Виктория Устимчук
Конспект занятия по расширению представления о свойствах воды для детей старшей группы «Путешествие в страну Знайландию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы
«Путешествие в страну Знайландия»
Цель: расширять представления детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
Публикация «Конспект занятия по расширению представления о свойствах воды для детей старшей группы „Путешествие в страну Знайландию“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Задачи: развивать умения детей планировать свою деятельность; стимулировать самостоятельное формулирование выводов; развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение; воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
Материал: бассейн, кувшинки из бумаги, рыбка с удочкой, пробирки с водой (по количеству детей, брусочки и кубики (по количеству детей,стаканчики прозрачные (большие и маленькие, формы-песочницы (по количеству детей, сахар,соль, масло растительное, фломастеры, салфетки, мяч, письмо, значки «Знайка»,
Ход занятия:
Дети сидят на ковре и «грустят» :
Воспитатель: что-то ребята загрустили! Чем бы заняться интересным?
(Стук в дверь – приносят письмо)
Воспитатель: ребята, нам письмо. Прочитаем? (да)
Письмо:
«Здравствуйте, ребята! Это я, ваш друг, Незнайка. Медуница загадала мне загадки и дала задание узнать все о воде. А у меня ну ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста. Буду ждать ответ по адресу: Солнечный город, Радужная улица, Незнайке».
Воспитатель: что будем делать?
Дети: будем помогать Незнайке отгадывать загадки!
Воспитатель загадывает детям загадки:
1. Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (вода)
2. Мы говорим: она течет;
Мы говорим: она играет.
Она бежит всегда вперед,
Но никогда не убегает? (вода)
3. Выпал на пол уголек,
Деревынный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его (водой)
Воспитатель:Молодцы, ребята, загадки мы с вами отгадали, а о воде я знаю совсем немного : только то, что она в кране, что ею поливают цветы. А вы что знаете?
(ответы детей)
Воспитатель:я думаю, что этого Незнайке недостаточно. Что же делать? (думают вместе).
Придумала! У меня в волшебной стране есть знакомый ученый Всезнамус. Мне кажется,он сможет нам помочь! Обратимся к нему за помощью? (Да). Тогда закрываем глаза, говорим все вместе волшебные слова 3 раза: «Хочу все знать!».
(Дети открывают глаза, перед ними Всезнамус – воспитатель надевает на себя шляпу ученого, плащ и др. атрибуты)
Всезнамус: О, да у меня гости! Здравствуйте, рад приветствовать вас в Знайландии. Я – ученый Всезнамус 1-ый. Если вы оказались в моей стране, значит вас что-то интересует. Что вы хотите узнать? (дети рассказывают о письме от Незнайки, о том что их интересует).
Всезнамус: что ж, постараюсь вам помочь. Для этого я приглашаю вас в свою лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей). Правильно, это место где проводят опыты и эксперименты, делают большие и маленькие открытия. В моей лаборатории есть бассейн с волшебной водой, к нему мы и отправимся.
(дети вместе со Всезнамусом подходят к бассейну, ловят удочкой рыбку, на хвостике которой пакет с картой) – карта нарисована на листе бумаги, который затем заламинирован, чтобы рисунок не размылся
Всезнамус: это карта наших больших открытий. Отправляемся в путь. Скажите, ребята, что делает вода в реке?
Дети: течет, льется.
Всезнамус: давайте в этом убедимся. Посмотрите, на столе много посуды. Какая она? (стеклянная). А как необходимо с такой посудой обращаться? (аккуратно, бережно). Возьмите бутылку с водой и вылейте немного на блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть как вода течет, растекается, льется. (самостоятельная деятельность). Почему вы смогли перелить воду на блюдце? Почему она растеклась?
Дети: вода жидкая.
Всезнамус: совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, что было бы?
Дети: она не смогла бы течь в реках, из кранов.
Всезнамус: да, и поскольку она жидкая, может течь, то ее называют (если дети затрудняются ответить, что это жидкость, Всезнамус им помогает).
А теперь посмотрите, у вас на столе лежит… Что это?
Дети: кубики и брусочки.
Всезнамус: да, правильно! Какой формы эти предметы?
Дети: кубики имеют квадратную форму, а брусочки – прямоугольную.
Всезнамус: если мы опустим их в стакан (дети опускают в стакан, положим на блюдце (кладут на блюдце, на ладошку (кладут на ладошку, изменят ли они свою форму? (ответы детей). А как вы думаете, есть ли форма у воды? (ответы детей). Чтобы получить ответ на этот вопрос, отправляемся по нашей карте к следующему опыту.
Нам понадобятся: баночки, колбы, стаканчики. Как вы думаете, что мы будем делать? (ответы детей). Правильно, наливать воду в разные емкости.
(самостоятельная работа детей дети наливают воду в ёмкости разной по форме и размеру). По ходу работы Всезнамус задает вопросы детям:
Всезнамус: итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? ( ответы: вода принимает форму баночки). А когда наливаем в пробирку? В стакан?
Ответ: Вода приняла форму того предмета, в который мы ее наливали.
Всезнамус: Вода имеет свою форму?
Дети: нет, вода своей формы не имеет. Какие у меня смышлёные гости.
Всезнамус: Но это ещё не всё. Хотите продолжить делать открытия и искать ответы на свои вопросы? (ответы детей – Да, конечно хотим). Тогда движемся дальше по карте. Что у нас следующее? Ура! Игра!
(Проводится динамическая пауза) -дети выполняют движения по тесту:
Капля первая упала – кап! (правой рукой показывают движения капельки)
И вторая пробежала – кап! (левой рукой показывают движения капельки)
Мы на небо посмотрели: капельки кап-кап запели! (поднимают голову вверх)
Намочили лица – мы их вытираем. (имитируют движения)
Туфли, посмотрите, мокрыми стали. (показывают руками на обувь)
Плечами дружно поведем, и все капельки стряхнем. («стряхивают» капельки)
От дождя мы убежим, под кусточком посидим. (бегут на носочках, присаживаются на корточки).
Всезнамус: вот мы немного размялись. Продолжим…
Всезнамус: следующее на карте – загадки.
(на столе в пробирках, накрытых салфетками, лежит сахар, соль, масло подсолнечное)
Всезнамус: Посмотрите, здесь что-то спрятано. Чтобы узнать, нужно отгадать загадки:
Всезнамус загадывает загадки детям:
1. «белый камень в воде тает?» - снимаем салфетку, видим сахар;
2.«в воде родится, а воды боится?» - снимаем салфетку, видим соль;
3.«желтое, а не солнце, льется а не вода, на сковороде пенится, брызгает, шипит?» - снимаем салфетку, видим подсолнечное масло.
Какие молодцы, правильно отгадали все загадки.
Ребята, а почему соль и сахар боятся воды, как вы думаете?
Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Всезнамус: Что ж, может вы и правы. И сейчас мы и это с вами проверим. Предлагаю вам всем сесть за столы. У каждого из вас по три стаканчика с водой. Давайте посмотрим, что станет с сахаром и солью, если мы положим их в воду. Но сначала необходимо фломастером отметить уровень воды на стакане.
( самостоятельная работа: дети фломастером отмечают начальный уровень воды на каждом пластиковом стаканчике)
Всезнамус: А теперь - одинаковое количество соли и сахара насыпаем в каждый из стаканчиков, размешиваем. Наблюдаем…Что происходит?
Дети: соль и сахар исчезли, растворились и воды стало больше.
(дети отмечают фломастерами на стаканчиках новый уровень воды)
Всезнамус: у нас ещё осталось подсолнечное масло. Сможет ли оно раствориться в воде как соль и сахар?
(ответы – предположения детей, предложение попробовать).
Всезнамус: Добавьте несколько капель масла в третий стаканчик. (самостоятельная деятельность – дети с помощью пипеток набирают подсолнечное масло и капают в третий стаканчик с водой, наблюдая за тем, что происходит).
Дети: масло не растворилось.
Всезнамус: а как вы это определили?
Дети: потому что оно плавает на поверхности желтыми кружочками, капельками.
Всезнамус: в процессе проведения этого опыта, с каким же свойством воды вы познакомились? Что ещё узнали о свойствах воды?
Дети: вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Всезнамус: правильно! Какие смышленые ребята! А вот какая еще бывает вода, на это вопрос нам поможет ответить игра!
Проводится игра с мячом:
Дети встают в круг, Всезнамус в кругу, бросает ребенку мяч, у кого он оказывается, называет, какая еще бывает вода и отдает мяч обратно Всезнамусу. ( варианты ответов: минеральная, соленая, сладкая и т. д.).
Всезнамус: последняя остановка на нашей карте – Остров волшебных кувшинок.
(Всезнамус с детьми подходит к бассейну, на бортиках которого лежат «закрытые» кувшинки. Лепестки кувшинки из белой бумаги, жёлтые серединки, лепестки свернуты в рубочку с помощью карандаша)
Всезнамус: ой! Ребята посмотрите. Ай-ай, непорядок! Почему кувшинки закрыты? (ответы детей).Правильно, они вянут, потому что не могут жить без воды. А как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы цветы ожили. Раскрылись (дети предлагают положить цветы в воду).
Всезнамус: давайте попробуем, вдруг получится.
(Можно включить спокойную музыку)
(дети берут цветы и опускают их в воду и они начинают «распускаться» - лепестки, размокая в воде, начинают выпрямляться и создаётся впечатление, что кувшинки раскрываются)
Всезнамус: о чудо! Кувшинки распустились, ожили! Что произошло?
Дети: вода проникает везде, в том числе в листья кувшинок, питает их, заставляя раскрываться.
Всезнамус: какие вы, ребята, молодцы! Вы нашли ответы на свои вопросы?
Дети: Да! Да!Теперь мы сможем помочь Незнайке.
Всезнамус: Ребята, все, кто побывает в моей стране, получают от меня в подарок знаки отличия.
(Всезнамус дарит детям значки – эмблемы «ЗНАЙКА»)
А теперь вам пора возвращаться. Если понадобится моя помощь, всегда буду рад вас видеть и всегда помогу найти ответы на ваши вопросы. Теперь вы знаете, как попасть в мою волшебную страну Знайландию. Закрывайте глаза, произносите волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в детском саду окажусь!»
(дети закрывают глаза, повторяют «волшебные» слова, затем открывают глаза - снова в детском саду)
Воспитатель: вот мы снова с вами в детском саду, путешествие в Знайландию и знакомство со Всезнамусом помогло нам найти ответы на все вопросы, мы узнали много интересного. Осталось только написать-нарисовать письмо Незнайке.
(дети зарисовывают опыты-эксперименты, затем кладут в конверт и «отправляют» Незнайке)