Ирина Шушерова
Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ».
Цели: Учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя слова – антонимы, закреплять употребление дательного падежа в речи.
Оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки для индивидуальной работы (для игры «Кому, что нужно для работы») с изображением большой и маленькой кастрюли (для повара, глубокой и мелкой тарелки (для повара или официанта, длинной и короткой нитки (для швеи, широкой и узкой кисти (для художника, большой и маленькой игрушечной машинки (для продавца, широкой тканью и узким сантиметром (для швеи); предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».
Публикация «Занятие по речевому развитию „Слова-антонимы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Противоположности, антонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход занятия:
1. Орг. момент:
2. – Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их называем слова - «наоборот».
- Сядет тот, кто назовёт слово наоборот.
Горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.
3. – Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.
Рассказ «Лекарство».
У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что бабушка пьёт лекарство, то сказал:
«- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».
- Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).
- Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на ней? (горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством, здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой,
бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик на твёрдом табурете).
- Кто лечит людей? (врач)
- Поднимите руки, кто сидит с левой стороны за столом, кто сидит с правой стороны.
- Итак, кто с лева встаньте по левую сторону, кто с права по правую сторону (дети встают друг напротив друга парами).
(раздаю парные предметы каждому ребёнку)
- Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? (нет, они разные)
- Мы будим играть с вами в игру «А что у тебя?», не забудьте правильно называть каждый предмет.
Образец: - Тима у меня большой мяч, а у тебя?
- А у меня Алёна маленький мяч.
4. Физкультминутка:
Мы летаем высоко,
Мы летаем близко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
(взялись за руки, представляем, что мы лётчики)
5. Игра «Кому, что необходимо для работы?».
(на столах у каждого ребёнка лежат предметные картинки)
- Человеку, какой профессии нужны эти предметы?
(кастрюля бывает высокая и низкая, она нужна для работы повару и т. д.)
Пальчиковая гимнастика:
И день, и ночь,
То тихо, то громко,
Идут, стоят,
Работают бойко,
Что это?
Каждый ответит.
(Это часы)
(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)
Игра «Найди пару».
На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.
(Во время индивидуальной работы, двое детей переодеваются, для участия в сценке).
6.-Я смотрю, вы все прекрасно справились с этим заданием.
- А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».
- Жили – были два брата, Тимофей и Олег.
- Какие они? (Тимофей - низкий, а Олег - высокий. Тимофей - толстый, а Олег – худой).
-Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).
- Олег ни чего не боится, какой он? (смелый).
- А, Тимофей? (трусливый).
- Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую).
- Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).
- Пришли дети в лес и стали собирать грибы.
Олег собрал первый и говорит:
- Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!
Тимофей спрашивает у Олега:
- Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).
-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.
- Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.
(Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки).
Все дети выходят из – за парт встают к зрителям лицом, подводим итог занятия.
7. Итог.
- О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).
- А ещё мы их называем слова – неприятели.
- Что же это за слова – неприятели?
(дети читают стихотворения)
Неприятели – слова,
Кто придумал их друзья?
Знаем мы их с малых лет,
Лучше их на свете нет.
Слова – противоположности
Они ведь не зазнайки,
Они всего лишь наши
С вами помогайки.
Всегда будь смелым,
Не трусливым,
И никогда не плачь,
А веселись,
И вот тогда увидишь
Вокруг тебя все люди собрались.
В жизни мы часто встречаем добро,
Иногда, встречаем и зло,
(хором)
Если ты сеешь добро,
Значит, тебе повезло!