МААМ-картинки

Конспект занятия «Употребление приставочных глаголов»

Юля Марусева
Конспект занятия «Употребление приставочных глаголов»

Тема: Употребление приставочных глаголов. Цель: Обучение детей пониманию и употреблению в самостоятельной речи приставочных глаголов и закрепление их в упражнениях с использованием метода инсценировки действий.

Задачи: 1. Образовательные: - учить детей подбирать в словосочетании и предложении нужный по смыслу приставочный глагол; - познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок. 2. Коррекционно-развивающие: - уточнять значение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, в том числе за счет развития умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

Публикация «Конспект занятия „Употребление приставочных глаголов“» размещена в разделах

80

- развивать фонематический слух; - развивать зрительное восприятие; - развивать речевое внимание, память, координацию движений. 3. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, организованность, умение выполнять задание по словесному указанию педагога. Оборудование: макет бабочки, макеты пня и муравейника (маленький и большой стул, ручейка (скамейка, дерева с гнездом (стойка для одежды). Ход занятия I. Организационный момент.

Логопед: Назовите, что может делать бабочка?

Дети: Бабочка может летать, кружиться около цветка, собирать сладкий сок, превращаться в куколку, садиться на дерево и т. д.

Дети, назвавшие действие, садятся на места.

Логопед сообщает детям, что бабочка, о которой они говорили, прилетела к ним на занятие (показывает сделанную из картона красивую пеструю бабочку, прикрепленную к длинной крепкой нитке). Детям предлагается смотреть на действия бабочки и точно их называть.

Логопед демонстрирует, как: бабочка взлетела со стола, подлетела к вазе, облетела вазу, перелетела с вазы на кубик, слетела с кубика, залетела в банку (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.) II. Основная часть

1. Работа со схемой

Бабочка «улетает», а логопед обращает внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагает ребятам закончить предложение одним из похожих слов-действий: бабочка с вазы., к доске., вокруг цветка., в комнату. И т. п. (Названия предметов из предыдущего задания изменяются.)

81

После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов, где одна длинная полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае – летела, а короткие полоски разного цвета – изменяющиеся приставки.

Логопед объясняет, указывая на схему, что начало у всех слов-действий разное. Каждый раз, называя новую приставку, логопед соединяет ее схематическое изображение с символом остальной, неизменяемой части слова. Таким образом, у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.

2. Динамическая пауза.

Логопед читает стихотворение, сопровождая слова соответствующими движениями, дети их повторяют:

Влад с корзинкой в лес пошел (Шаги на месте,

Всю поляну обошел (Поворот на месте,

К старой елке подошел (Присесть)

И огромный гриб нашел (Встать, ладони в стороны).

После двукратного выполнения упражнения логопед просит детей назвать похожие слова-действия из услышанного стихотворения.

3. История о мальчике Пете.

Логопед рассказывает детям историю о мальчике Пете. Этого школьника, - поясняет логопед, - можно назвать другом леса, и вот почему:

Как-то летом Петя вышел из дома и пошел в ближний лес. По дороге мальчик перешел ручеек, поднялся на холм и вошел в лес. Как красиво в лесу! Как легко дышится! Под сосной Петя заметил муравейник, обошел его кругом, посмотрел и не тронул. На березе Петя увидел птичье гнездо. Мальчик знал, что брать птичьи яйца нельзя, а то птица выбросит их из гнезда. Отошел Петя от дерева, не навредил друзьям леса. Вдруг видит — недалеко горящий пень. Испугался мальчик, ведь если начнется пожар, вся

82

лесная красота погибнет! Сбросил он с себя куртку, подошел близко-близко к пню и потушил огонь.

Логопед: А теперь, ребята, давайте поделимся на пары. В каждой паре будет один, кто перескажет мой рассказ, и другой, который покажет действия мальчика. Я приготовила и «пень», и «дерево», и «гнездо», и «муравейник».

Дети делятся на пары и с помощью логопеда выполняют задание, инсценируя действия мальчика.

4. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У всех детей на столах по одной сюжетной картинке; используя картинки, нужно составить предложения с разными приставочными глаголами. На каждых трех картинках изображены похожие действия (вышивает, подшивает, зашивает; вылетает, подлетает, влетает и т. п.). (Для этого упражнения можно воспользоваться материалом из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).

Логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов и просит выйти вместе тех детей, у кого на картинках изображены похожие действия. Три ребенка выходят, показывают остальным детям свои картинки и по очереди составляют предложения, акцентировано произнося приставочные глаголы.

Дети: Девочка переливает воду из стакана в стакан. Мальчик выливает воду из банки. Мальчик поливает цветы в саду. И пр.

Затем логопед, чтобы зрительно закрепить у детей представление о составе и способе образования слов-действий, присоединяет по очереди символы приставок (короткие полоски разного цвета) к символу неизменяемой части слов-действий (длинной полоске, отчетливо произнося 3-4 однокоренных приставочных глагола ( например: выливает, поливает, наливает и пр.).

III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста». Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.

Конспект занятия по ПДД «Транспортный мир и мы» Цель: познакомить детей с правилами поведения пешехода, закрепить знания о дорожных знаках, отработать правила поведения в общественном.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия «Россия — наш дом»Конспект занятия «Россия — наш дом» Цель: Формирование патриотических чувств и гордости за нашу Родину. Задачи: 1. Расширять представления детей о символике нашего государства.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени» Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени Цель: развивать умения распознавать глагольные формы прошедшего времени,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Употребление приставочных глаголов»
Опубликовано: 21 июня 2022 в 20:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД