Ольга Аксененко
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Дикие и домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей с ЗПР старшего возраста
Тема: «Дикие и домашние животные».
Цель:
-закрепить знания детей о диких и домашних животных;
- развивать связную речь.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей с ЗПР старшего дошкольного возраста „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
-продолжать учить детей составлять рассказ-описание о диких и домашних животных с помощью опорной схемы; образовывать притяжательные прилагательные;
-закреплять в речи детей предлоги под, за, в, из-за; слова, обозначающие части тела животных;
-упражнять в имитации движений и повадок животных;
-развивать тактильное восприятие, память, внимание, воображение;
-воспитывать любовь к природе и животным родного края.
Демонстрационный материал: игрушки для театра (собака, кот, коза, ёж, лиса, медведь, заяц); шапочки с изображением этих животных; игрушечный фотоаппарат; картинки с изображением косточки, рыбы, мыши, жука, малины, моркови, капусты; комарик на ниточке; декорации для театра; металлофон; опорные схемы рассказа о диком и домашнем животном.
Раздаточный материал:
картинки с изображением животных с недостающими частями тела, карандаши.
Предварительная работа:
-наблюдения за домашними животными;
-просмотр телепередач о диких и домашних животных;
-чтение рассказов о животных;
-рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением животных (диких и домашних).
Организующий момент:
Дили-дили-дили-дили! - качают головой справа налево
Колокольчики звонили. - хлопают в ладоши
Дили-дили-дили-дили! - качают головой справа налево
Колокольчики будили - хлопают в ладоши
Всех жуков, пауков - изображают жука на пальцах
И весёлых мотыльков. - машут руками
Динь, день! Динь, день! - качают головой справа налево
Начинаем новый день! -хлопают в ладоши
Дили-дили-дили-дили! -качают головой справа налево
Колокольчики будили -хлопают в ладоши
Всех зайчат и ежат, -показывают пальцами
Всех ленивых медвежат. -пожимают плечами
И воробушек проснулся, -трут глаза
И галчонок встрепенулся. -дергают плечами
Динь, день! Динь, день! -качают головой справа налево
Не проспите новый день! -хлопают в ладоши
Дети на стульчики.
Ход занятия:
Учитель-дефектолог показывает на столе театр игрушек:
Собачка Жужа выходит из домика погулять во двор, видит ребят, здоровается с ними. Вдруг, рядом кто-то запищал (сверху, над головой собачки, спускается на ниточке комарик). Жужа стала крутить головой во все стороны, но никого не видит.
Комар: Меня зовут Комарик. Давай поиграем с тобой в прятки.
Жужа: Я никогда не видела комариков и не знаю, кого мне искать.
Комар: Когда ты меня найдёшь, тогда и увидишь, какой я.
Жужа: Хорошо, только не обмани, мне будут помогать ребята.
Комарик прячется (педагог прикрепляет комарика к уху собачки).
Перед домиком лежит перевёрнутая вверх дном корзина, под ней кто-то возится.
Жужа: Комарик, я тебя нашла, ты под корзиной!
Но кто-то из-под корзинки говорит, что он не комарик и загадывает про себя загадку:
У порога плачу,
Коготочки прячу,
Тихо в комнату войду,
Замурлычу, запою. (кошка)
Жужа просит ребят помочь ей отгадать загадку. Дети отгадывают, из-под корзинки выходит кошечка.
Жужа: Да, это не комарик. Ребята, а где сидела кошка?
Дети: Кошка сидела под корзиной.
Собачка идёт дальше искать Комарика и подходит к забору. За ним кто-то шевелится, звенит колокольчик.
Жужа: Комарик, ты за забором!
Но из-за забора кто-то говорит, что он не комарик и загадывает про себя загадку:
Острые рожки,
Тоненькие ножки.
На самой макушке-
Бархатные ушки.
Рожками бодаю,
Тебя напугаю. (козлёнок)
Жужа снова просит помочь ребят отгадать загадку. Дети отгадывают, а из-за забора выбегает козлёнок и бодает собачку. Жужа убегает.
Жужа: Ребята, где стоял козлёнок?
Дети: Козлёнок стоял за забором.
Собачка решает искать комарика в лесу.
Под кучей листьев кто-то шевелится. Жужа радуется, что нашла Комарика, но это снова не он. Тот, кто сидит под листьями, тоже загадывает про себя загадку:
Иду, иголки на себе несу,
Чуть кто-то подойдёт,
Свернусь в клубок-
Ни головы, ни ног. (ёж)
Дети помогают собачке отгадать загадку. Из-под листочков выглядывает ёжик и просит, чтобы ему не мешали устраивать гнездо. Жужа извиняется и продолжает искать Комарика. Под деревом увидела большую нору, заглядывает туда и зовёт его. Но чей-то недовольный голос отвечает, что комарика здесь нет.
Жужа: А ты кто?
Неизвестный загадывает про себя загадку:
Я хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый–краса.
Кто же я?. (лиса)
Дети хором говорят отгадку. Лиса выбегает из норы и прогоняет собачку.
Жужа: Ребята, где сидела лиса?
Дети: Лиса сидела в норе.
Пробегая мимо куста малины, Жужа слышит шорох листьев. Из-за кустов кто-то заговаривает с щенком и загадывает про себя загадку:
Я-хозяин лесной, просыпаюсь весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Сплю в избушке снеговой. (медведь)
Дети хором договаривают отгадку. Мишка выходит из-за куста и громко рычит, Жужа испугалась и бросилась бежать из леса.
Жужа: Ребята, откуда вышел медведь? Дети: Медведь вышел из-за куста. Собачка побежала к дому,забежала в огород и притаилась. Видит, за чучелом кто-то дрожит.
Жужа: Кто там?
Тот, кто сидит за чучелом загадывает по себя загадку:
Ушки на макушке
У лесной зверушки.
Ты меня узнаешь,
Ведь я - серый. (зайка)
Дети снова помогают Жуже отгадать загадку. Собачка тяжело вздыхает.
Жужа: Где же мне искать комарика?
Зайчик: А зачем его искать? Ведь он сидит у тебя на ухе! (педагог открепляет комара от ушка собачки и опускает его перед ней на ниточке).
Жужа: Ах, вот ты какой, комарик! Теперь уж я тебя всегда узнаю.
Педагог: Ребята, кто запомнил, кого встретила Жужа, когда искала комарика?
Дети перечисляют животных по порядку.
Физминутка: «Веселая зарядка для зверят» под музыкальное сопровождение.
Педагог предлагает поиграть в игру «Узнай игрушку на ощупь»:
Ребята становятся в круг, все игрушки театра складываются в «чудесный мешочек», педагог подносит его к каждому ребёнку. Дети на ощупь узнают игрушку, называют её, достают и показывают остальным ребятам.
Учитель-дефектолог надевает на ребёнка шапочку того животного, которого он узнал. После чего говорит слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас играть.
И теперь мы не ребятки,
А весёлые зверятки!
(педагог проводит палочкой по пластинкам металлофона)
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Педагог: Ребята, посмотрите друг на друга, вы уже не дети, а весёлые зверятки. Скажите, что у вас изменилось?
Было у вас лицо, а теперь…
Дети: Мордочка (показывают).
Педагог: Были у вас руки, а теперь…
Дети: Лапы (показывают).
Педагог: Был живот, а теперь…
Дети: Брюхо (показывают) .
Педагог: Были волосы, а теперь…
Дети: Шерсть (показывают).
Педагог: Были у вас ногти, а теперь…
Дети: Когти (показывают).
Педагог: А ещё у вас появилась такая часть тела, которой нет у человека. Что это?
Дети: Хвост.
Педагог: Садитесь, зверятки, в кружок и поиграем в игру «Как звери похвалялись».
Дети садятся на ковёр в круг. По очереди выходят в круг и под музыку Paulmauria “Alouette” имитируют движения и повадки животного, которого изображают, затем составляют описательный рассказ от лица животного с помощью опорной схемы (5-6 предложений). В конце выступления педагог каждого фотографирует.
Педагог: Зверятки, вы очень хорошо про себя рассказали. А сейчас я хочу вас угостить (показывает детям угощение для животных, изображенные на картинках). Кого угостить жуком? (морковью, косточкой, рыбой, мышкой, малиной, капустой)
Ребёнок отвечает: «Я—лиса, хочу съесть мышку» или «Я—медведь, хочу съесть малину» и т. д.
Педагог: Ваши фотографии уже готовы, давайте их посмотрим (показывает картинки с изображением животных, у которых отсутствует какая-либо часть тела). Ой! Они плохо получились, видимо фотоаппарат был неисправен.
Учитель-дефектолог предлагает дорисовать недостающую часть тела карандашом. И сказать, чью часть тела дорисовал каждый ребенок (лисий хвост, медвежью лапу и т. д.). Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что каждое животное красиво по-своему и играет важную роль в жизни природы.
В конце занятия педагог произносит слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Станем детками опять!
(педагог проводит палочкой по пластинкам металлофона)
Дети снимают шапочки-маски и рассказывают, что им больше всего понравилось на занятии. Затем уходят в игровую комнату.