Лучший педагог года

Конспект занятия для детей старшей группы «Этот чудесный мир воды» (1 фото)

Екатерина Дук
Конспект занятия для детей старшей группы «Этот чудесный мир воды»

«Этот чудесный мир воды»

Форма проведения: – нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Технология: – личностно – ориентированная.

Цель: Познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Этот чудесный мир воды“» размещена в разделах

-Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого. - Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями. - Развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление. - Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера. - Активизация и обогащение словаря детей. - Воспитывать бережное отношения к воде.

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Материал к занятию : Глобус, вода, различные ёмкости для экспериментов, краска гуашь, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, мука,подсолнечное масло, отдушки, таз с водой, запись со звуками воды, плакат «Берегите воду», схемы (вода течёт, вода не имеет формы, вода не имеет вкуса, вода не имеет цвета, видеофильм, кроссворд, мяч.

Предварительная работа:

-Беседы: «Где в природе есть вода?», «Кому нужна вода?», «Вода в природных явлениях», «Водоворот воды в природе», «Бережем воду» «Обитатели морей и океанов», «Пресная и соленая вода», -экспериментирование с водой, -чтение художественной литературы о воде, загадывание загадок, просмотр видеофильмов о воде.

Ход занятия

Формирование положительной мотивации:

Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

(Чтение стихотворения о ВОДЕ и просмотр видеоролика)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную страну чудес. Но, чтобы попасть в неё, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной страны. Помогут нам в этом загадки.

С высоты большой срываясь

Грозно он ревёт

И о камни разбиваясь

Пеною встаёт.

(водопад)

Не вода и не суша –

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь

(болото)

Без крыльев летают

Без ног бегают

Без паруса плывут.

(облака)

Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали.

(дождь)

Воспитатель: - Какое слово у нас получилось?

Дети: - Вода.

( Звучит аудиозапись: шум воды).

Воспитатель: - Ребята, а вы догадались чему же посвящён сегодня наш день?

Дети: - Да, мы будем говорить о воде.

Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал её «голубой планетой».

- Как вы думаете, почему Гагарин Юрий Алексеевич назвал землю «голубой планетой»?

Дети: - Потому что большую часть земли занимает вода.

Воспитатель: - Где живёт вода в природе?

Дети: - В океане, в море, в реке, в озере, в болоте, в ручейках, в прудах…

Воспитатель: - Какая же она вода? Об этом мы сегодня с вами поговорим.

Игра – опыт «Свойства и признаки воды»

Воспитатель: - Приглашаю вас в свою лабораторию. Я предлагаю вам на время стать учёными, чтобы узнать о свойствах и признаках воды.

Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Пальчиковая гимнастика

Мы делили апельсин!

(кулачок- «апельсин» перед собой)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)

А он один (взгляд переводим на кулачок)

Эта долька для котят

(отгибаем один пальчик)

Эта долька для утят

(отгибаем другой пальчик)

Эта долька для ужа

(отгибаем третий пальчик)

Эта долька для чижа

(четвертый)

Эта долька для бобра

(пятый)

А для волка кожура!

(встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.

- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде отдушки. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультурная минутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?»

- Как вы думаете, что это? (это озеро)

- А это что у озера? (это маленькие ручейки).

Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д.)

Да, без воды все живое на земле погибнет.

Воспитатель: - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим. А для того, чтобы провести следующий опыт, нам нужно побыть волшебниками. Хотите побыть волшебниками и сотворить чудо? (Да)

Игра-эксперемент «Извержение вулкана»

Итак, нам понадобится материал для самого вулкана: им может быть пластилин, глина, стеклянная банка. Лепим вокруг банки на какой-либо подставке (картон, коробка, доска, столешница) гору с кратером, которым и будет являться замаскированное горлышко банки. Далее насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия, столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь влить в жерло вулкана 40-50 мл столового уксуса 3-9%, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.

Происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края кратера. Средство для мытья посуды заставит «лаву» сильнее пузыриться.

Конспект занятия для детей старшей группы «Этот чудесный мир воды»

Обратная связь.

Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру, которая поможет нам понять что мы узнали нового, что вам понравилось,а что нет (Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю) .

Итог:

Воспитатель: - Потрудились мы с вами на славу, много интересного узнали. Я скажу вам ещё одну интересную новость. У воды, ребята, так же как у нас с вами есть день рождения. День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обитателей водоёмов. 22 марта – День – напоминания о том, что Вода - это Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно беречь.

Публикации по теме:

Проект «Вода вокруг нас» Дать детям элементарные знания о воде, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: -обратить внимание детей на значение воды в окружающей.

Экологический проект «Чистая вода»Экологический проект «Чистая вода» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ ВОДА» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Повысить эффективность реализации задач экологического образования на основе вовлечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы «Этот чудесный мир воды»
Опубликовано: 30 марта 2015 в 21:05
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД