именем. (Пословицы).

“Шаль вязала”. (Песни).

“Лиса и беркут”. (Сказка).

“Три рыбака”. (Кулдурук).

- А закончить наше мероприятие я хочу словами А. М. Горького: “Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы,

которая создаёт образ двумя-тремя словами”. Вот почему мы изучаем творчество народное. Благодарю Вас за работу. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия НОД «Башкирский и русский фольклор» .

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 3 и 4 классов «День добра» Конспект мероприятия на тему «День добра» Составитель воспитатель группы продленного дня Солина А. С. Чебоксары.

Конспект внеклассного мероприятия «День именинника. Весёлая радуга» Конспект внеклассного мероприятия «День именинника. Весёлая радуга» 1 Торжественная часть. Поздравление именинников и вручение им подарков.

Конспект внеклассного мероприятия «Добрым жить на свете веселей» Вяжлинский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы Моршанского района.

Конспект внеклассного мероприятия «Рождество» для 9–10 классов Цель: развитие интереса к истории искусства Задача: ознакомление с традициями Рождественского праздника, некоторыми литературными произведениями.

Конспект внеклассного мероприятия «Три мгновения осени» Вяжлинский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы Моршанского района.

Конспект внеклассного мероприятия «Вальс цветов» для детей с ООВ 8–12 лет Внеклассное мероприятие «Вальс цветов» в рамках экологического проекта «Цветочная радуга» Цель: развитие речи, мышления, зрительного внимания.

Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки»Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки» Мероприятие в начальной школе "Деревенские посиделки"Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ.

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Под рождественской звездой» Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «ПОД РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ» Подготовил: Кл. руководитель Шмакова Е. Н..

План-конспект проведения внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся начальных классов «Причёска глазами детей»План-конспект проведения внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся начальных классов «Причёска глазами детей» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Гулькевичский район Центр развития творчества.

Автор публикации:
Конспект внеклассного мероприятия «Башкирский детский фольклор»
Опубликовано: 19 января 2018 в 10:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Как мы Весну зазывали!» фотоотчёт досуга посвящённому народному празднику «Сороки»
Сегодня, 22 марта все православные отмечают праздник Сороки, ( Жаворонки) — День памяти Сорока мучеников севастийских. Название дня происходит от Сорока...
Фотоотчет. Аппликация. «Животные жарких стран. Попугай.»
Стихи про попугая Попугай ( Сергей Козлов) Сколько лет мне — угадай! — Крикнул с ветки Попугай. — Десять. — Двадцать. — Что вы, дети, Я сто лет живу...
Портфолио Собко Оксаны
Собко Оксана Александровна Дата рождения: 01. 02. 1985 г. Образование: окончила ПГПУ им В. Г. Белинского в 2010 году, факультет «Русский язык и литература»...
Проект о возникновении 8 марта
Проект о возникновении праздника 8 марта. Март 2019 год Вид проекта: групповой, краткосрочный. Тип проекта: информационный, творческий. Участники проекта:...
Мастер-класс «Космические просторы»
Приближается День космонавтики! Практически каждый ребенок мечтает полететь в космос. Эта тема одинаково интересует и мальчиков и девочек. Свои мечты дети...