Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»

ирина огурцова
Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»

Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В.

Цели:

• Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия.

• Обсудить и установить причины распространения нецензурной брани в подростковой среде.

• Способствовать просвещению учащихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и его пагубном влиянии на духовное и физическое здоровье человека.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово.

На доске написаны слова: нечистота, грязь, гниль, скверна, нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина.

- Ребята, мы сегодня поговорим c вами на очень острую и важную тему, тему проблемную, сформулировать которую необходимо вам самостоятельно. Посмотрите на доску и все слова, которые вы видите, объедините одним определением. Как мы назовем все то, что написано на доске одним словом?

Сквернословие

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Это действительно тема нашей беседы, в конце которой мы постараемся эту тему перефразировать так, чтобы она выражала наше мнение к этому явлению.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»

Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? «Велик и могуч русский язык» - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров? Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравственную деградацию нашего общества.

Если раньше матерщина была главным образом специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, а их это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

Как и когда возникло сквернословие?

2. История возникновения сквернословия.

Оля.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наташа.

Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека.

Дима.

Мат пробуждает в подсознании человека доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем, и наконец, ломается сама жизнь.

Аня.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

Считается, что мат - это славянская традиция. Так ли это?

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зерцало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

3. Практическая работа

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить? Вопрос к вам. Давайте проведем блиц опрос, в ходе которого вы сами назовёте причины, побуждающие человека сквернословить.

Я сейчас буду зачитывать тезисы, а вы, если согласны, поднимите руку, если не согласны – не поднимайте.

- Плохое воспитание

- Низкий уровень культуры

- Нехватка словарного запаса

- Неумение говорить по-другому

- Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему

- Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия

- Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к «своим»

- Скверный характер, вредные привычки

- Неуважение, унижение

- Отсутствие внутреннего самоконтроля

- Для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях

- Неправильная трактовка понятия «свобода слова».

Можно ли контролировать ситуацию, чтобы не прибегать к нецензурным высказываниям?

Ответы учащихся

Обобщаем, подводим итог

4. Опасно ли сквернословие?

Если не обращать внимание на воспитание человека, не разъяснять ему что такие слова произносить нельзя, то сквернословие прочно войдет в обиход человека и станет нормой общения. Но человек может задать совершенно справедливый вопрос: «Ну и что? Что такого в том, что я произношу бранные слова? Я не умру от этого, не произойдет никакая катастрофа». Так ли это? Так уж безопасно сквернословие? Нет. Произношение бранных слов влечет за собой тяжелые последствия.

Вот что утверждают врачи.

Сквернословие стало "нормой" для современного человека. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

А вот каковы последствия употребления мата.

• Культура речи деградирует.

• В лексиконе молодого поколения больше и больше звучит ничего не выражающий, ничего не значащий мат, а также постоянно мутирующий язык сокращенных компьютерных терминов.

• Это уничтожает достоинство человека

• Это ограничивает и унижает человека.

• Сквернословие развращает души, особенно тех, кто является невольным слушателем, в том числе детей.

• Как всякая вредная привычка, мат проникает в жизнь и деятельность

человека и делает его зависимым.

• Человек уже не может обходиться без этого словесного мусора.

• Сквернословие опасно. За сквернословие можно получить статью, физические увечья, вражду, отвращение, отказ от общения.

Кроме этого мат влияет на физическое состояние организма.

Проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены. Результатом этого влияния при упорном (положительном или отрицательном) воздействии через какое-то время становится не просто передача видоизмененных генов потомству, но и изменение собственного генетического кода человека, касающегося темпов старения и срока жизни!

Уже в начале 90-х эта группа ученых выпустила в свет книгу с множеством примеров, связанных с многолетними наблюдениями за конкретными людьми, Все эти люди были одного возраста, но только одна их часть составляла принципиальных сквернословов со стажем, а вторая - противников крепких выражений. Исследования показали, что у матершинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут к различным болезням. Во второй же группе результаты были противоположными. Одним словом, мат способствует быстрому старению.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют. Интересно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Матерное слово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит.

5. Проникновение мата в жизнь человека

Нецензурная лексика все больше и больше захлестывает современное общество: мат доносится до нас из автобусов и такси, из радиоприемников и с телеэкранов, с театральных и эстрадных подмостков, со страниц различных печатных изданий, с высоких трибун. Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1. Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2. Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

3. Третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

6. Нужно ли бороться со сквернословием и как?

Мат – это объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию?

Послушайте следующий тест, если согласны – поднимите руку.

Какие же пути борьбы со сквернословием были предложены?

• Повышение общего уровня грамотности и культуры.

• Глубокое изучение русского языка и литературы.

• Воспитание любви к людям.

• Ужесточение законов, штрафы, цензура.

• Воспитание примером в семье с малых лет.

• Пропаганда здорового образа жизни.

• Делать замечания друг другу.

• Наказывать хамов презрением.

7. Как борется с матом закон.

Какие же существуют наказания за оскорбление в неприличной форме?

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

8. Заключительная часть.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. А какая же речь может быть спасительной?

Подводя итоги нашего мероприятия, хотелось бы процитировать выдержку из стихотворения Вадима Шефнера. Мне хотелось бы, чтобы эти строки заставляли вас помнить о силе слова.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

И вместе давайте перефразируем тему нашего сегодняшнего мероприятия так, чтобы в ней отражалось отношение к такому явлению, как сквернословие.

Ответы учащихся

Обобщаем, подводим итог.

Наше условие - долой сквернословие.

Публикации по теме:

Беседа для 2–3 класса коррекционной школы-интерната 8 вида «Осторожно, терроризм» Беседа для детей 2-3 класс коррекционная школа интернат 8 вид «Осторожно, терроризм!» Осипова Надежда Васильевна Беседа «Осторожно, терроризм!».

Фотоотчет по изготовлению сердечек из поролона с украшением из ткани и кружева с учащимися 7 класса школы-интерната 4 видаФотоотчет по изготовлению сердечек из поролона с украшением из ткани и кружева с учащимися 7 класса школы-интерната 4 вида Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о любви. День Святого Валентина — светлый праздник февраля День Святого Валентина нынче.

Конспект открытого воспитательного часа для учащихся школы-интерната 4 вида на тему «19 февраля — всемирный день китов» Мероприятие предназначено для учащихся школы-интерната 4 вида с 1 по 12 класс (7-18 лет). Проводит 7 "А" класс. Подготовила: воспитатель.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Автор публикации:
Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 21:42
+246Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 ноября. День ракетных войск и артиллерии

Артиллерия – это бог войны, а офицеры-артиллеристы – элита любой армии. Потому что для этой профессии необходим высокий уровень подготовки (несмотря на то, что с приходом компьютеров громоздкие таблицы на...

19 ноября. День рождения М.В.Ломоносова

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов – российский ученый-естествоиспытатель мировой величины. Химия, физика, астрономия, история, география, геология, металлургия, стекловедение и даже...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР «Чтение сказки В. Сутеева...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части речи»
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: Части речи Цели урока: Обучающая: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном,...
Игры на новогоднем утреннике в ДОУ (часть 1)
Игры для средней группы 1. Игра со снежинками или снежками. Она очень простая. Участники – 5–6 человек. На полу рассыпают снежки, сделанные из ваты,...