Екатерина Орлова
Конспект занятия по дифференциации звуков [С-Ш], [Ж-З]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Звуки [С-Ш] [Ж-З]
Цели.
1. Коррекционно-образовательная.
Дифференциация звуков [С-Ш] [Ж-З]
2. Коррекционно-развивающие.
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать речевое дыхание.
Уточнить артикуляцию звуков [С-Ш] [Ж-З]. Закрепить правильное произношение.
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [С-Ш], [Ж-З]» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Развивать грамматический строй речи (понятия «предложение», «однокоренные слова»; подбор однокоренных слов к слову «Солдат». Подбор эпитетов к существительному «Солдаты». Слова – действия.
Формировать навык деления слов на слоги.
Развивать и обогащать активный словарь по теме «23 февраля».
Развивать связную речь. Составление и пересказ рассказа о нашей армии.
Развивать фонематические процессы.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Преодолевать негативизм к занятиям.
Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; таблица «Дерево однокоренных слов»; предметные картинки (слова со звуками [С-Ш] [Ж-З]); Пальчиковый театр: Концерт на привале.
Ход занятия.
Этап Слова и действия логопеда Слова и действия детей
I Психогимнастика. Пластические этюды.
Здравствуйте ребята! Скоро наступит праздник День защитника отечества, и давайте представим, что мы солдаты. Покажите, как маршируют солдаты. Хорошо. А покажите, как летит самолет, парашютист. Как едет танкист.
Марш солдат. Летит самолет. Парашютист приземляется и. т. д Выполняют действия.
II Артикуляционная гимнастика «Белочка».
«Горка», «Чашечка», и. т. д
Упражнение на дыхание «Змея».
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, резкий и короткий вдох – руки сгибаем в локтях, на выдохе произносим ША поворот головы в сторону, опускаем руки.
Орг. момент. Гость - «Стойкий солдатик».
Сегодня к нам в гости пришел Стойкий оловянный солдатик. Посмотрите, во что одет солдат? (Картинка солдата, одетого в шинель)
Солдат служит в армии. А если он служит в армии, то еще говорят что солдат несет СЛУЖБУ. Солдаты охраняющие границы нашей страны служат на ЗАСТАВЕ. (Картинка заставы)
1) Назовите первые звуки в словах СЛУЖБА, ШИНЕЛЬ, ЗАСТАВА. В каком слове спрятался звук Ж. Назвать «звонких» братьев звуков С-Ш.
- На что похож язычок, когда мы произносим звуки : С-Ш, З-Ж. Ваня дай характеристику звук С, Дима – звука Ш, Артем – звука З, Никита – характеристику звука Ж.
Ребята, пропоем чистоговорки промаршируем как солдаты на свои места
ШИ-ШИ-ШИ – шинель солдатскую носи.
ЖИ-ЖИ-ЖИ- будет трудно не тужи
СУ-СУ-СУ- Службу верную несу
ЗА- ЗА- ЗА – На заставе тишина
Солдатик принес конверты, а в них послание, давайте прочитаем. Первое задание из штаба:
1. Какое военное слово начинается со слога ШИ. Назвать слова начинающееся на слог ШИ, ЖИ (Читают слоги).
Звук Ш никогда не дружит со звуком Ы, он дружит только со звуком И.
ПРАВИЛО: ЖИ-ЩИ пиши с буквой И
Второе задание:
Ребята помогите придумать имена девочкам. Имя начинается со звука З.
---Ж
---С
___Ш (Шура)
В 18 лет юношей призывают на военную службу, служить в армии. Они становятся солдатами.
Загадка:
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (Солдат)
Я бросаю вам звуки слова СОЛДАТ, а затем вы мне обратно бросаете звуки. Сколько звуков в слове? Выкладываем символы звуков.
Звуковая схема слова СОЛДАТ
Сколько гласных звуков в слове СОЛДАТ? Значит сколько частей в слове? Повторяем правило. Выкладываем слоговую схему. Слоговая схема слова:
На какой слог падает ударение?
А теперь нарисуем слияния слова СОЛДАТ в воздухе - поднимите правую руку, отведите ее влево. Слева на право рисуем слияния. Называйте слияния. Назовите звуки, которые оказались вне слияния? Назовите согласный звук справа, слева.
Схема-слияние слова СОЛДАТ.
3) Развитие мелкой моторики
Мимо дома, мимо сада (кулак-ребро)
Он шагает:
раз, два три! (кулак-ребро-ладонь)
На российского солдата (хлопать по
С уваженьем посмотри! коленям (полу) одна рука – ладонь, другая – кулак)
Понятие «предложение», анализ и распространение предложения.
-Ответьте на вопрос полным предложением.
Правило. Предложение – это цепочка слов.
Слова в предложении дружат друг с другом.
Первое слово пишется с большой буквы.
Слова пишутся отдельно.
Ребята, придумайте предложение со словом СОЛДАТ.
Схема предложения:
Солдат служит в армии.
Физкультминутка
В пограничников играем,
Землю нашу охраняем.
(идут друг за другом, маршируя)
Мы гурьбой садимся в санки,
Мчимся вихрем в жаркий бой.
(бегут друг за другом, размахивая воображаемым оружием)
Мы танкисты, санки – танки,
Враг – сугробы под горой.
(идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку) Маршируют к дереву однокоренных слов.
4) а) Что это? (Дерево однокоренных слов)
- подобрать однокоренные слова к слову СОЛДАТ. (Солдаты, солдатик, солдатский).
б) Слова - признаки. Солдаты какие? Сильные, смелые, закаленные, умелые, храбрые, мужественные, бесстрашные, находчивые, добрые, умные, ловкие, бойкие, быстрые.
в) Слова – действия. Что делают? Защищают, охраняют, берегут, воюют, учатся.
Сейчас мы будем составлять рассказ на тему «Наща армия».
6)Составление и пересказ рассказа по мнемокартинкам
Солдаты служат в армии. Они охраняют нашу Родину от врагов. Солдаты сильные, смелые, закаленные. Они живут в казармах. У солдат бывают ученья. Тогда они живут в палатках
7) Ребята, еще одно послание принес солдат. Необходимо «Расшифровать донесение»
Д а п б о е 354612 (Победа)
1 2 3 4 5 6
Шинель
Служба
Застава – это штатное воинское подразделение пограничных войск, охраняющее определенный участок государственной границы
СОЛДАТ
Праздник День защитника отечества.
На второй слог
Со
Л
III -Что понравилось на занятии?
-Что не понравилось?