Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей тувинскому языку в средней группе

Шончалай Дондук
Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей тувинскому языку в средней группе

Тема «Моя семья»

Программа «УМК»

Возраст Средняя группа (4 – 5 лет)

Направление Познавательно-речевое

Образовательная область Речевое развитие

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Форма проведения Фронтальная. Образовательные ситуации с элементами игры

Цель Развивать у детей познавательные интересы, интеллектуальную активность и связную речь

Воспитательные задачи Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи

Развивающие задачи Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов; развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении» введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия;развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе; развитие детского творчества

Образовательные задачи Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории; закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи

Планируемый результат Развитие связной речи на тувинском языке, обогащение словаря и самостоятельное решение поставленных перед детьми задач

Методы и приемы Игровые, словесные, наглядные, сюрпризный момент

Наглядные средства Семейные фотографии, рисунки детей о семье, корзинка

Организация детей Произвольная, полукруг на стульчиках

Индивидуальная работа Развивать диалогическую речь на тувинском языке у Ховалыг Алины, Ондар Айслуу

Словарная работа Мээн г-булем, кырган-авай, кырган- ачай

Предварительная работа Рассматривание семейных фотографий, беседа о семье

Структура занятия 1Психологический настрой, вводный организационный момент–3 мин

2Беседа о семье, ее членах-5 мин

3Д/игра «Кто как трудится в вашей семье-3 мин

4Пальчиковая игра «Мээн г-булем»-2 мин

5Д/игра «Давайте справедливо распределим обязанности»-3 мин

6Д/игра «Какая у вас семья, «Силернин г- булеер кандыгыл?» -3 мин

7Итог-1 мин

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Экии уруглар!

Дети: Экии башкы!

Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи.

Вот о семье мы сегодня и поговорим.Послушайте стихотворение:

Шулук (г-булем)

Аатынган кавайымдан

Адаар созум – авай, ачай

Авай – авай ынак созум

Ачай –ачай чоргаар созум

Чайгап аадып остургештин

Чагып соглээн авам созу:

Часкаан чорба, эштиг чору

Чаалга чорба, кежээ чору

Воспитатель: Про что стихотворения?

Дети: про семью

Воспитатель: Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи.

Как вы думаете, что такое семья?

Ребенок : Семья–это мама, папа, брат и я.

Воспитатель: Скажи на тувинском.

Ребенок: Мээ г-булем дээрге мээ авам, ачам, дунмам, мен.

Воспитатель: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Асейчас раскажите по рисунку, как вы нарисовали свою семью.

Ребенок: Бо мээ ачам. Бо мээ авам. Бо мээ кырган-авам база кырган ачам. (показ рисунка своей семьи)

Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

Ребенок: Мээ авам ады Аяна Викторовна. Авам садыгда, садыгжы кылдыр ажылдап турар.

Ачам ады Сергек Буянович, мээ ачам тудугжу. Ачам чараш бажыннар, школалар тудуп турар.

Ребенок: Мээ авамны Надежда Михайловна дээр. Авам бажында бичии думам биле олурар. Ачам– Айдаш Дмитриевич, мээ ачам эмчи.

Воспитатель: Кымнын акызы, угбазы барыл уруглар?

Ребенок 1: Мээ акым бар. Акымнын ады Аян. Акым школада 3 класста ооренип турар.

Ребенок 2: Мээ бичии дунмам бар. Мээ дунмамнын ады Аяс.

Ребенок 3: Мээ угбам ады - Алина. Угбам школачы.

Д/игра «Какая у вас семья

Воспитатель: Дружно ли вы живете?

Ребенок 2: да, ие

Воспитатель: Как будет по тувински дружная семья?

Ребенок 1: Найыралдыг г-буле

Ребенок 2: Бисти г-булевис найыралдыг.

Ребенок 3: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.

Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.

Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.

Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю,

У нее морщинок много-

И на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

О ком эти строки?

Дети: Про бабушку.

Воспитатель: А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап.

А ваши мама и папа – это ваши родители. Как по-тувински будет дедушка? бабушка?

Дети: кырган-авай, кырган- ачай.

Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Ребенок 1: Мээ кырган - авам мени уруглар садынче экээр, кежээ алыр. Мен кырган –авам биле театр чордувус.

Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я

поскорее выздоровела.

Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.

Ребенок 1: Надо позвонить!

Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель:Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят: Семья!

Воспитатель: Скажите на тувинском

Дети: г-буле

Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла, навестить свою больную бабушку, и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?

Дети: Волк съел бабушку и внучку.

Воспитатель: Правильно! Если бы девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье

Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто, как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить на тувинском языке:авам, ачам, угбам, акым, думам, кырган-авам, крган-ачам. Например, ходит на работу - … Кто?

Ребенок договаривает: авам, ачам.

Воспитатель: Учит уроки – …

Ребенок: угбам, акым.

Воспитатель: Моет посуду – …

Ребенок: угбам, авам

Воспитатель: Мастерит – …

Ребенок: ачам, кырган - ачам

Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …

Ребенок: кырган-авам, угбам, авам.

Воспитатель: Убирает в доме – …

Ребенок: угбам, авам.

Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра «Мээ ог-булем»

Бо салаа авай,

Бо салаа ачай,

Бо салаа кырган – ачам,

Бо салаа кырган – авам,

Бо салаа мен.

Бо мээ г- булем

Воспитатель: Кто знает стихи про семью?

Уруглар г-буле дугайында шулуктер чугаалап бериерем.

Ребенок 1: Ажы-толу бистерни

Амыр-дыш чок остурген

Кээргенчиг авам сени

Кезээ шагда хундулээр мен

Азарганчыг хензиг мени

Авам кужур остуруп каан

Авыралдыг авайым сен

ам-даа чус чыл чуртта-ла.

Ребенок 2: Билир кылдыр эн-не баштай

миннип келген уем ол боор

Авам биле ачамны мен

аажок таныыр апарган мен

Авам биле ачам ышкаш

авыралдыг улузум чок

Озуп алгаш оларга мен

оремни ыяап-ла толээр мен.

Ребенок 3: Ачам черле ажылгыр

Авамга-даа, чонунга-даа

Аажок-ла дузалыг

Аажы-чаны кижизиг

Ачам чер-ле будуштуг

Ажы-толу бистерни

Ажыл-ишке ооредир

Аазаанын кууседир

Физкульт. минутка «Кто живёт у нас в квартире».

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Улегер домактарны уламчылаар.

Оолдуг кижи оя соглээр… (кыстыг кижи кыя соглээр)

Ада чокта чартык оскус… (ава чокта будун оскус)

Иелиг кыс шевер… (адалыг оол томаанныг)

Ава кижи толум дээр… (ажы-толу шолум дээр)

Уялыг куш чаныган… (уруглуг кижи кээргээчел)

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.

Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.

Ребенок 4: хорошо вести себя, вместе отдыхать.

Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.

Бо кичээлди доозуп тура уруглар г-булеерге аас-кежикти, тайбыны кузеп, оорушку, найырал кезээ шагда ог-булеерге турар болзун деп йорээп каар-дыр мен.

Литература:

1. Алдын-оол А. Х. Назытпай Г. Т. Тыва уруглар ясли-садтарынга чугаа сайзырадылгазынын программазы.-Кызыл: ТывН/Ч,2002.

2. Б. К. Будуп «Пословицы и поговорки тувинского народа»

3. Виктор Куулар «Играем в пальчиковый театр»

4. Саая Л. С. ; Ооржак Н. О. ; Сат М. К. Примерные конспекты по развитию тувинской речи

в средней группе. -Кызыл 2011.

Публикации по теме:

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с использованием УМК в средней группе на тему «Моя семья» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с использованием УМК в средней группе на тему «Моя семья» Цель: Способствовать формированию.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ в младшей группе «Моя семья» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ в младшей группе «Моя семья». Живаева Вера Григорьевна.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Лесная школа» Цель: Закреплять умения составлять предложения по схеме с применением приема мнемотехники. Задачи: закреплять умение определять количество.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием интерактивной доски «Звуки [м] и [м’] и буква м» Тема: «Закрепление звуков [м] и [м,] и буквы М». А. В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада ТЦ.

Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе для детей с ОВЗ «Моя семья» Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе для детей с ОВЗ "Моя семья" Цель: Формирование представлений о семье и ее членах.

Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе для детей с ОВЗ «Наземный транспорт» Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе для детей с ОВЗ «Наземный транспорт» Цель: 1. Познакомить с наземным транспортом;.

Открытое занятие в старшей группе по обучению детей удмуртскому языку «По лесным тропинкам» Сценарий развлечения для детей старшей группы «По лесным тропинкам» (Нюлэслэн сюрес кузяз) Подготовила: Ломаева М. И., воспитатель Гольянского.

Рабочая программа по обучению детей английскому языку в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Говорим по-английски» Пояснительная записка Настоящая программа предназначена.

Речевые игры по обучению детей хакасскому языку Ниме хапчыгаста? Чудечный мешочек Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Система работы по обучению дошкольников английскому языку с использованием дидактических игр Ни для кого не секрет, насколько важно в современном обществе владение иностранным языком. Многие сферы деятельности сейчас требуют знания.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей тувинскому языку в средней группе
Опубликовано: 10 октября 2019 в 16:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. День денег и банков на МААМ

13 мая 1754 года, при Елизавете Петровне, в России был открыт первый государственный банк, и начали использоваться не только металлические монеты, но и бумажные деньги. Теме денег и банков мы и предлагаем...

12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...


Горячие темочки