Приложение МААМ

Конспект занятия «Волшебный чатхан»

Тюкпиекова Вера
Конспект занятия «Волшебный чатхан»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательно-исследовательской деятельности в процессе ознакомления с хакасским национальным инструментом- чатханом

Задачи: создать условия для: выбора партнеров для деятельности;

инициирования общения в микро-группе: строить деловые диалоги в процессе

• самостоятельной деятельности; проявления инициативности и самостоятельности;

• развития умения сравнивать, обобщать (находить сходство и различия хакасской и русской инструментов

Публикация «Конспект занятия „Волшебный чатхан“» размещена в разделах

• речевого развития (знакомство с новыми хакасскими словами и с их произношением);

• для закрепления хакасских слов;

Организация детских видов деятельности: коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, сверстниками);

• познавательно-исследовательская деятельность;

• речевая деятельность.

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Условия

Кiрiс

Конверты с картинками Девочка из группы «Здоровячки» на выходных ходила на танцы и в соседнем кабинете услышала красивую музыку. Когда она спросила на каком инструменте играли ей дали конверты с подсказками чтобы она сама узнала. Она не смогла узнать и просит помощи у вас. Поможем?

Ребята, о чем нас попросила девочка?

Что нам нужно сделать чтобы узнать на каком инструменте играли? (Правильно, посмотреть что в конвертах)

Предполагают,

рассуждают мотивации

деятельности детей

- выражения детьми

своих мыслей;

-стимулирования

речевой активности

н чардых

В конверте картинка со струной

В конверте картинки с косточками (хазых)

В конверте картинка с хакасским орнаментом

разрезная фотография чатхана

Музыкальный инструмент чатхан Ребята, у нас 3 конверта с подсказками. Чтобы быстро справиться с заданием что нужно сделать? (разделиться на 3 подгруппы)

Как вы думаете зачем нам положили этот предмет? Для чего нужен этот предмет? Как можно его использовать? Какое назначение еще для него есть? Какие инструменты вы знаете с этим предметом (ответы)

Правильно и этот предмет называется – струна, при помощи которой извлекают звук из инструмента.

- Как вы думаете, хайджи- сказитель и тахпахчи – певец играли на гитаре в древние времена?

Давайте вслух проговорим слова на хакасском языке. А на каком инструменте играли? Как мы с вами будем действовать дальше?

Что вы видите на картинке? Правильно это косточка. А как она называется? А для чего нужен хазых? Что можно сделать с хазыхом? Хазыхтар – кости использовали в играх? А какое же отношение оно имеет к музыкальному инструменту.

Что вы видите на картинке? (хакасский орнамент)

Где мы можем увидеть такой орнамент?

(в хакасской национальной одежде, в хакасских книгах)

Как вы думаете, что означают эти орнаменты?

- Итак, у нас есть 3 подсказки: струна, хазых и орнамент инструмента. Если мы еще не определили предмет, что будем делать дальше?

- У нас осталась еще одна подсказка

- Что нужно сделать? Собирайте не спеша, помогая друг другу и подсказывая.

- Вы узнали, какой это хакасский национальный музыкальный инструмент? Кто играет в современности на этом инструменте?

(ответы) На чатхане, как в древние времена так и современности играют хайджи и музыканты. Хотите увидеть настоящий чатхан? (вносится инструмент чатхан). Посмотрите из какого материала сделан?

- Состоит из деревянного корпуса, который делали из ели или кедра. А есть ли у чатхана те предметы, которые были в конвертах? Струна, косточки. Пощипайте струны. Что произошло? Что будет если передвинуть кости? (меняется звук).

Ребята, чатхан - это струнно - щипковой инструмент в форме продолговатого ящика, выдалбливался из цельного дерева кедра или сосны. Позднее стали сколачивать, склеивать из отдельных дощатых частей. Прежние чатханы имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос. Сейчас вместо конских волос применяют стальные струны шесть-семь и настраиваются при помощи костяных передвижных подставок. Традиционно играют сидя, положив один край чатхана на колени, другой на пол, поджав ноги под себя. Играют на чатхане пальцами правой руки - щипком и щелчком. Левая рука употребляется для повышения звука. В прошлом он звучал почти в каждой хакасской юрте. В наше время чатхан так же имеет популярность, его используют на хакасских праздниках Тун Пайрам, хакасских концертах.

Давайте вслух проговорим слова на хакасском языке:

Тахпах – песня; Хайджи – сказитель; Тахпахчи – певец.

Дети делятся на три группы

исследуют

обсуждают,

высказывают

свое мнение

исследуют

обсуждают,

высказывают

свое мнение

исследуют

обсуждают,

высказывают

свое мнение

Дети собирают паззл

Рассматривают чатхан Условия для : стимулирования речевой

активности;

- выражения детьми

своих мыслей;

Условия для: стимулирования речевой

активности;

- выражения детьми

своих мыслей;

Условия для: стимулирования речевой

активности;

- выражения детьми

своих мыслей;

Условия для: стимулирования речевой

активности;

- выражения детьми

своих мыслей;

Салтарлар

Что мы сегодня делали?

Кому помогали?

Что для вас было сложным?

С каким хакасским музыкальным инструментом мы познакомились?

Из каких частей состоит чатхан?

Кто играет на чатхане? высказывают

свое мнение

Условия для: стимулирования речевой

активности;

- выражения детьми

своих мыслей;

Публикации по теме:

Конспект музыкально-валеологического занятия «Волшебный цветок здоровья»Конспект музыкально-валеологического занятия «Волшебный цветок здоровья» Конспект музыкально-валеологического занятия «Волшебный цветок здоровья» Цель: формирование основ здорового образа жизни дошкольников через.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе «Волшебный мир театра» с презентацией Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена.

Конспект занятия для детей средней группы «Заколдованный волшебный лес»Конспект занятия для детей средней группы «Заколдованный волшебный лес» Программные задачи: Познавательные: - обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, внешнем виде и повадках; Развивающие:.

Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ «Волшебный песок»Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ «Волшебный песок» Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ Тема: «Волшебный песок» Цель: развитие мелкой моторики. Образовательные задачи:.

Конспект занятия «Волшебный воздух» для средней группы Цель: расширять знания о воздухе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Задачи: - обобщить, уточнить ранее.

Конспект занятия-прогулки «Путешествие в волшебный лес» (средняя группа)Конспект занятия-прогулки «Путешествие в волшебный лес» (средняя группа) b]Цель:[/b] закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: Образовательные – учить детей называть.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Волшебный цветок»Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Волшебный цветок» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования «Волшебный цветок» Задачи: - помочь детям почувствовать.

Конспект занятия в старшей группе по ниткографии «Волшебный снеговик»Конспект занятия в старшей группе по ниткографии «Волшебный снеговик» Цель: Развивать творческие способности. Познакомить с новым видом аппликации. Развивать мелкую моторику. Воспитать доброту и эстетический.

Конспект занятия «Волшебный закат» для детей 12–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Волшебный закат» для детей 12–17 лет с ОВЗ Цель: расширять знания детей об окружающем мире, формировать представления о смене дня и ночи. Задачи: 1. Формировать понятия, закат,.

План-конспект занятия «Волшебный мир творчества»План-конспект занятия «Волшебный мир творчества» План-конспект занятия по теме: «Волшебный мир творчества» Дикун Валентина Сергеевна воспитатель МБ ДОУ д/с №25 «Колокольчик» Цель: проверить.

Автор публикации:
Конспект занятия «Волшебный чатхан»
Опубликовано: 18 февраля 2023 в 17:06
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Волшебный чатхан»» (включая файлы) размещена пользователем Тюкпиекова Вера (УИ 2111016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД