Нина Иванова
Конспект занятия для детей старшей группы «Волшебное яблоко, или Зеркало нашей души»
▼ Скачать + Заказать документы
по образовательной области «Познание» (расширение кругозора)
на тему: «Волшебное яблоко, или зеркало нашей души»
в старшей группе «Солнышко»
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Волшебное яблоко, или Зеркало нашей души“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Цель: дать детям представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; Формировать умение правильно ухаживать за глазами, соблюдать правила личной гигиены и предосторожности. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывать сострадание к людям-инвалидам.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация»
Оборудование: фотоаппарат, схема глаза, платочек, несколько фотографий детей большого формата, рисунки детей по теме, игрушка, рисунки на тему «Угадай настроение»
Ход:
1. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о чем-то очень важном. Это есть и у человека, и у насекомых, и у рыб, и у зверей. Это позволяет нам любоваться красотой окружающего мира. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг друга не видят.
(глаза)
2. Воспитатель: «Правильно, сегодня мы поговорим о глазах. Скажите, а для чего они нужны?»
Дети: «Чтобы смотреть».
Воспитатель: «Да, с помощью глаз мы видим мир, мы можем рисовать, читать, смотреть мультфильмы, трудиться и т. д.
-А вы хотите узнать тайны наших глаз?»
Дети: «Хотим!»
Воспитатель достает фотоаппарат:
-Что это? (фотоаппарат)
«Итак, ребята, тайна № 1: наш глаз работает, как фотоаппарат. Посмотрите, в фотоаппарате есть маленькое окошечко, которое мы можем открывать и закрывать. Через него лучи света попадают на пленку, и получается фотография. Где же у нас располагается такое окошечко?
Воспитатель вместе с детьми рассматривает схему глаза
-У нас это маленькое окошечко называется зрачок. Когда мы смотрим на какой-то предмет, то лучи света попадают к нам в глаза, а мозг получает сигнал и быстро думает, что же мы увидели? Если это какая-то опасная яма, он дает команду ногам: «Повернуть налево! Перепрыгнуть!»
-Благодаря чесу мы не провалились в яму, а спаслись?
Дети: «Благодаря глазам мы не попали в беду».
Воспитатель: «Правильно! Это они предупредили нас об опасности.
-А сейчас мы с вами откроем тайну №2. Но мне нужен помощник!»
Ребенок становится спиной к воспитателю, а воспитатель просит ребенка, не поднимая головы, узнать, какой предмет находится у него над головой, слева, справа от него, а остальные ребята внимательно смотрят на его глаза.
-Как ты узнал, что было у меня в руке?
Ребенок: «Я посмотрел».
Воспитатель: «Вы наблюдали за его глазами, что с ними происходило?»
Дети: «Они двигались!»
Воспитатель: «Да, ребята, вы открыли эту тайну: наши глаза могут смотреть влево, вправо, вниз, вверх, вперед, т. е двигаться».
Воспитатель: мы переходим к тайне №3. Посмотрите на схему. Что находится вокруг зрачка?
-Этот цветной круг называется радужная оболочка. Она у всех людей разная. Посмотрите, какого цвета глаза у ваших друзей?
Дети: «Серые, синие, голубые, карие, зеленые».
Воспитатель: «Глаза бывают не только разного цвета, но и разного размера, разной формы».
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по глазам, кто это».
Дети угадывают по глазам своих товарищей (фотография закрыта, видны только глаза ребенка). Воспитатель просит обосновать свой ответ.
Тайна №4. Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, можно ли по глазам определить настроение, характер человека?»
Ребенок? «Я думаю, что можно».
Воспитатель вывешивает на магнитную доску рисунки-схемы «Настроение»
-Ребята, найдите мне грустное лицо. Почему вы так думаете?
-А есть ли здесь веселый человек? И т. д.
-Ребята, подумайте и скажите, почему глаза человека называют «зеркалом души»? (варианты ответов детей).
Мы с вами открыли четвертую тайну наших глаз: они являются «зеркалом души», т. е. в них отражается наше настроение, по глазам можно узнать, обманывает человек или нет, можно узнать добрый ты или злой, хитрый или простодушный и т. д.
Воспитатель вновь обращается к схеме глаза:
-Оказывается, у глаза есть свои защитники. Вы догадываетесь, что это?
Дети: «Нет!»
-Посмотрите на рисунок и скажите, о чем еще мы не говорили? Что еще есть у глаза, кроме зрачка и радужной оболочки?
Дети: «Над глазами находятся брови».
Воспитатель: «А как брови защищают наши глаза?»
Дети: «Не знаем».
Воспитатель: «Обратите внимание, как располагаются волоски: они все направлены в одну сторону. Почему так, кто знает?»
-Когда пот течет по лбу, он попадает на брови, а не в глаза, а по бровям стекает на щеки.
Воспитатель: «А для чего нужны ресницы?»
Дети: «Чтобы глаза были красивыми».
Воспитатель: «Правильно. Но еще они защищают глаза от пыли, от соринок и т. д.
-А для чего нужны веки? (возможные ответы детей)
Воспитатель: «Они смахивают с глаза соринку, если она туда попала. Если соринка большая, то в глазах появляются слезы, и соринка вытекает вместе с ними. Но бывает так, что соринка не смывается слезами из глаза. Что же в этом случае делать, как поступать?»
Дети: «Нужно вытереть глаз платочком».
Воспитатель: «Правильно. Глаз вытирать нужно чистым платочком от внешнего угла к внутреннему».
Воспитатель: «А что произойдет, если рядом с глазом появится какой-то опасный предмет?»
Педагог неожиданно взмахивает платочком перед глазами детей.
-Что случилось с вашими глазами? (ответы детей).
Воспитатель: «Мы с вами узнали тайну № 5: наш организм сам защищает наши глаза».
3. Физ. Минутка: подвижная игра «Жмурки».
4. Воспитатель: «Легко ли было вам ловить игравших детей? Почему нет?»
Дети: «Мы ничего не видели!»
Воспитатель: «На планете живут люди, которые ничего не видят. Их называют слепыми. Как вы думаете, легко или трудно живется таким людям?
-Как мы можем им помочь?
Дети: «Мы можем помочь перейти дорогу. Можем помочь подняться по ступенькам. Можем помочь зайти в транспорт.
Воспитатель: «Молодцы! Человеку, который находится в беде, всегда нужно помогать».
-Вы узнали, что наши глаза могут сами себя защищать. Но с ними могут случаться разные беды, если плохо заботиться. Наши глаза весь день трудятся вместе с нами: мы читаем, рисуем, играем, смотрим телевизор и т. д. К концу дня они очень устают. Существуют правила, соблюдение которых поможет сохранить здоровье глаз.
Правило № 1: если устали глаза, можно сделать зарядку для глаз:
-быстро поморгайте, закройте глаза, досчитайте до пяти, откройте (5-6 раз);
-посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, вперед (5-6 раз).
Затем воспитатель предлагает детям продемонстрировать свои домашние заготовки-рисунки по теме:
-Правили№2 «Необходимо есть пищу, богатую витаминами»;
-Правило №3 «Нельзя близко смотреть телевизор»;
-Правило №4 «Нельзя лежа читать книгу»;
-Правило №5 «Для глаз опасны все колющие и режущие предметы»;
-Правило №6 «Для здоровья глаз полезны прогулки»;
-Правило №7 «Для здоровья глаз полезен сон».
5. Рефлексия:
-Ребята, что нового вы узнали о наших глазах?
-Важно ли соблюдать правила для глаз?
-Какие правила для глаз вы запомнили и какие будете выполнять?
Литература: 1. Дыбина О. Б. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) –М, «Творческий центр», 2004г
2. Прграмма «Основы здорового образа жизни» под ред. М. А. Павловой, Саратов, 2000г.
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004г.
4. Основы безопасного поведения дошкольников (занятия, планирование, рекомендации) – авт-сост. Чермашенцева О. В., Волгоград, «Учитель», 2010г.