Надежда Кулабина
Конспект НОД ОО «Познание» в группе старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет), на тему «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие:
• Обобщить, уточнить знания детей о воздухе, которым дышим.
• Закрепить способы, приёмы обнаружения воздуха.
• Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Развивающие:
• Развивать мышление, память, речь, воображение.
Публикация «Конспект НОД ОО „Познание“ в группе старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет), на тему „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
• Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать предположения, мнение, обосновывать его, вызвать интерес к совместному исполнению заданий.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, создать доброжелательный настрой.
Предварительная работа:
• Проведение занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха.
• Исследование воздуха на прогулке, наблюдения.
• Заучивание загадок, чтение потешек, закличек о явлениях природы.
Наглядный материал и оборудование:
Пирамидки по количеству детей, таз с водой, бутылка, стакан, целоффановый мешок, ком земли, ванночка, стакан с водой, трубочка, воздушный шар, бумажный кораблик, бассейн, магнитофон, аудиозапись произведения П. И. Чайковский «Болезнь куклы»,Л. Бетховен «Гроза», В. А. Моцарт «Симфония № 40, Музыка «Голоса и шумы окружающего мира», презентация «Ветер»; альбомные листы, гуашь, трубочки.
Ход
Педагог с детьми заходит в группу, на столе перевёрнута ваза с сухоцветами, на полу лежат листья, шевелится штора. Воспитатель закрывает окно, и спрашивает у детей, что же произошло, кто мог так похозяйничать?
Дети. Ветер
Педагог. Закройте глаза, послушайте музыку и скажите, что она вам напомнила?
Дети: дождь, гром, ветер
Педагог. Что такое ветер?
Дети. Ветер –это движение воздуха
Педагог. Покажите веером, как можно почувствовать ветер (дети машут веером перед лицом, что вы при этом ощущаете?
Дети. Прохладу, свежесть.
Педагог. Давайте вспомним загадки про ветер : без рук, без ног, а ворота открывает; гуляет в поле, да не конь; летает на воле, да не птица ; эти загадки составил русский народ, а теперь послушайте загадку про ветер, составленную хантыйским народом: Он не лось, он не птица. Зато быстрее всех их. (Ветер) и русский народ, и народы Севера наблюдали за животными и растениями, которые всегда были у них перед глазами, жили рядом с ними и в этой загадке сравнивают ветер с птицей, ветер летает как птица, но быстрее, как бы лось быстро не бегал, всё равно ветер быстрее; в русской народной загадке, ветер сравнивают с животным, который гуляет по полю, играет с цветами, так же как конь на воле гуляет в поле, играет с цветами, с ветерком, а народ подмечал всё это и записывал.
Педагог. А как вы думаете, ветер это хорошо или плохо?
Дети. Ветер – это и хорошо и плохо.
Педагог. Что хорошего?
Дети. Благодаря ветру плавают парусные лодки, люди летают на дельтоплане, освежает, когда жарко, надувает паруса на кораблях, крутит крылья мельниц, разносит семена растений, поднимает вверх воздушные шары. Пословица народов Севера : без ветра и листья не колышутся (педагог предлагает рассмотреть картинки на которых изображён ветер, приносящий пользу людям).
Педагог. Что плохого?
Дети. Сильный ветер может разрушить дома, на море вызывает шторм, топит корабли, разносит семена сорняков, холодит, вьюга заметает дороги и т. д. В этом случае можно сказать следующую русскую пословицу: плох тот ветер, который добра не приносит. (педагог предлагает рассмотреть картинки на которых изображён ветер, от которого одни несчастья)
Педагог. Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру «Ветерок».
^ Этюд «Южный ветер» Педагог рассказывает: Подул ласковый южный ветер. Танец южного ветра лёгкий и приятный.
Дети словно подставляют лицо ветру, приподняв подбородок.
Руки плавно поднимаются снизу вверх, движения тела лёгкие, плавные. Губы имитируют лёгкое дуновение ветра (звучит музыка).
^ Этюд «Северный ветер»
Педагог продолжает:
Подул холодный северный ветер, он пронизывает нас насквозь. Мы идем, пригибаясь, так как он сбивает нас с ног. Танец северного ветра быстр и порывист.
Щёки надуваются, струя воздуха сильная и порывистая. Идём, пригнувшись, прижав руки к груди.
Дети кружатся, подняв руки вверх и вправо-влево.
^ Этюд «Ураган»
Педагог, усиливая голос, рассказывает:
Поднялся ураганный ветер, он гнёт стволы деревьев, вырывает их из земли.
Дети выдыхают сильную струю воздуха. Кружатся, нагибаются вперед, назад, поднимают руки. Продолжаем дальше.
Педагог. Что вы знаете о воздухе?
Дети. Он невидим, он прозрачный, бесцветный
Педагог. А в комнате он находится?
Дети. Да
Педагог. Почему вы так решили?
Дети. Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать.
Педагог. Молодцы! сейчас мы с вами проведём опыты.
Перед вами стоит задача: постараться обнаружить воздух, а затем доказать это. (дети садятся за столы, проводят опыты с воздухом, используя приготовленное оборудование и материал) Затем каждый ребёнок рассказывает о своём открытии.
Ребёнок. Рассказывает (стакан, опускаю в воду, быстро вынимаю, стакан внутри сухой- внутри воздух)
Ребёнок. Рассказывает (опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё, получается буря.)
Педагог. Молодец, значит воздух находится внутри нас.
Ребёнок. Рассказывает (надуваю воздушный шар, внутри воздух.)
Педагог. Чем надувал воздушный шар? (воздухом)
Ребёнок. Рассказывает (целофанновый мешочек – скручиваем, мешочек надувается - воздух)
Педагог. Что можно сказать про воздух?
Ребёнок. Невидимый, прозрачный, бесцветный.
Ребёнок. Рассказывает (ком земли опустить в воду/, появляются пузырьки, выходит воздух)
Ребёнок. (в таз с водой опустить бутылку, из горлышка выходят пузырьки – воздух)
Педагог. Правильно, молодец, вода вытесняет воздух.
Педагог. Затем всем вместе предложить спустить на воду готовые кораблики, дети отмечают, что кораблики стоят на месте. Педагог спрашивает детей, почему кораблики не плывут ( ответы детей: нет ветра). Педагог предлагает произнести закличку:
"Вей, вей, ветерок. "
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток.
Дети дуют на кораблики, они плывут. Педагог объясняет детям, что и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Педагог. Вы доказали, что воздух всюду находится вокруг нас. Вы много знаете о воздухе. Молодцы, порадовали, следующая игра «Вопрос – ответ»
Итак, начинаем, напоминаю правила: я буду задавать вопрос, а кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно потом добавить, если ответ был не полным. За правильный ответ участник получает по фишке – кольцу на свою пирамидку.
Первый вопрос: Какие сказочные герои летают по воздуху?
Дети: баба-яга, змей – горыныч. Карлсон, вини – пух, гуси - лебеди.
Педагог. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: «Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?» Ребята, как одуванчик мог попасть на крышу?
Дети. Ветер перенёс на крышу семечко одуванчика, из которого и вырос цветок.
Педагог. Третий вопрос: воздух имеет запах?
Дети. Нет
Педагог. Четвё ртый вопрос: есть ли воздух внутри нас?
Дети. Да
Педагог. Внимательно послушайте рассказ и найдите как можно больше неточностей.
«Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль плыл на всех парусах к далёким таинственным берегам»
Дети. Без ветра парусный корабль не поплывёт.
Педагог. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «Однажды туристы собрались в поход. Один из них, по имени Пётр Иванович, любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. «Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда не видел- думал он. Но чем выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось всё меньше и меньше. Удивился Пё тр Иванович и задумался: «Почему же здесь не живут насекомые?»
Дети. Чем выше поднимаемся в горы, тем ветер сильнее. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает.
Молодцы, давайте подведём итоги, посчитаем, у кого на пирамидке больше колец. (дети считают) ребята, а вы довольны своей игрой? Если бы ваше настроение оценивалось оценкой от 1 до 10, какую бы вы оценку поставили своему настроению? Спасибо за игру.
А теперь вы будете художниками,и нарисуете свою картину, используя воздух. Краски, трубочку.
Дети проходят за столы и рисуют, продувая воздухом капли краски. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.
Педагог подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок.
Педагог. Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок?
Дети. Ветер, наверное.
Педагог. Да в нем что-то есть! Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и свистели. (Дарит детям свистульки и прощается с ними.)