Наталья Маслова
Конспект занятия для детей с ТНР подготовительного возраста «Откуда хлеб пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение и активизация словаря по теме «Хлеб».
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Продолжать расширять представления детей по теме «Хлеб».
2. Формировать умения пересказывать рассказ «Откуда хлеб пришёл?» с использованием картинного плана.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Образовывать относительные прилагательные.
2. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.
3. Формировать слоговую структуру слова.
Публикация «Конспект занятия для детей с ТНР подготовительного возраста „Откуда хлеб пришёл“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Развивать диалогическую речь, последовательность, объединяя в единый сюжет.
5. Развивать общую, пальчиковую, мимическую моторику.
6. Развивать зрительный гнозис и восприятие.
Воспитательные задачи:
1. Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности.
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб.
Форма организации детей : подгрупповая.
Демонстрационный материал: колоски пшеницы, ржи, овса, зёрна пшеницы, овса, ржи; предметные картинки: пряник, сушка, баранка, пирожок, кулич, каравай; сюжетные картинки «Хлеборобы убирают урожай», «Элеватор», «Хлебозавод», «Хлебный магазин»;
Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Ш], [Ж] у Кирилла, Лилии, Маши., звука [Л] к Кирилла, Димы, Саши С, звука [ Р ] у Саши Л. следить за осанкой у Вани и Кирилла.
1. Ход занятия :
-Дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся в круг.
Введение в тему
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелым.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
Дети: хлеб.
Назовите хлеб ласково. (ответы детей - хлебушек)
Логопед: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?
Дети: мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый.
- Давайте вспомним и расскажем гостям, какой бывает хлеб.
2. Дидактическая игра «Скажи, какой?»
Дети сидят в кругу, передают друг другу пирожок и подбирают слова – признаки к слову хлеб.
(Мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый, ароматный, свежий, вкусный, пшеничный, ржаной и т. п)
3. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»
Логопеда задает вопросы, а дети отвечают на него.
Откуда хлеб пришёл? (Из магазина.)
А в магазин как попал? (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? (Хлеб пекут.)
Из чего? (Из муки.)
Из чего мука? (Из зерна)
Откуда зерно? (Из колоса пшеницы)
Откуда пшеница? (Выросла в поле)
Кто её посеял? (Хлеборобы).
Логопед выставляет на мольберт карточки при ответах детей. (магазин, Пекарня, пекари пекут хлеб, колосья, поле с колосками, хлеборобы.)
4. Логопед: Сейчас мы отправимся в нашу лабораторию изучать свойства муки.
У нас в тарелочках лежат разные зёрна. Все ли зёрна одинаковые.
Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овёс, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
Из зёрен пшеницы какую получаю муку? – (ответы детей) пшеничную муку.
Из зёрен овса ….- (ответы детей) овсяную муку
Из зёрен кукурузы ….- кукурузную муку.
Из зёрен риса - … - рисовую муку.
А какие на ощупь зёрна? (ответы детей – твёрдая)
Давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы, при помощи эклектической кофемолки. – А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зёрна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зёрен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.
5. Игра «Скажи наоборот» (дети встают в круг логопед кидает детям мяч)
Высокий колосок, а наоборот ….(низкий колосок)
Толстый стебель…. Горячий хлеб …
Полный колосок… Мука мягкая, а зерно …
Много зёрен … Большой колос - …
Большое поле … Серый хлеб …
- А давайте, мы сейчас с вами рассмотрим муку.
Я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся тарелочки с мукой.
6. Логопед: Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету? (Ответы детей : белая)
Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (Ответы детей : мягкая, пушистая.) Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный). – Мука имеет запах.
Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит? (Сыплется) – Мука сыпучая.
Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку. Попробуйте что – ни будь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.
На вкус мука не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса.
Ребята, а кто из вас видел дома, как мама из муки делает тесто? Что мама добавляет в муку, чтобы замесить тесто? (Ответы детей).
Правильно, для того чтобы из муки получилось тесто, нужно в неё добавить воду, соль, немного сахарного песка, яйцо, всё перемешать – и получим тесто.
Логопед: Ребята, я утром замесила для вас тесто, посмотрите на него. (показ теста)
Ребята, а что пекут из теста? Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки) кондитерские…., макаронные изделия…
Ребята, давайте приготовим угощение – колобки. Посмотрите, здесь у нас уже готовое тесто лежит.
7. Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Муку в тесто замесили,
(показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили:
(показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки,
(поочерёдно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – всё мы испечём в печи.
(хлопаем в ладоши)
Очень вкусно!
(руки вытягиваем вперёд).
- Возьмите кусок теста в руки. Какое тесто (Ответы детей : мягкое, липкое…. раскатайте ладошками шарик и положите на противень.
Вот видите, ребята, сколько нужно потрудиться, чтобы вырастить колосья и испечь хлеб. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь. А пока наши колобки пекутся, давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе.
Дети: «Хлеб- всему голова», «Худой обед, коль хлеба нет», «Будет хлеб – будет и обед», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Хлеб да вода – здоровая еда».
8. Итог.
Логопед: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Что на занятии вам больше всего понравилось? (ответы детей)
А вот и наши колобки готовы, приглашаю всех к столу.