Лучший педагог года

Конспект занятия-путешествия «Как начиналась жизнь»

Юлия Михайленко
Конспект занятия-путешествия «Как начиналась жизнь»

Конспект занятие - путешествие "Как начиналась жизнь"

в подготовительной к школе группы.

Цель: закрепление знаний о древних обитателях Земли.

Программное содержание:

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей основы представлений о возникновении

и развитии жизни на Земле: состоянии поверхности Земли до возникновения

жизни, о появлении воды, возникновении и развитии первых живых существ.

Активизировать и обогатить словарь по теме.

Публикация «Конспект занятия-путешествия „Как начиналась жизнь“» размещена в разделах

Развивающие:

Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам,

пользуясь простейшей моделью.

Развивать слуховую и зрительную память, мышление.

Развивать экологическую грамотность детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру и

всему живому на Земле.

Словарь по теме:

Вселенная, гравитация, галактика, бактерии, клетки, эволюция, моллюски, медузы,

черви, анемоны, членистоногие, амфибии, пресмыкающиеся, земноводные,

рептилии, кислород, динозавры, плотоядные, травоядные, приматы, парнокопытные,

теплокровные.

Методы и приёмы:

беседа, чтение,

мультимедийная презентация,

игротерапия (игры: «Угадай что появилось первым»; «Сосчитай»; «Найди 10 отличий»; «Собери пазл»; «Угадай по силуэту»)

музыкотерапия

продуктивная деятельность (изготовление эволюционной лестницы)

Предварительная работа:

просмотр фильмов ВВС Дэвида Аттенборо «Истоки жизни» - 2 части; чтение и

рассматривание иллюстраций: книги Руперта Мэтьюса «Что было до нашей эры»;

детских энциклопедий Джона Лонга «Динозавры», знакомство с Солнечной системой, звездами, планетами, теорией возникновения жизни на Земле; настольно – печатная игра «Космос»; «Найди лишнее»; «Правильно расставь планеты»; «Угадай динозавра».

Материалы и оборудование:

картинки с изображением древней Земли в период образования суши;

картинки динозавров; мультимедийная презентация «Как начиналась жизнь»; фонограмма с космической музыкой, макет «Вулканы»; картинки «Моря и океаны»; картинка «Первые живые существа»; «Первые морские животные», иллюстрации из энциклопедий с изображением древних рыб; иллюстрация «Выход на сушу»; картинки с изображением земноводных, макет «Динозавры».

Использование информационно – коммуникативных технологий:

презентация на тему «Как начиналась жизнь».

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в необычное, увлекательное путешествие по древней Земле. Вы готовы отправиться в путешествие?

Ответ детей:

Воспитатель: На машине времени перенесемся на миллионы лет назад. (слайд № 5).

II. Вводная часть

Воспитатель: Посмотрите ребята, сначала Земля была очень-очень горячей, как Солнце. Огромные языки пламени выплескиваются из недр Земли, огненная лава с шипящими брызгами разливается по безжизненным скалам, бушующий ветер поднимает в воздух столбы раскаленного пепла. Повсюду сверкают ослепительные молнии, грохочет гром. Могучие силы природы – воздух, огонь и вода - решили помериться силами в великой битве стихий. (слайд № 6)

Неизвестно, как долго продолжалась бы эта борьба, если бы не начался дождь. Он шел не переставая в течение многих лет. Вода не успевала высыхать. Миллионы луж стекались в огромные моря, ручьи – в бурные реки. Из морей и рек образовался Мировой океан.

Вся Земля покрылась водой. Первая жизнь зародилась в воде. Это были бактерии – микроскопические невидимые глазу существа, живые капли.

- Как вы думаете, кто это были, растения или животные? (слайд № 7)

Ответ детей: Растения. Для жизни растений нужна вода и свет. А животным нужны растения для пищи.

I. Основная часть

Воспитатель: Под воздействием солнечных лучей вода нагревалась. В ней стали развиваться мельчайшие живые существа, похожие на сегодняшних микробов и бактерий. Из них в дальнейшем образовались водоросли. Они выделяли кислород и наполняли им воздух и воду.

Ребята перед вами лестница, но не простая. Это эволюционная лестница развития животных. Мы вместе разместим по порядку живые существа, как они появлялись на Земле.

Кого же мы разместим на первой ступени эволюционной лестницы? (слайд № 8)

(Дети выставляют картинки на лестницу).

Продолжаем наше путешествие. Прошли еще миллионы лет. В океане появились простейшие. (Амеба, инфузория туфелька, кораллы, морские звезды, морские ежи, губки, медузы.) Первые жители подводного царства были неуклюжими и медлительными. Их тело было мягкое как у червей и медуз. На какую ступень мы поставим этих животных? (слайд № 9)

Ответы детей, выставляют карточки на лестницу. (слайд № 10)

Воспитатель: Кто появился после червей и медуз? (Моллюски, членистоногие) У моллюсков мускулистое тело, раковина, нога или щупальца, глаза, рот с твердыми наростами.

-А кто такие ракообразные? (Раки, крабы). Особенно много было трилобитов. Трилобиты - дальние родственники раков: одеты панцирем, размеры - от 2 до 75 см; жили у дна, где медленно ползали и плавали; позже трилобиты полностью вымерли. В протерозойскую эру в мелководных морях плавали простейшие членистоногие – трилобиты.

Посчитайте, сколько трилобитов на картинке? (слайд № 11)

Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, кто появился после ракообразных? (Панцирные рыбы) Расскажите о них. (Чешуя, обтекаемое тело, плавники). 350 млн лет назад в морях появились различные рыбы, в том числе хищники. (слайд № 12)

Всем, кто хотел выжить, приходилось приспосабливаться к новым условиям. Пора было одеваться в крепкие доспехи, обзаводиться острыми зубами и прочной чешуей, и, главное, учиться быстро плавать. Наступило время рыб…

Это – динихтис: хищник - гроза морских обитателей; огромен - около 10 метров в длину! Динихтис – панцирная рыба. Слово «динихтис» составлено из двух слов: «дейнос» - страшный или ужасный и «ихтис». (слайд № 13)

Голова динихтиса была одета в прочный панцирь – «рыцарский шлем», состоящий из нескольких пластин. Зубов у нее не было, но широкие остроугольные пластины, которыми продолжались челюсти рыбы, резали как пила.

Воспитатель: Какими были древние рыбы? На какую ступень мы помещаем рыб?

Ответ детей: (слайд № 14)

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю дно морское, но не простое. Что же с ним не так? Ответ детей:

Воспитатель: Правильно, в нем есть, отличая и их необходимо найти? Молодцы!

(слайд № 15)

Воспитатель: Ребята, мы с вами немного устали, давайте отдохнем.

Динозавр устал сидеть,

Нужно ноженьки погреть.

Лапы вверх, лапы вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать динозавр горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Воспитатель: Отдохнули, давайте путешествовать дальше.

Прошло время, и возникли условия для выхода жизни на сушу. Теплый и влажный климат способствовал появлению первых наземных растений. Они не имели листьев и походили на длинные копья, торчащие из земли. Древнейшими растениями были хвощи и папоротники. В отличии, от современных, они имели гигантские размеры достигая высоты 30 метров. (слайд № 16)

Некоторые рыбы в поисках пищи стали выходить на сушу. Они научились дышать на суше легкими, а при движении помогали себе плавниками. Позже плавники превратились в лапы. Ребята, перечислите мне животных, которые могут жить и на суше и воде.

(слайд № 17)

Ответы детей:

Воспитатель: Для того что бы узнать кто появился после, нужно собрать пазл! Вы готовы? Кто это? Откуда узнали? Что означает это слово? (слайд № 18)

Воспитатель: Как их называют одним словом? (динозавры)

Ответы детей:

Воспитатель: С этого момента жизнь на нашей планете стала развиваться бурно. Планета была такой…

Ответы детей

Воспитатель: Какого размера были динозавры? Какую пищу предпочитали? (слайд№ 19)

Ответы детей

Воспитатель: Как называются животные, которые едят траву? А мясо других животных?

Ответы детей

Воспитатель: Кто знает, почему вымерзли динозавры?

(Дети предположения)

(Около 65 млн. лет назад вымерли все динозавры. Почему это произошло ученым в точности неизвестно. Самым распространенным мнением является то, что динозавры вымерли от холода. На Землю упал огромный метеорит диаметром более 10 км. Это привело к резкому изменению климата и всеобщему похолоданию. Стало меньше зеленого корма.)

Кого мы поместим на 5 ступень? (слайд № 20)

Ответы детей

Воспитатель: У некоторых маленьких динозавров чешуйки превратились в перья. Пищи на Земле им не хватало, и они забирались на деревья. В этом им помогла когти. Они прыгали с ветки на ветки и парили вниз, т. к., между передними задними лапами у них образовывались кожистые перепонки. Они были размером с современную ворону, имели костистый хвост и полный острых зубов клюв. Но у них росли перья, что поднимало его выше по ступеням эволюции, в сравнении с соседями динозаврами. Сегодня птицы составляют один из самых многочисленных и разнообразных видов.

(слайд № 21,22)

Воспитатель: На следующую ступень мы разместим птиц. Согласны (слайд № 23)

Ответы детей

Воспитатель: Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад. Они были крошечными существами в сравнении с динозаврами, но сумели пережить в изменившемся климате планеты их и другие виды животных благодаря наличию шерсти и горячей крови.

С исчезновением динозавров начинается эпоха новой жизни. Млекопитающие были покрыты шерстью, в отличии от земноводных и пресмыкающихся они теплокровные, и все они выкармливали своих детенышей молоком. Именно тогда на нашей планете появилось большинство животных, живущих в настоящее время. Далекими предками современных слонов были мамонты. (слайд № 24)

Как ты думаешь, кого мы разместим на последней ступени эволюционной лестницы? (слайд № 25)

Воспитатель: Ребята посмотрите на нашу эволюционную лестницу, обратите внимание на расположение животных на ней. Давайте повторим кого мы разместили на ней? Первыми появились самые простые животные, затем возникли все более сложные, а чем сложнее животное, тем больше у него приспособлений к различным условиям.

А теперь посмотрим сможете ли вы угадать по силуэту животных? (слайд № 28)

Ответы детей (Саблезубый тигр, мамонт, тираннозавр рекс, птеранодон, трицератопс.)

II. Заключительная часть

Воспитатель: Посмотрите ребята, какое необычное и грандиозное путешествие мы с вами совершили. Мне было с вами очень интересно побывать в прошлом. А вам? Нас с вами еще ждет много тайн и загадок. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие закончилось.

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Мне бы очень хотелось услышать, что вам понравилось и что не понравилось на занятие, что нового узнали, а так же высказать свои пожелания на будущее занятие?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествия по Фиолетовому лесу»Конспект занятия по ФЭМП «Путешествия по Фиолетовому лесу» Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления и воображения. Задачи: Развивать сенсорные способности,.

Конспект интегрированного занятия-путешествия «Тайна паровозика Пых» Автор - составитель: Бирюкова Наталья Юрьевна Конспект интегрированного занятия – путешествия «Тайна паровозика Пых». Образовательные области:.

Конспект интегрированного занятия — путешествия в старшей группе «Музеи Мордовии» МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Конспект интегрированного занятия – путешествия в старшей группе с использованием.

Конспект занятия-путешествия «Мастерская казачки» в старшей группе Конспект ОД по нравственному воспитанию с использованием нетрадиционного рисования детей старшей группы с малой Родиной. Мастерская казачки.

Конспект занятия в форме путешествия «День Земли» Конспект занятия «День Земли» Цель: способствовать формированию экологически грамотной личности. Задачи: познакомить с историей праздника.

Конспект занятия-путешествия на Северный Полюс Конспект занятия- путешествия на Северный Полюс с элементами кооперации в старшей группе (с использованием приёма наглядного моделирования).

Конспект занятия «Путешествия в прошлое стула»Конспект занятия «Путешествия в прошлое стула» ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ СТУЛА Цель: дать детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развить ретроспективный взгляд.

Конспект занятия в виде игры-путешествия «Знакомство с родным городом» «Знакомство с родным городом»Цель:- Познакомить детей с достопримечательностями родного города; - Закрепить знания детей о правилах дорожного.

Консультация для родителей «Как путешествия воспитывают ребёнка!» Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация на тему: Как путешествия воспитывают ребёнка! Люди любят путешествовать по.

Тема: «Человеческая жизнь как высшая ценность». (Конспект родительского собрания) Тема: «Человеческая жизнь как высшая ценность».Цель: Повысить уровень правовой культуры родителей, провести психолого-педагогическое просвещение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия-путешествия «Как начиналась жизнь»
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 10:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД