МААМ-картинки

«Дифференциация звуков [з]-[ж]». Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса

наталья деркач
«Дифференциация звуков [з]-[ж]». Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия "Дифференциация з-ж"

С учащимися 2 класса с логопедическим заключением : нарушение письма и чтения с ФФНР.

Цель: - закрепить чёткую артикуляцию звуков [З] - [Ж] и правильное обозначение их письме;

Задачи:

- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков;

Публикация «„Дифференциация звуков [з]-[ж]“, Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса» размещена в разделах

- отработать умение дифференцировать согласные звуки з-ж слогах, словах, предложениях, тексте;

- совершенствовать навыки звуко – слогового анализа;

- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления);

- развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно – логическое мышление;

- развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;

- работать над развитием грамматических форм речи.

-воспитывать усидчивость, аккуратность, умение сосредоточиться.

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

- воспитание самоконтроля устной и письменной речи;

Оборудование: индивидуальные зеркала, ватка, двусторонние карточки с изучаемыми звуками (на каждого ребёнка); символы для обозначения звуков занятия.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Отгадайте загадки, назовите первые звуки в словах – отгадках :

Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают.

(Звезды)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь)

Вывод. С какими звуками мы сегодня будем работать?

Итак, сегодня мы будем различать звуки и буквы з-ж.

II этап. Основная часть.

1. Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам. Соотнесение звука с буквой.

“З” – символ зелёного цвета. Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный (контроль рукой). Голосовые связки вибрируют, есть голос, он звонкий.

Звук “З” – согласный, звонкий.

Сравнение образа буквы с предметами, на, что она похожа? Назовите, какой буквой мы обозначаем звук «З».

Стихотворение про звук [З].

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 — пружина, крендель, стружка.

“Ж” – символ жёлтого цвета. Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздушная струя теплая, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, звук глухой. Звук “Ж” – согласный, звонкий.

Сравнение образа буквы с предметами, на, что она похожа? Назовите, какой буквой мы обозначаем звук «Ж».

Стихотворение про звук “Ж”

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук :

Ж –Ж – Ж –Ж –Ж – Ж – Ж

Сравнительная характеристика звуков З и Ж.

Давайте подумаем, чем отличается произношение звука [З] – [Ж] (ответы детей)

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

Чтобы чётко и ясно проговаривать слова, нужно сделать артикуляционную гимнастику

1. Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание : Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).

2. Упражнение на активизацию мышц губ:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” – вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

3. Упражнение на активизацию мышц языка:

«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” – языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

Движения выполняются сверху вниз.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

“Чистим зубы” – кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

3. Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенными из бархатной бумаги буквами).

Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки : «ЗЭ», «ЖЕ».

- Письмо букв в воздухе.

А сейчас мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке.

4. Развитие фонематического слуха Игра “Узнай звук”

Дифференциация з-ж в слогах : - Я читаю слоги и звуковые сочетания, а вы показываете соответствующую букву.

(жда, зла, _нее, зно, зре, оже, ожу, зна).

Я называю вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и показываете соответствующую букву.

Перечень слов:

- выделите из ряда предложенных слов слог со звуками [З] – [Ж] : кружечка, уздечка, вазелин, кузнец, вязанка, зимняя, жакет, зима, жара, жук, жёлудь, зеркало, зонт, живот.

5. Работа со словами паронимами:

Игра «Наоборот»

- Меняем букву з на ж и наоборот:

Жал-зал, залей-жалей, вяжу-везу, рожок-разок, жевать-зевать, называть-наживать, узы-ужи, пожар – базар, лежать – лизать, коза – кожа,звать – ждать.

Физкультминутка

Мы березку посадили

Мы березку посадили,

(выпрямиться за партой.)

Мы водой её полили,

(Потрясли кистями, будто разбрызгивая воду.)

М берёзка подросла,

(встать за партой.)

К солнцу ветки подняла,

(руки вверх.)

А потом их наклонила

(руки вниз, спина прямая.)

Всех ребят поблагодарила.

(поклоны головой, сесть за парты.)

3. Работа в тетради

1. Запишите буквы ЗЭ, ЖЭ:

а.) знать звуки “З” и “Ж” по беззвучной артикуляции (по движению губ).

б) опираясь на кисти рук логопеда;

в.) ориентируясь на стрелки ()

г.) под диктовку логопеда (я буду называть звук, а вы должны будете записать соответственно стрелку)

2. Дифференциация З-Ж в словах, слова записаны на доске.

- Запись слов в три столбика по наличию звуков : в первый столбик со звуком [З], во второй со звуком- [Ж], в третий с двумя звуками –[З] – [Ж] :

(можно, озимые, земля, кружечка, кузнец, животное, вязанка, уздечка, бумажный, мерзлота, узенький, ожидание, зебра, багажник, зажигать, разложить, воздух, надежда, язык, звезда, движение)

Назовите слова, в которых йотированные гласные звуки обозначают два звука.

Гимнастика для пальцев рук:

«Здравствуйте»

Сначала подушечки пальцев одной руки поочерёдно касаться подушечек пальцев другой руки, а потом большого пальца этой же руки.

«Моем ручки»

Дети повторяют движения, совершаемые при мытье рук.

4. Составь слова из первых слогов данных слов. Запиши их в тетрадь.

Пример: узнать+ комар = узко

Газета+зонты= запах+жмурится=

Студент+жакет= ездить+жуки=

Стригут+живот= слуга+журавль=

Страна+жаба= закон+жгучий=

Звери+здание= знает+мясо=

5. Работа с родственными словами:

Прочитай слова. Составь с каждым, словом предложение.

Узкий НИЗ МОРОЗ

Узенький НИЗкий МОРОЗить

Узковатый НИЗина Мороженое

Узко заНИЗить ЗаМОРОЗить

сУЗить поНИЖение заМОРОЗки

сУЖение сНИЖение заМОРОЖенный

III. Итог занятия :

Дидактическое упражнение «Исправь ошибку» (учить ребёнка различать правильное и дефектное произношение в речи других людей). Взрослый произносит предложения в искажённом виде, а ребёнок даёт правильный вариант.

Во время дождя нужен жонт. Девочка катается на лызах. Под сосной сидит серый жайка. Девочка пасёт кожу.

О каких звуках мы говорили сегодня на занятии? Что вы запомнили, узнали нового?

Публикации по теме:

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс) количество часов в неделю –1 Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е. В. Мазанова, 2006 г).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дифференциация звуков [з]-[ж]». Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 18:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дифференциация звуков [з]-[ж]». Конспект логопедического занятия с учащимися второго класса» (включая файлы) размещена пользователем наталья деркач (УИ 197335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД