Светлана Васильева
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В поисках весеннего солнышка»
▼ Скачать + Заказать документы
«В поисках весеннего солнышка»
Цель:
Развитие навыка составления рассказа описания с опорой на модель-схему.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обучение составлению предложений по простым сюжетным картинкам.
Учить составлять описательный рассказ на предложенную тему.
Совершенствование синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений.
Закрепление представлений о ранней весне и ее приметах.
Учить подбирать к предмету большее количество определений.
Формировать умение подбирать слова с противоположным значением.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР „В поисках весеннего солнышка“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.
Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».
Обогащение лексики прилагательными:
весеннее, яркое, теплое, ясное, лучистое, голубое, высокое, чистое, хмурое, быстрые, прозрачные, звонкие, журчащие, черные, первые, весенние, ранняя, поздняя, дружная, теплая, холодная, веселая, долгожданная.
Обогащение лексики глаголами:
светит, пригревает, ласкает, согревает, греет, дует, освежает, свистит, завывает, тает, оседает, темнеет, бегут, звенят, журчат, капают, плачут, падают, звенят, блестят, поют, летят, порхают, возвращаются, вьют гнезда, выводят птенцов.
Материал и оборудование:
Волшебный мешочек с фишками, мячик, весенние пейзажи, мольберт, аудио записи: шум ветра, пение птиц, журчание ручейка, картина – мнемотаблица, презентация к занятию,
ноутбук, мультимедийная установка, экран.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Прислушайтесь!
Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла… (весна).
– Вы, конечно, узнали - это весна.
2. Припоминание (называние) весенних месяцев, первых примет весны.
- Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки).
- Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы.
- Правильно, ребята, весна начинается с теплого солнца!
На улице пасмурно, а так хочется, чтобы солнышко всегда с нами было.
Где же оно? Пойдемте его искать!
( Показ презентации: появляется картинка с изображением улитки)
- Здравствуй, улитка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти.
Улитка: – Здравствуйте, дети! Я по земле ползаю, в небо не смотрю. Солнышко не встречала, но оно обронило лучик. Я его вам верну, если поиграете со мной. Волшебный мешочек возьмите и картинку опишите!
3. Игра «Какой? Какая? Какое?» (Подбор признаков к предметам).
Логопед предлагает детям достать из мешочка фишку и подобрать признаки к изображенному предмету.
- Ребята, какое солнце весной? – весеннее, яркое, теплое, ясное, лучистое, жаркое.
- Какое небо? – голубое, высокое, чистое, ясное, хмурое, синее…
Ручьи – быстрые, прозрачные, звонкие, журчащие, чистые…
Проталины – черные, первые, весенние…
Подснежники – первые, нежные, белые, весенние, красивые…
Весна – ранняя, поздняя, дружная, теплая, холодная, веселая, долгожданная.
(Улитка благодарит детей за игру и дарит солнечный лучик).
- Продолжаем искать весеннее солнышко.
Угадайте, кто это? (слайд) Как вы догадались, что это белочка?
(С приходом весны белка меняет серую шубку на рыжую).
- Здравствуй, белочка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Белочка: - Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала. У меня есть только солнечный лучик. Поиграйте со мной и лучик ваш! Подберите как можно больше слов – действий к весенним словам.
4. Игра «Что делает? Что делают?» (Подбор действий к предметам)
На экране появляются предметы в движении
– Солнце что делает весной? - светит, пригревает, ласкает, согревает, греет …
Ветер – дует, освежает, свистит, завывает….
Снег - тает, оседает, темнеет…
Ручьи - бегут, звенят, журчат.
Сосульки - тают, капают, плачут, падают, звенят, блестят…
Птицы – поют, летят, порхают, возвращаются, вьют гнезда, выводят птенцов.
Белочка благодарит детей за игру и дарит солнечный лучик :
Вот вам лучик за старанье.
В добрый путь, вам до свиданья!
5. Динамическая пауза «Заботливое солнышко».
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. (Дети ритмично скрещивают руки над головой.)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачивают руки вверху.)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток. (Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Очень нравится им это!
- Продолжаем искать весеннее солнышко. Это кто на пеньке сидит?
Отгадайте загадку: Шубка - иголки.
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж)
( Показ презентации: появляется картинка с изображением ежика)
- Спросим у ежика про солнышко. Здравствуй, ежик! Мы ищем солнышко.
Подскажи, где нам его найти?
Ежик: - Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся только весной, но солнышко мне не встречалось. Однажды я бежал по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если поиграете в мою любимую игру «Скажи наоборот».
6. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное)
Зимой солнце стоит низко, а весной… (высоко).
Зимой воздух холодный, а весной… (теплый).
Зимой день короткий, а весной… (длинный)
Зимой вода в реке замерзает, а весной (тает)
Зимой лед прочный, а весной (хрупкий).
(Ежик благодарит детей за игру и дарит солнечный лучик).
– Лучиков много, а солнышко не нашли. Что же нам делать?
Продолжим искать солнышко.
7. Составление рассказа о ранней весне.
(Развитие навыка составления рассказа описания с опорой на модель-схему)
Это кто пожил за морем,
А теперь летит над полем?
В деревянный свой дворец?
Это — черненький (скворец)
На экране появляется скворец
- Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?
Скворец: - Составьте рассказ о весне и солнышко вас обязательно услышит.
(Каждый ребенок составляет по одному предложению.)
- Молодцы, послушайте, какой рассказ у нас получился:
Примерный рассказ о весне
Весной солнце пригревает сильнее. Снег почернел, начал таять. Кое-где образовались проталины. Побежали, зазвенели, зажурчали звонкие ручейки. Деревья еще стоят голые, но на ветках уже набухли почки. Из-под снега выглянул первый подснежник. Просыпаются от зимней спячки медведи и ежи. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран.
(В итоге несколько детей составляют общий рассказ из составленных детьми предложений).
На экране появляется солнышко и сверкает лучиками
– Вот и солнышко. Здравствуй, солнышко! Мы нашли твои лучики.
Солнышко на небо взошло. Всем стало светло и тепло.
Вот пришла к нам весна,
После зимы наступила она.
Солнышко светит и греет,
Снег на земле чернеет.
А на речке тает лед,
А на речке ледоход.
Ручейки проворно бегут,
Одуванчики с травкой растут.
На деревьях набухают почки,
Из них вылезают листочки.
Насекомые выползают,
Птицы с юга прилетают.
7. Итог занятия
–Солнышко нашли! Какие вы молодцы, справились с заданиями!
- А кто нам помогал сегодня?
- Какие задания вы выполняли?
- Что особенно вам понравилось?
- Солнышко благодарит вас и дарит вам первые весенние подснежники!
В каждом цветочке спрятана теплота каждого солнечного лучика!