Папки-передвижки

Конспект занятия «Коренные народы Севера и их национальные традиции»

Анжела Щербакова
Конспект занятия «Коренные народы Севера и их национальные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Коренные народы Севера и их национальные традиции».

Цель: Углубление и обобщение знаний у детей о людях Севера, их быте, деятельности.

Задачи: развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера.

Стимулировать инициативность и самостоятельность, активизировать интерес к познанию окружающего мира.

Познакомить детей с содержанием ненецких орнаментов; научить делать закладку – варежку с ненецким орнаментом;

Публикация «Конспект занятия „Коренные народы Севера и их национальные традиции“» размещена в разделах

Активизировать словарный запас и расширить кругозор детей; развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал,

Создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации.

Воспитывать уважение к малым народам, проживающим на севере нашей страны.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Люди Севера», беседы о людях, которые живут на Севере, об их быте, костюмах.

Оборудование и материалы: Колибри интерактивная панель, презентация. Кукла в национальном костюме Ации, картон синего цвета, орнаменты желтого цвета, ножницы, иллюстрации, клей, клеёнка, салфетки, коврик – пазл на каждого ребенка.

Ход игры:

Педагог: Ребята, сегодня мы будем путешествовать по удивительному уголку нашей Земли, который называется…

Дети: Север! (1 слайд из презентации)

Педагог: я расскажу вам о людях Севера… (2 слайд из презентации)

В этот момент появляется на экране картинка с изображением девочки в национальном костюме. И звучит голос за кадром.

«Я живу далеко в тундре, хочу, чтобы вы ждали моего приезда. Кто я - сейчас не скажу. Говорю лишь, что зовут меня Ацци, и я скоро приеду к вам».

3 слайд из презентации - природа севера.

В этот момент стук в дверь и появляется кукла, одетая в национальный костюм ненцев.

Педагог: А вот и наша гостья! Здравствуй, Ацци. Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях. Мы уже много знаем о Севере, а сегодня с ребятами мы будем беседовать и людях Севера. На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми, а у Ацци другая национальность, она Ненка.

Педагог: Ацци, расскажи нам, пожалуйста, о себе?

(4 слайд из презентации)

Ацци: Территория ЯНАО расположена в арктической зоне на севере крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины. Ямал - территория Российской Арктики. На Ямальском полуострове живут – ненцы и ханты. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжелых природных условиях, но, ни за что не променяют свою родную землю, на какую- то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.

(5 слайд из презентации)

Педагог: живут ненцы в чумах. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний.

Педагог: Ацци, а какая разница между зимним и летним чумом?

Ацци: Чум является универсальным жилищем северных народов.

Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи.

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.

Чум, по-ненецки «МЯ», (6 слайд презентации).

Дети: «Мя».

По коми-зырянски он называется «ЧОМ», (7 слайд презентации).

Дети: (ЧОМ)

По-хантыйски «нюки хот», (8 слайд).

Дети: «НЮКИ ХОТ».

Ацци: Летний чум – ТАНЫ МЯ, (повторите дети).

Дети: ТАНЫ МЯ.

Ацци: Покрытием летнего чума служат МЮЙКО – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.

Ацци: Зимний чум – сырей мя, (повторите дети). Это традиционный чум.

Дети: «СЫРЕЙ МЯ» - зимний чум.

Педагог: спасибо тебе, Ацци за познавательный рассказ. Ребята, давайте, покажем, Ацци какую народную ненецкую игру мы знаем и вместе с ней поиграем.

Физкультминутка (с имитацией движений).

Полярное небо ночи темней, (дети скрещивают руки над головой)

Струйками пар из оленьих ноздрей,

Хэй-хэй-хэй, ой, хэй-хэй. (высоко поднимают ноги, согнутые в коленях)

Свистят по дороге полозья саней,

Поземка скользит и струится, но ней (имитируют скольжение саней по кругу)

Хэй-хэй-хэй, ой, хэй-хэй.

И ветер с веселою песней моей (наклоны влево, вправо)

Летит над просторами

Снежных полей.

Хэй-хэй-хэй. Ой, хэй-хэй. (бег врассыпную под музыку)

Летит за оленями песня — мой друг,

И стадо само собирается в круг (Дети собираются вокруг воспитателя)

Хэй-хэй-хэй, ой, хэй-хэй. (успокаиваются).

Ации: Ребята, благодарю вас за игру. Мне очень нравиться, что вы знаете игру моего народа.

Педагог: Давайте продолжим наш рассказ. Ацци, рассказала, что живут ханты, коми, энцы, ненцы в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур. Кто запомнил, как называется жилище северных народов?

Дети: Чум! (9 слайд).

Педагог: правильно ребята. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода. Основное занятие ненцев – оленеводство. Давайте, расскажем Ацци, что мы знаем о Северных оленях.

Рассказы детей, (10 слайд).

Ацци: Молодцы Ребята, а теперь послушайте, стихотворение, о Северных оленях.

(11 слайд).

Для колес, копыта, ног

Много сделано дорог.

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути!

Там всегда в метель и стужу,

Без дорог, и ночь, и день,

Человеку честно служит

Быстрый северный олень.

Ацци: Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели.

Педагог: на севере основным занятием жителей ханты, манси, ненцев считается рыболовство, оленеводство, охота. Их традиции и обычаи формировались в условиях суровой северной природы.

Ацци: чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду. Ребята, посмотрите, какое красивый наряд у Ненцев.

- Верхняя мужская одежда «Малица». Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры.

- Женская верхняя одежда «Ягушка».

- А отличатся малица от ягушки тем, что у малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.

- Мужчины на ногах, «кисы». «Кисы» — это тёплые сапоги, шитые из оленьей шкуры.

(12 слайд из презентации).

Педагог:

- Как называется мужская верхняя одежда?

Ответы детей.

- Как называется женская верхняя одежда?

Ответы детей.

- Чем отличатся малица от ягушки?

Ответы детей.

- Что носят мужчины на ногах?

Ответы детей.

Ацци: все эти вещи изготавливали вручную, то есть шили сами, (13 слайд).

Ацци: посмотрите, чем и какими узорами украшают свою одежду ненцы, ханты. Орнамент можно встретить: на женской и мужской ненецкой одежде, бурки с ненецким орнаментом, ненецкие шапки, ненецкие игрушки, ненецкие панно и украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа.

(14 – 15 – 16 слайды из презентации).

Педагог: Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах.

Каждый узор на одежде — это не спонтанный рисунок, все они — эти узоры — исполнены тайного смысла. В них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной.

Например, пришитая мамой к одежде дочери широкая узорчатая полоса означает пожелание счастливого и долгого жизненного пути.

Ацци: что является для нас в тундре самым главным и почему? Что изображаем мы в каждом рисунке, когда рисуем тундру?

– Правильно, самым главным в тундре является чум, так как чума начинается жизнь человека. Педагог показывает фотографии чума и орнамента «Чумики» - Приложение.

– Чем похожи чум и орнамент «Чумики»?

– Если есть чум, значит, рядом должны быть и люди.

– Этот орнамент называется «Головки».

Педагог показывает иллюстрацию орнамента «Головки» - Приложение.

– Кого ещё, кроме людей, всегда изображают возле чума?

– Правильно, возле чума должны быть олени. Вот узор «Оленьи рога».

Педагог показывает иллюстрацию орнамента «Оленьи рога» - Приложение.

– Кто же охраняет оленей? Мужчина.

Педагог показывает иллюстрацию орнамента «Мужчина».

– Кто такие оленеводы?

– Вся жизнь оленеводов связана с дорогой. Вот узор «Тропы оленьи».

Педагог показывает иллюстрацию орнамента «Тропы оленьи» - Приложение.

– В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах – рыба, поэтому появились такие орнаменты, как: «Уши зайца», «Медвежьи уши», «След медведя», «Красивые оленьи рога», «Кости щуки», «Вороны».

Педагог показывает иллюстрацию орнаменты животных - Приложение.

– Посмотрите, можно ли по иллюстрации узнать названия орнамента?

– Давайте попробуем.

Педагог показывает иллюстрацию.

Педагог: Ребята, давайте, мы с вами, сделаем подарок, Ацци, и украсим варежки узором.

Дети: Давайте!

Педагог предлагает каждому ребенку украсить понравившимся орнаментом – варежку и

повторяет последовательности выполнения варежки.

1) Чтобы сделать варежку, берём картон нужного вам цвета, прикладываем к нему левую ладонь (4 пальца вместе, а большой не много в сторону) и обводим простым карандашом.

2) Убираем руку.

3) Дорисовываем. Варежка не должна быть слишком узкой или широкой.

4) Вырезаем варежку.

5) Выбираем шаблон понравившегося орнамента и переводим на цветную бумагу, на изнаночную сторону.

6) Вырезаем орнамент. Определяем место, где будет находиться орнамент на варежке и аккуратно его приклеиваем.

Самостоятельная работа детей. Иллюстрированный план на доске.

Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен.

Педагог: Посмотри, Ацци, какие красивые у ребят получились варежки. Мы хотим их подарить тебе и твоим друзьям. Правда, ребята?

Дети: да!

Педагог: Ребята, нам пора прощаться с Ацци, Мы будем еще ждать ее в гости, чтобы еще больше узнать о Севере.

Дети прощаются с Ацци.

Педагог: Ребята, вам понравились наши путешествия по Северу? Север – очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы полюбили Север, он стал нашим другом, потому что ему так нужно наше тепло и доброе отношение.

Заключительная часть. Рефлексия

-Что вам понравилось больше всего на нашей игре?

- Какие трудности вы испытывали?

-Что нового вы узнали?

-Чему научились?

-За что вы можете себя похвалить?

-Что хочется сделать ещё?

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами»Конспект ОД по познавательному развитию «Культурное наследие России. Коренные жители Севера — саами» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Национальное наследие России - коренные жители Севера - Саами» Цель:.

Конспект логопедического занятия «Животные Севера» (подготовительная группа) Тема: «Животные Севера». Цель занятия: создание условий для актуализации знаний детей о животных Севера. Задачи: - уточнение и активизация.

Конспект занятия «Знакомство с животными Севера и жарких стран» для детей средней группы Конспект занятия для детей средней группы Тема «Знакомство с животными Севера и жарких стран» Цель: Ознакомление с животным миром Задачи:.

Конспект занятия на тему «Животные Севера» в средней группеКонспект занятия на тему «Животные Севера» в средней группе Конспект занятия на тему «Животные Севера» в средней группе Цель: - познакомить детей с животными Севера – белым медведем и северным.

Конспект занятия по объемной аппликации в старшей группе «Животные Севера — белые медведи»Конспект занятия по объемной аппликации в старшей группе «Животные Севера — белые медведи» Задачи -воспитывать интерес к нетрадиционным способам аппликации; - расширить знания детей о белом медведе; -развивать воображение, внимание,.

Конспект занятия по окружающему миру «Животный мир крайнего Севера» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Животный мир крайнего Севера». В подготовительной группе. Цель: - Закрепление представлений.

Конспект занятия по развитию речи «Животные жарких стран и Севера» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Животные жарких стран и Севера». В подготовительной группе. Задачи: Расширить и углубить представление.

Лэпбуки «Профессия — медсестра» и «Народы Севера»Лэпбуки «Профессия — медсестра» и «Народы Севера» Воспитатели: Дуркина Ирина Владимировна Апицына Эмилия Сергеевна Добрый день, уважаемые коллеги! В нашей педагогической деятельности лепбук.

Мастер-класс по созданию макета «Народы Севера»Мастер-класс по созданию макета «Народы Севера» Ирина Баринова Мастер - класс по созданию макета "Народы Севера" Изучая тему: "Моя страна Россия", я со своими детками старшей группы решила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Коренные народы Севера и их национальные традиции»
Опубликовано: 2 марта 2024 в 09:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Коренные народы Севера и их национальные традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Щербакова (УИ 539411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД