Ирина Долженко
Конспект занятия для старшей группы из области «Познание», на тему: «Юные волшебники».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию гуманного отношения к природе и дать понятие детям, что человек - это часть живой природы.
Задачи:
• воспитывать бережное отношение к природе, живым объектам;
• развивать познавательную и мыслительную активность в процессе экспериментирования;
• продолжать развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
• закрепить умение схематично изображать проделанные действия;
• продолжать формировать познавательный интерес к окружающему;
Публикация «Конспект занятия для старшей группы из области „Познание“, на тему: „Юные волшебники“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
• активизировать в речи детей слова: любящие, асфальтовое шоссе, фильтр, воронка.
Методы и приё мы: словесные, наглядные, практические.
Предварительная работа:
• Занятия познавательного цикла : «Кому и зачем нужна вода?», «Зачем беречь воду?»;
• Беседы, рассказы воспитателя: «Загрязнение воды», «Вода и здоровье человека»;
• Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Дождик», «Вы слыхали о воде?»;
• Целевая прогулка: к водоёму;
• Экспериментирование: опыт «Вода — прозрачная»;
• Дидактические игры: «Где живет вода», «В каких сказках дом построен из воды»;
• Игры-эксперименты: «Наливаем - выливаем», «Брызгалки».
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: картинки с изображением избы, каменного дома, завода; аквариум с рыбкой, пустой аквариум, телевизор, электронный носитель с записью фрагмента мультфильма;
Раздаточный материал: стакан с грязной водой, пустой стакан, воронка, ватные диски, древесный уголь, цветные карандаши, альбомные листы.
Ход занятия:
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята. Я сегодня проснулась и подумала, что во мне очень много любви. Я люблю свою семью, наш детский сад, наш город. А у Вас, ребята есть любовь? Я предлагаю построить пирамиду любви. Сейчас каждый скажет, что или кого он любит и протянет руку.
Игра «Пирамида любви» : воспитатель произносит: «Я люблю свою семью» - и протягивает руку. Дети по очереди говорят о своей любви и складывают руки в «пирамиду» ( примерные ответы детей: детский сад, наш город, Россию, друзей, деревья, цветы….).
Воспитатель: Какие вы любящие ребята, поэтому я расскажу вам интересную сказку — новую сказку «О Золотой Рыбке».
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: «Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. (Воспитатель ставит на доску картинку с изображением избушки.) Природой любовался, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил…»
Как вы думаете, кто ему на удочку попался? ( Примерные ответы детей: рыба, рыбка)
«Смотрит Человек — перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Отпусти меня, Человек, за это я выполню три твоих желания». «Ладно! — говорит Человек. — Исполни мои желания, а я тебя отпущу».
Ребята! Как вы думаете, какое первое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения)
«Надоело мне жить в деревянной избушке, — говорит Человек, — хочу дом каменный с электричеством, отоплением и водопроводом». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на её месте дом каменный стоит. (Воспитатель укрепляет на доске картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились».
Как вы думаете, понравилось это Человеку? ( Дети высказывают свои предположения: да, нет)
«Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет». Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?»
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг неё, запахом бензина наслаждается, в реке её моет. Не сидится Человеку на месте. Проложил он много дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало, хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит. Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
«Будет тебе завод, — ответила ему Золотая Рыбка, — но помни: это твое последнее желание».
Возвратился Человек, видит — завод огромный работает. (Воспитатель выставляет на доске новую картинку — с изображением завода.)
Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым.
А утром проснулся Человек, поглядел в окно — вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода течёт и пахнет неприятно. Побежал он к речке — земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает.
— Что же я наделал? — думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся».
Как вы думаете, что случилось с Рыбкой? ( Дети высказывают свои предположения: уплыла, обиделась, заболела) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. А Рыбка утратила свою волшебную силу и стала невидимой.
(Воспитатель показывает стакан с грязной водой)
Воспитатель: В этом стакане вода уз реки, в которой живёт Рыбка. Какая вода? (Грязная) Как Вы думаете, могут рыбы жить в такой воде? ( Предполагаемый ответ детей: нет). Почему? ( Предполагаемый ответ: в грязной воде рыбам трудно дышать). Как мы можем помочь Рыбке? ( Ответы детей: попробовать очистить воду).
(Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых стоит оборудование для опыта).
Воспитатель: Сейчас мы будем волшебниками. Очистить воду нам поможет фильтр. Мы его сделаем из воронки, ватных дисков и древесного угля. На дно воронки кладём ватные диски, затем выкладываем уголь, а сверху снова ватные диски. Воронку ставим в пустой стакан и выливаем в неё грязную воду. (Воспитатель уточняет последовательность выполнения работы, дети приступают к очистке, очищенную воду сливают в небольшой аквариум).
(Вся работа проводится стоя за столами, поэтому дети могут свободно передвигаться).
(По окончании опыта ребята делают вывод, что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. В ней сможет жить Рыбка, её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипяченую воду).
Воспитатель: Я думаю, что рыбка будет рада. Вы хотите её увидеть? (Да). Давайте закроем глаза и пожелаем: «Рыбка, покажись!» (Дети закрывают глаза, воспитатель меняет пустой аквариум на аквариум с золотой рыбкой). Посмотрите, вы сотворили чудо! Поздоровайтесь с рыбкой. Она вам очень благодарна. Вода теперь чистая, Рыбке легко дышать. Понаблюдайте, как она резвится в чистой воде. (Воспитатель даёт детям время полюбоваться рыбкой) А теперь давайте зарисуем схему очистки воды и покажем её родителям и всем ребятам нашего детского сада. (Дети выполняют работу, по окончании воспитатель приглашает всех в круг, в центре которого стоит аквариум с золотой рыбкой).
Воспитатель: Какое настроение у вас от проделанной работы? ( Примерные ответы: радостное, гордое). Почему? ( Примерные ответы детей: - Я сам очистил воду; - Я помогла Рыбке). Сегодня вы были настоящими волшебниками. Молодцы, ребята. Я прошу, помните: «Люди должны беречь природу. Погибнет природа – погибнут и люди». Об этом вас также хотят попросить звери. (Просмотр фрагмента из мультфильма «Союз зверей»).
(После занятия, в свободное время воспитатель может с детьми вспомнить, как они помогли Рыбке, с какой просьбой к ним обратились звери, какие действия человека могут навредить природе).