МААМ-картинки

Конспект занятия «Поэт-герой»

Расима Исхакова
Конспект занятия «Поэт-герой»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Поэт- герой»

Программное содержание

1. Продолжать знакомить с жизнью и творчеством великого татарского поэта Мусы Джалиля.

2. Закрепить пословицы о Родине, о смелости

3. Развивать связную речь детей: отвечать на вопросы распространенными предложениями,

выразительно читать стихотворения.

4. Воспитывать уважение к великому поэту, к его подвигу, любовь и преданность к своей

Родине.

Материал к занятию

Публикация «Конспект занятия „Поэт-герой“» размещена в разделах

Раздаточный: блокноты по количеству детей.

Демонстрационный: портрет М. Джалиля, М. Джалиля с женой Аминой и дочкой Чулпан.

Иллюстрации: с изображением памятников (возле Кремля в г. Казань, в г. Нижневартовск, в

г. Набережные Челны, д. Мустафино, медресе, где учился поэт, тюрьмы Моабит; к стихам,

произведение Р. Мустафина «На речке Неть».

Ход занятия

- В Оренбурге есть небольшая деревня Мустафино. Здесь 15 февраля 105 лет назад родился

великий татарский поэт Муса Джалиль. Муса был в семье шестым ребенком. Его воспитывали

папа с мамой и бабушка, которая ласково назвала его котеночком. Муса очень любил слушать

сказки, которые рассказывала бабушка.

Муса рано пошел в школу, ему было всего шесть лет, а в семь лет его отдали учиться в

медресе в г. Оренбурге.

Он очень любил рисовать, заниматься музыкой, научился играть на музыкальном

инструменте мандолина и даже исполнял на ней татарские народные песни.

Больше всего на свете Муса любил читать. Денег у его семьи покупать книги не было,

потому что жили они небогато. И однажды он надумал издать их сам. Из сложенной вчетверо

тетрадной бумаги он сшил аккуратные книжечки. В одну записал легенду, в другую – сказку,

которую сочинил сам. А в третью и четвертую- частушки и народные песни. Муса очень

гордился своей библиотекой, показывал приятелям, давал им почитать. Муса рано начал писать

стихи, мечтал стать поэтом, как Г. Тукай. Ему было тогда всего 9 лет.

Муса очень любил свою родную деревню Мустафино, людей, которые там жили. Особенно

ему нравилось встречать утро под громкое «ку-ка-ре-ку» местных петухов. И он написал,

конечно, об этом стихотворение.

«Петушок»

Лишь пришла пора рассвета

Как сейчас же подал где-то:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Чей-то чуткий петушок

Чистый звонкий голосок:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Встрепенулся старый кочет

И вовсю как загрохочет:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

А за ним и здесь и там

Понеслось по всем дворам:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Услыхав весь этот крик

Мы проснулись в тот же миг

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

Ку-ка-ре-ку!

Ку-ка-ре-ку!

Как и все дети, маленький Муса обожал бегать по росистой траве босиком, греться на

солнышке, собирать цветы. Об этом тоже сочинил много стихотворений. Вот одно из них

«Красная ромашка»

Луч поляну осветил

И ромашки разбудил:

Улыбнулись, потянулись,

Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал,

Лепестки заколыхал

Их заря умыла чистой

Свежею росой душистой.

- Очень М. Джалиль любил родную природу, наблюдал за животными и птицами. Ему было

интересно, почему у кукушки такая грустная песня. И вот что он об этом написал.

«Кукушка»

Тихие сумерки

Солнце садится

Слышно как плачет

Какая-то птица

Ку-ку, ку-ку!

Это кукушка

Кричит на суку

Словно прогнать

Она хочет тоску:

Ку-ку, ку-ку!

Если б кукушка

Жила не одна

Так бы весь век

Не кричала она.

Пела б кукушка

Веселые песни

Если б птенцы ее

Были все вместе.

Ку-ку, ку-ку!

- У маленького Мусы был котенок, очень хитрый и вороватый, который очень любил

сметану. Вот послушайте, что однажды с этим котенком произошло.

«Вороватый котенок»

Однажды, узнав

Что у нас из чулана

Куда-то бесследно

Пропала сметана.

Тихонько сказал

Своему я котенку,

Уйдя из чулана

Подальше в сторонку:

- Послушай, шепнул я

В чулане разбой

Там – мыши

И дело теперь за тобой

Ты должен, котенок,

Всех этих мышее

Прогнать из чулана

Как можно скорей.

Конечно все мыши

Едва увидев котенка

Спасаться помчались

Стремглав.

Забились

Кто в норы,

Кто в дыры,

Кто в щели

И там еле живы

От страха сидели.

А котик мой смелый,

Косясь на сметану

Неспешно, как сторож

Ходил по чулану…

Но утром, когда я

За маслом полез в чулан

Я увидел

Что котик исчез

А с ним и сметана

Куда-то пропала

Как будто ее никогда не бывало

Ах котик, мой котик

Каких же мышей

Пошел прогонять ты

Из дыр и щелей

Когда ты один лишь

Во всем виноват:

Ведь это не мыши,

А ты – вороват.

- Муса был добрым, щедрым, веселым мальчиком, у него было очень много друзей, с

которыми он играл в татарские народные игры. Давайте мы так же поиграем в одну из его

любимых игр.

Физминутка: Игра «К рия-з к рия»

- Муса не только читал и играл, но он еще много помогал по дому: пас гусей, ловил рыбу. Я

хочу вам прочитать одну историю, которая произошла с Мусой во время очередной рыбалки.

Представьте, что вы оказались в д. Мустафино, на берегу реки (воспитатель включает

музыку – пение птиц). Слышите, птицы поют… (воспитатель читает рассказ Р. Мустафина)

«….Летний день. Жара. Поют птицы. И мальчишки с удочками сидят на берегу реки.

Одного из них зовут Зариф, а другого Муса. Полдня просидели Муса с Зарифом, и хоть бы один

пескарик попался! Первым не выдержал Зариф.

-Ты как хочешь, а я пойду искать другое место. Здесь рыбой и не пахнет. Муса тоже

поднялся со своего места. Но тут поплавок чуть дрогнул. Муса резко дернул удилище. Леска со

свистом вылетела из воды и обвилась вокруг головы. Острое жало крючка, на котором уже не

было червяка, впилось Мусе прямо в нос.

-Ой! - вскрикнул Муса.

Увидев приятеля с крючком в носу, Зариф расхохотался. Но заметив на глазах Мусы

невольные слезы, поспешил на помощь. Зариф начал выворачивать крючок, который чуть не на

половину скрылся под кожей. Нос Мусы покраснел, из раны сочилась кровь. Но все было

бесполезно. Крючок так и оставался в носу. Тогда Зариф побежал в деревню. И вскоре на речку

прибежала бабушка Мусы. Она так сильно волновалась и переживала за своего внука Мусу, что

скорее взяла его за руку, забыв даже перекусить леску, и повела его к сельскому лекарю

старику Нигметзяну.

-Так они и шли по деревне. Впереди бабушка в цветастом платье с оборками и белом

переднике, за нею Муса. Позади, подняв удилище над головой, шел Зариф. Старик Нигметзян

щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу.

-А ты терпеливый! Молодец! - похвалил Мусу старик Нигметзян».

(беседа с детьми)

- Ребята, с кем произошла эта история?

- Что случилось с Мусой?

- За что похвалил Мусу старик Нигметзян?

- Кто позвал на помощь?

- Как зовут его друга?

- Можно ли назвать этих мальчиков настоящими друзьями? Почему?. Что может быть

дороже хорошего, настоящего друга? Именно дружбе и друзьям Муса посвятил много своих

стихов. А вот одно из них.

«Мой пес»

Я знаю, что пес мой

Пока еще мал

Ну что же, зато он

И смел и удал

Любую команду

Какую не дай

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

Уедем мы с ним.

И ров перепрыгнуть

И голос подать.

Ты ранен – тебе он

Доставит воды,

Он может солдата

Спасти из беды.

Пусть будет скорее

Акбай мой большим

Служить на границу

Когда Муса вырос, он закончил университет, стал журналистом, женился, у него

родилась дочь Чулпан, которую он очень сильно любил. У М. Джалиля было очень много

творческих планов.

Но тут случилась беда (воспитатель включает музыку «Священная война»). 22 июня

1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. М. Джалиль ушел защищать

Родину. В 1942 году тяжелораненый М. Джалиль был схвачен фашистами и брошен в

концлагерь, где его пытали, морили голодом, сковали ему руки и ноги, чтобы заставить

изменить своей Родине и сражаться за фашистов.

Тяжело было Джалилю, он тосковал по своей дочке Чулпан и жене Амине. Но он

продолжал бороться против фашистов своими стихами. Он верил в победу и писал стихи о

том, как люди будут жить после войны, восстанавливать города и строить новые, писал о

храбрых солдатах, которые защищают Родину. Вот послушайте одно из них.

«Клятва»

Сердцем сокол

Клятву поет,

Сердцем клятву

Дает джигит.

Седлает коня,

В стремена встает

Сыплются искры

Из-под копыт.

Там, где летел он

На верном коне –

Танки и пушки

Дымились в огне.

Смерти джигит

Не страшился в бою

Где же он взял

Эту силу свою?

Крепче чем меч

И верней скакуна

Клятва джигита,

Что сердцем дана.

Просто всем сердцем

Любил он народ.

Просто две клятвы

Джигит не дает!

В камере Моабитской тюрьмы в Берлине Джалиль написал много бессмертных стихов, которые известны всему миру под названием

«Моабитская тетрадь». В них звучит клятва верности Родине и жгучая ненависть к ее врагам:

Придет мой час - умру.

Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Конечно, фашистам не нравились его стихи, которые были против них. Поэтому 25

августа 1944 года М. Джалиль и его друзья были казнены.

Но все люди на планете помнят и любят великого поэта М. Джалиля. Его именем

названы улицы, его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета в г.

Казань.

Ребята, а что помогло в тяжелую минуту М. Джалилю стать героем?

(любовь к Родине)

Родина - это главное, что у нас есть. Есть очень много поговорок и

пословиц о Родине, о героях, которые храбро защищали свою Родину. Какие пословицы

вы знаете?

• Если Родина живет и герой не пропадет.

• Без воды земля – пустырь, без Отчизны слаб батыр.

• Человек без Родины своей, что без песни соловей.

• Без Родины милой будешь птицей бескрылой.

• Чужая сторона серебра полна, а все дороже родная сторона.

• Лучше дома ходить в мешковине, чем султаном ходить на чужбине.

• Впереди смельчака удача шагает.

• Возможное сделает каждый, невозможное – только отважный.

• Нет тяжестей для сильного, нет трудностей для смелого.

• Скакун одолеет и речку, и гору, герой не робеет и в тяжелую пору.

- Молодцы. А теперь еще раз скажите кто такой М. Джалиль? Когда он родился?

- Сколько лет ему было, когда он пошел в школу?

- Сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?

- Как он сделал первые книжки?

- Кем он стал после окончания университета? Я знаю, что многие из вас умеют читать

и даже пытаются писать. Поэтому я хочу подарить вам вот такие блокноты, чтобы вы туда

записывали свои любимые слова, делали какие-то заметки, писали рифмовки. Может

быть, вы тоже когда-нибудь станете знаменитыми поэтами, как Муса Джалиль. Но кем бы

вы ни стали, я желаю вам быть такими же честными и храбрыми защитниками своей

Родины как Муса Джалиль.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

Фотоотчет «А. С. Пушкин — великий поэт»Фотоотчет «А. С. Пушкин — великий поэт» Знакомство дошкольников подготовительной группы с наследием великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина мы проводили в несколько.

Фотоотчёт занятия по рисованию «Мой любимый сказочный герой» (по сказкам Корнея Ивановича Чуковского)Фотоотчёт занятия по рисованию «Мой любимый сказочный герой» (по сказкам Корнея Ивановича Чуковского) Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию на тему: "Мой любимый сказочный герой" (по сказкам Корнея Ивановича Чуковского).

Конспект беседы «Тимофей Белозёров — детский поэт и сказочник»Конспект беседы «Тимофей Белозёров — детский поэт и сказочник» Конспект беседы «Тимофей Белозёров — детский поэт и сказочник» Цель: знакомство дошкольников с краткой биографией и творчеством поэта-сибиряка.

Конспект беседы «Юрий Энтин — поэт-песенник» Конспект беседы "Юрий Энтин - поэт-песенник" Цель: знакомство дошкольников с краткой биографией и творчеством поэта-песенника. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Для меня всегда герой самый лучший папа мой!»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Для меня всегда герой самый лучший папа мой!» Цель: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей через различные формы игровой деятельности Задачи: 1. Расширение и обогащение.

Конспект комплексного занятия «Город — герой Волгоград» к юбилейному Дню Победы в Сталинградской битвеКонспект комплексного занятия «Город — герой Волгоград» к юбилейному Дню Победы в Сталинградской битве Фотографии, рассматриваемые на занятии с детьми взяты с моего личного архива. Задачи: расширить знания детей о Сталинградской битве, ее.

Конспект занятия для детей средней группы «Великий поэт — Сергей Александрович Есенин» Цель: Познакомить детей с фактами биографии Сергея Есенина. Задачи: 1. Учить детей слышать красоту родного слова. 2. Развивать у детей.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ты добрый, ты лучший, ты мой герой!»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ты добрый, ты лучший, ты мой герой!» Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие, " "Художественно- эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Поэт-герой»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 07:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Поэт-герой»» (включая файлы) размещена пользователем Расима Исхакова (УИ 999573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД