Анна Максименко
Конспект занятия по расширению знаний о природе для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний о природе через восприятие детьми музыкальных образов.
Задачи:
• Петь музыкальную попевку в соответствии с заданным характером («Листопад»)
• Выполнять ритмично движение «пружинка»;
• Развивать образную речь детей, использовать слова из стихотворения («Осенняя песня» П. Чайковского);
• Учить петь напевно, не спеша, протягивая окончания музыкальных фраз («Листопад» Т. Попатенко);
• Петь с музыкальным сопровождением выразительно, инсценировать содержание песни («Урожайная» А. Филиппенко);
Атрибуты:
Публикация «Конспект занятия по расширению знаний о природе для средней группы» размещена в разделах
Оформление центральной стены музыкального зала на тему «Осень», листья осенние (бутафорские, картины (иллюстрации, передающие образы осени, корзина с [рисунками] овощами.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Центральная стена украшена на тему «Осень». По залу разложены красные, желтые листья. На стене картины осени в различном убранстве (ранняя осень – золотая, поздняя осень – унылая). На одной из стен – схема музыкального города.
Диск «Черный» Тр. 14
Музыкальное приветствие – «Здравствуйте, ребята»
Музыкальный руководитель: «Ребята, сегодня на нашем музыкальном занятии мы перенесемся в музыкальную страну Домисолька. Вот и карта этого волшебного города»
Дети подходят к схеме города.
Тр. 10 «Времена года»
Музыкальный руководитель: «Как и в каждом городе в Домисольке есть парк. Его название – Времена года. Этот парк волшебный, музыкальный. Хотите погулять в парке? Тогда скажите, пожалуйста: какое время года сейчас?
Правильно, осень. Слышите. Звучит музыка!»
Исполняется фрагмент пьесы «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: «Вы узнали эту музыку? Да, это «Осенняя песня». Назовите композитора, который написал это музыкальное произведение. Правильно, Петр Ильич Чайковский. У каждого времени года свой цвет. Какой цвет у осени? Да, желтый, золотой, багряный, красный».
Звучит снова небольшой фрагмент пьесы «Осенняя песня» П. И. Чайковского, дети подходят к мольбертам с картинами осени.
Музыкальный руководитель: «Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – невидная собой, в лоскутах опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, которую у нас в России называют поздней осенью. Как вы думаете, о какой осени рассказывает Петр Ильич Чайковский в своей музыке? Да, верно, о поздней. Какая из картин соответствует пьесе «Осенняя песня»?
Осень. Осыпает весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, не дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой.
Музыкальный руководитель: «к каждой осени у нас особая любовь. Поздняя осень вызывает уверенность человека, что природа все же жива вечно, а ее увядание – обряд изменения, не нарушающий, а придающий природ особенную красоту.
Обращается внимание детей на ковер из осенних листьев.
Музыкальный руководитель: «Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, потяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шуршит
М. Лесовая»
Исполняется «Танец осенних листочков», по показу педагога.
Музыкальный руководитель: «Давайте сделаем из осенних листочков красивый букет и поставим их в вазу. А вот настоящий листопад в парке. Давайте с вами споем об этом песню».
Поется песня «Листопад» Т. Попатенко.
Музыкальный руководитель: «Какая грустная песня! Вы пели печально, тоскливо. Мелодия звучала плавно, напевно. Но не стоит грустить. Смотрите, какой щедрый урожай приготовила нам осень. (Корзина с овощами). Какой щедрый урожай на грядке! За это и любит народ золотую осень, отдает она людям богатство полей, садов. В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду. Давайте и мы с вами соберем урожай!»
Исполняется песня «Урожайная» А. Филиппенко.
Музыкальный руководитель: «Давайте, ребята, посмотрим что же у нас в этой корзинке. Но для этого нам надо отгадать загадки приготовленные осенью:
1) Красный спрятан корешок,
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко –
И в руках … (морковка)
2)Там, на грядке вырос куст,
Слышно только хруст да хруст!
В щах, в солянке густо
Это все …. (капуста)
3)Плачет бабка, плачет дед:
Что же будет на обед?
Ведь засела крепок
В огороде… (репка)
4) Под кустом копнешь немножко
Выглянет на свет… (картошка).
Музыкальный руководитель: «Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте поиграем вместе с Осенью»
Проводится игра «Осень спросим» .
Музыкальный руководитель: «Вот и заканчивается наша прогулка в парке. Как он называется?»
Вопросы для общения
- какая бывает осень?
- назовите композитора, который рассказал нам о поздней осени.
-как называется это произведение?
-чем нас радует осень?
Музыкальное прощание. Дети уходят под музыку.