Получи документы

Конспект занятия «Употребление приставочных глаголов»

Юля Марусева
Конспект занятия «Употребление приставочных глаголов»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Употребление приставочных глаголов. Цель: Обучение детей пониманию и употреблению в самостоятельной речи приставочных глаголов и закрепление их в упражнениях с использованием метода инсценировки действий.

Задачи: 1. Образовательные: - учить детей подбирать в словосочетании и предложении нужный по смыслу приставочный глагол; - познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок. 2. Коррекционно-развивающие: - уточнять значение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, в том числе за счет развития умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

Публикация «Конспект занятия „Употребление приставочных глаголов“» размещена в разделах

80

- развивать фонематический слух; - развивать зрительное восприятие; - развивать речевое внимание, память, координацию движений. 3. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, организованность, умение выполнять задание по словесному указанию педагога. Оборудование: макет бабочки, макеты пня и муравейника (маленький и большой стул, ручейка (скамейка, дерева с гнездом (стойка для одежды). Ход занятия I. Организационный момент.

Логопед: Назовите, что может делать бабочка?

Дети: Бабочка может летать, кружиться около цветка, собирать сладкий сок, превращаться в куколку, садиться на дерево и т. д.

Дети, назвавшие действие, садятся на места.

Логопед сообщает детям, что бабочка, о которой они говорили, прилетела к ним на занятие (показывает сделанную из картона красивую пеструю бабочку, прикрепленную к длинной крепкой нитке). Детям предлагается смотреть на действия бабочки и точно их называть.

Логопед демонстрирует, как: бабочка взлетела со стола, подлетела к вазе, облетела вазу, перелетела с вазы на кубик, слетела с кубика, залетела в банку (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.) II. Основная часть

1. Работа со схемой

Бабочка «улетает», а логопед обращает внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагает ребятам закончить предложение одним из похожих слов-действий: бабочка с вазы., к доске., вокруг цветка., в комнату. И т. п. (Названия предметов из предыдущего задания изменяются.)

81

После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов, где одна длинная полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае – летела, а короткие полоски разного цвета – изменяющиеся приставки.

Логопед объясняет, указывая на схему, что начало у всех слов-действий разное. Каждый раз, называя новую приставку, логопед соединяет ее схематическое изображение с символом остальной, неизменяемой части слова. Таким образом, у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.

2. Динамическая пауза.

Логопед читает стихотворение, сопровождая слова соответствующими движениями, дети их повторяют:

Влад с корзинкой в лес пошел (Шаги на месте,

Всю поляну обошел (Поворот на месте,

К старой елке подошел (Присесть)

И огромный гриб нашел (Встать, ладони в стороны).

После двукратного выполнения упражнения логопед просит детей назвать похожие слова-действия из услышанного стихотворения.

3. История о мальчике Пете.

Логопед рассказывает детям историю о мальчике Пете. Этого школьника, - поясняет логопед, - можно назвать другом леса, и вот почему:

Как-то летом Петя вышел из дома и пошел в ближний лес. По дороге мальчик перешел ручеек, поднялся на холм и вошел в лес. Как красиво в лесу! Как легко дышится! Под сосной Петя заметил муравейник, обошел его кругом, посмотрел и не тронул. На березе Петя увидел птичье гнездо. Мальчик знал, что брать птичьи яйца нельзя, а то птица выбросит их из гнезда. Отошел Петя от дерева, не навредил друзьям леса. Вдруг видит — недалеко горящий пень. Испугался мальчик, ведь если начнется пожар, вся

82

лесная красота погибнет! Сбросил он с себя куртку, подошел близко-близко к пню и потушил огонь.

Логопед: А теперь, ребята, давайте поделимся на пары. В каждой паре будет один, кто перескажет мой рассказ, и другой, который покажет действия мальчика. Я приготовила и «пень», и «дерево», и «гнездо», и «муравейник».

Дети делятся на пары и с помощью логопеда выполняют задание, инсценируя действия мальчика.

4. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У всех детей на столах по одной сюжетной картинке; используя картинки, нужно составить предложения с разными приставочными глаголами. На каждых трех картинках изображены похожие действия (вышивает, подшивает, зашивает; вылетает, подлетает, влетает и т. п.). (Для этого упражнения можно воспользоваться материалом из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).

Логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов и просит выйти вместе тех детей, у кого на картинках изображены похожие действия. Три ребенка выходят, показывают остальным детям свои картинки и по очереди составляют предложения, акцентировано произнося приставочные глаголы.

Дети: Девочка переливает воду из стакана в стакан. Мальчик выливает воду из банки. Мальчик поливает цветы в саду. И пр.

Затем логопед, чтобы зрительно закрепить у детей представление о составе и способе образования слов-действий, присоединяет по очереди символы приставок (короткие полоски разного цвета) к символу неизменяемой части слов-действий (длинной полоске, отчетливо произнося 3-4 однокоренных приставочных глагола ( например: выливает, поливает, наливает и пр.).

III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста». Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.

Конспект занятия по ПДД «Транспортный мир и мы» Цель: познакомить детей с правилами поведения пешехода, закрепить знания о дорожных знаках, отработать правила поведения в общественном.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия «Россия — наш дом»Конспект занятия «Россия — наш дом» Цель: Формирование патриотических чувств и гордости за нашу Родину. Задачи: 1. Расширять представления детей о символике нашего государства.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Цель: развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Употребление приставочных глаголов»
Опубликовано: 21 июня 2022 в 20:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Употребление приставочных глаголов»» (включая файлы) размещена пользователем Юля Марусева (УИ 2065253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД