Евгения Брагина
Конспект занятия «О городе нашем, Новокузнецке, ведем мы рассказ!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления детей об истории возникновения родного города, Кузнецкой крепости.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей происхождения нашего города, уточнить представление детей о символике города Новокузнецка, профессиях; закрепить умение по фотографиям узнавать здания Кузнецкого района с учетом их функциональной принадлежности;
2. Учить детей построению сложноподчиненных предложений с предлогами «потому, что», «так как», «за то, что»; словообразованию.
Публикация «Конспект занятия „О городе нашем, Новокузнецке, ведем мы рассказ!“» размещена в разделах
3. Развивать у детей координацию движений, мышление, умение связно излагать свои мысли, умение соединять отдельные части в единое целое,
4. Воспитывать чувство патриотизма: любви к своему городу, формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какого-либо события, выдержку, активность.
5. Активизировать словарь по теме: Кузнецкая крепость, острог, флаг, герб, кузница, профессии, благородство, качества, пословица, кузнецы, реки Томь и Кондома, воевода, церковь, частокол, казаки, переселенцы, посадки, слова из «копилки» детей.
Материалы и оборудование: журнал «С чего начинается Родина?», разрезные картинки (герб, флаг города, стол, мольберт, указка, конверты с фотографиями, карты-схемы, ребус, фотографии Кузнецкой крепости, карта Кемеровской области, мнемотаблица «Я люблю Новокузнецк за то, что…», цветовые сигналы (красные и синие круги, ковролин, магнитная доска, эмблемы по количеству детей, фотоаппарат.
Ход занятия:
Здравствуйте дети! Я рада встрече с вами. Посмотрите, сколько пришло гостей. Они хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы много знаете и умеете.
Я посылаю вам хорошее настроение, успех и удачу. Примите ее. И с этим пожеланием мы начнем наше занятие.
А занятие у нас необычное. Сегодня мы с вами будем презентовать устный журнал «О городе нашем мы ведем рассказ». Эпиграфом нашего журнала будет пословица: «Кто где родится, там и пригодится». Что означает эта пословица, мы обсудим в конце занятия.
Первая страница нашего журнала называется «С чего начинается Родина?»
На доске ребус «НОВО КУЗНЕЦ К»
Посмотрите внимательно на доску. Здесь зашифровано название города.
Кто мне поможет его расшифровать? Я вам прочитаю начало слова, а вы, глядя на картинку, попробуете его закончить.
В. : Кто услышал название города? Назовите его.
Правильно, Новокузнецк.
Вот и его изображение на первой странице.
В. : Дети, наша вторая страница не открывается. Как нам ее открыть? Чтобы ее открыть нужно выполнить задание.
Задание: на столе лежат карточки двух цветов: красного и синего. Вам нужно выбрать по одной карточке и составить из них картинки. Все дети, взявшие карточки красного цвета, приглашаются к магнитной доске. Те дети, фрагменты картинок у которых имеют синюю рубашку, приглашаются к ковролину и собирают там свою картинку. Что у вас получилось?
Как называется то, что вы собрали?
Из каких частей состоит герб? Что изображено в каждой его части? Почему?
Сколько цветов на флаге нашего города? Что обозначает белый цвет? А зеленый?
Если белый цвет обозначает чистоту совести, мир и благородство, а зеленый – богатство, плодородие, любовь, то какие люди живут в нашем городе?
Дети: благородные, миролюбивые, честные, бескорыстные, богатые.
А еще какими качествами обладают жители нашего города?
Давайте откроем вторую страницу. Проверьте, правильно ли мы собрали герб и флаг нашего города.
Для многих из вас город Новокузнецк является Родиной, здесь вы родились, здесь живут и трудятся ваши родители, бабушки и дедушки. А кто из вас знает, почему наш город носит такое название?
Правильно, раньше, много лет назад, на месте нашего города жили искусные кузнецы, которые и лошадь могли подковать и оружие любое выковать. Со всей большой России к ним ехали. За это и город наш стал называться Кузнецком. Позже город разросся и был переименован в Новокузнецк.
Следующая страница нашего журнала называется «По Кузнецкому району мы идем».
Утром почтальон принес нам письмо с фотографиями. Вот они у вас на столах.
Переверните фотографии, рассмотрите их и назовите, что за здания на них изображены, и люди каких профессий там работают?
Вот видите, сколько в нашем районе людей разных профессий работают. А сколько их работает во всем городе? А вы, когда вырастете, кем хотели бы стать? Будете ли вы приносить пользу своему городу? Какую?
Молодцы, давайте откроем следующую страничку. Она называется «Спорт и здоровье неразделимы!»
Как вы понимаете выражение «Спорт и здоровье неразделимы». Почему?
Посмотрите внимательно, кто изображены на этой странице?
Правильно, здесь и легкоатлеты, и болельщики, и футболисты, и лыжники.
Давайте с вами тоже внесем свой вклад в воспитание здоровых и крепких людей и выполним следующие упражнения.
Открывается пятая страница «История земли Кузнецкой…»
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы:
И посады, и деревни,
И заводы, и мосты.
А вы знаете, сколько лет нашему городу? А как это можно узнать? Нашему городу нынче летом исполнится 396 лет. Богата история нашего города. Начинается она с Кузнецкой крепости. Городов раньше не было, вместо них служивые люди ставили в Сибири крепости-остроги для защиты новых земель от врагов. Впоследствии крепости становились первыми русскими городами.
Первая крепость, которая возникла в нашем крае, получила название «Кузнецкой». Случилось это так. Враги совершали набеги на русские земли, жгли посевы, угоняли скот. И царь издал указ о том, чтобы поставить крепость в земле Кузнецких татар. Томский воевода по приказу царя отправил в земли татар боярского сына Астафия Харламова с отрядом казаков численностью сорок пять человек. Отряд поплыл на судах вверх по реке Томи, добрался до устья реки Кондомы, и зимой 1618 года поставили здесь крепость - острог, которому дали имя Кузнецкий. Место казаки выбрали очень удобное: слияние двух больших рек, которые заменяли в то время дороги, вокруг обширные поля для пашни и для скота, недалеко лес для охоты, много рыбы в реках. Давайте рассмотрим с вами Кузнецкую крепость. Стены крепости сделаны из толстых бревен, верхняя часть заострена. Такая стена называется «частоколом». Высота стен более двух метров, чтобы ни один враг на них не мог взобраться. На трех сторонах по стенам стоят башни, в которых находятся пушки, ружья и другое оружие. В центре острога возвышалась небольшая деревянная церковь во имя Преображения Господня, где люди молились.
Вслед за военными стали приезжать из России и мирные люди - переселенцы. Они строили свои дома вокруг крепости, чтобы в случае опасности укрыться в ней от врагов. Стены крепости были высокие и заостренные, в ней имелось оружие, врагам было очень трудно к ним подобраться. Такие поселения назывались «посадками». Первые поселения возникали вдоль реки Томи. Это были небольшие поселки в 8-10 дворов. Переселенцы распахивали землю, сеяли хлеб, строили ремесленные мастерские, торговали с местным населением, охотились. Сейчас эти поселки выросли в огромный город Новокузнецк. От врагов наш город, как и всю страну, защищает Российская армия. Крепость же постепенно с годами разрушалась. В настоящее время крепость отреставрировали, и она стала историческим музеем. Вот такова история возникновения нашего города.
А сейчас, дети, давайте закроем глаза, и представим себе, что мы перенеслись в прошлое? Откройте глаза. Где мы могли с вами очутиться?
-Дети, с чего же начинался наш город?
- Для чего была нужна в древности крепость?
- Как она называлась?
- На пересечении каких рек был поставлен Кузнецкий острог?
- Что представляет собой Кузнецкая крепость? Из чего она была сделана?
- Как назывались первые поселения вокруг крепости? Почему они строились недалеко от нее?
- Чем занимались люди, жившие в этих поселениях?
- Молодцы, а сейчас давайте с вами снова закроем глаза и перенесемся назад, в настоящее.
- Дети, а чем сейчас для жителей Новокузнецка является Кузнецкая крепость? Почему?
- Да, действительно в настоящее время Кузнецкая крепость – это заново отреставрированный архитектурно- исторический музей, который является частью нашей истории, его берегут и им гордятся люди нашего города.
- Люди всегда гордились тем, что у них есть.
- А, давайте мы с вами вспомним, чем же мы гордимся, за что любим свой город. Кто хочет?
- Я, например, люблю свой город потому, что он чистый и красивый, в нем много зелени и парков, музеев и театров.
- Дети, посмотрите внимательно, здесь же еще схема помощница есть.
- Давайте с вами посмотрим, что же у нас есть на шестой странице.
- А сейчас вернемся к пословице «Кто где родится, там и пригодится».
- Как вы ее понимаете? Почему?
- В каком городе вы родились? Где вы будете работать, когда вырастете? Значит, где вы пригодитесь, кому будете полезными, на благо чего будете трудиться?
- Мы еще не раз вернемся в дальнейшем к этой пословице.
- Дети, посмотрите, у нас осталась одна пустая страница. Как вы думаете, почему?
- Правильно, ее мы будем заполнять в течение последующих занятий.
Подведение итогов.
- Вспомните, пожалуйста, сколько страниц было в нашем журнале?
- Какая из страниц понравилась вам больше всего? Чем?
- Обозначьте свое отношение к журналу цветовым сигналом (красный – журнал получился интересным, синий – журнал вам не понравился).
- Дети, выберите один из цветовых сигналов и прикрепите его на ковролин.
Дети выбирают цветовые сигналы и выстраивают их на доске.
- Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая дорожка. Значит, большинству из вас журнал понравился. И мне он очень понравился.
- Посмотрите, какие вы молодцы. Какой интересный журнал у нас получился. Вы же вместе со мной составляли этот журнал. За ваш труд вы награждаетесь почетной эмблемой «Юный журналист».
Детям одеваются эмблемы.
- Вы все теперь полноправные составители журнала «О городе нашем мы ведем рассказ».
- Дети, а давайте мы с вами возле нашего журнала на память сфотографируемся. Эти фотографии вы сможете показать своим родителям и рассказать им о нашем журнале.