Папки-передвижки

Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»

Ирина Шушерова
Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ».

Цели: Учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя слова – антонимы, закреплять употребление дательного падежа в речи.

Оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки для индивидуальной работы (для игры «Кому, что нужно для работы») с изображением большой и маленькой кастрюли (для повара, глубокой и мелкой тарелки (для повара или официанта, длинной и короткой нитки (для швеи, широкой и узкой кисти (для художника, большой и маленькой игрушечной машинки (для продавца, широкой тканью и узким сантиметром (для швеи); предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».

Публикация «Занятие по речевому развитию „Слова-антонимы“» размещена в разделах

Ход занятия:

1. Орг. момент:

2. – Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их называем слова - «наоборот».

- Сядет тот, кто назовёт слово наоборот.

Горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.

3. – Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.

Рассказ «Лекарство».

У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что бабушка пьёт лекарство, то сказал:

«- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».

- Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).

- Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на ней? (горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством, здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой,

бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик на твёрдом табурете).

- Кто лечит людей? (врач)

- Поднимите руки, кто сидит с левой стороны за столом, кто сидит с правой стороны.

- Итак, кто с лева встаньте по левую сторону, кто с права по правую сторону (дети встают друг напротив друга парами).

(раздаю парные предметы каждому ребёнку)

- Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? (нет, они разные)

- Мы будим играть с вами в игру «А что у тебя?», не забудьте правильно называть каждый предмет.

Образец: - Тима у меня большой мяч, а у тебя?

- А у меня Алёна маленький мяч.

4. Физкультминутка:

Мы летаем высоко,

Мы летаем близко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

(взялись за руки, представляем, что мы лётчики)

5. Игра «Кому, что необходимо для работы?».

(на столах у каждого ребёнка лежат предметные картинки)

- Человеку, какой профессии нужны эти предметы?

(кастрюля бывает высокая и низкая, она нужна для работы повару и т. д.)

Пальчиковая гимнастика:

И день, и ночь,

То тихо, то громко,

Идут, стоят,

Работают бойко,

Что это?

Каждый ответит.

(Это часы)

(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)

Игра «Найди пару».

На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.

(Во время индивидуальной работы, двое детей переодеваются, для участия в сценке).

6.-Я смотрю, вы все прекрасно справились с этим заданием.

- А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».

- Жили – были два брата, Тимофей и Олег.

- Какие они? (Тимофей - низкий, а Олег - высокий. Тимофей - толстый, а Олег – худой).

-Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).

- Олег ни чего не боится, какой он? (смелый).

- А, Тимофей? (трусливый).

- Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую).

- Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).

- Пришли дети в лес и стали собирать грибы.

Олег собрал первый и говорит:

- Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!

Тимофей спрашивает у Олега:

- Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).

-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.

- Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.

(Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки).

Все дети выходят из – за парт встают к зрителям лицом, подводим итог занятия.

7. Итог.

- О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).

- А ещё мы их называем слова – неприятели.

- Что же это за слова – неприятели?

(дети читают стихотворения)

Неприятели – слова,

Кто придумал их друзья?

Знаем мы их с малых лет,

Лучше их на свете нет.

Слова – противоположности

Они ведь не зазнайки,

Они всего лишь наши

С вами помогайки.

Всегда будь смелым,

Не трусливым,

И никогда не плачь,

А веселись,

И вот тогда увидишь

Вокруг тебя все люди собрались.

В жизни мы часто встречаем добро,

Иногда, встречаем и зло,

(хором)

Если ты сеешь добро,

Значит, тебе повезло!

Публикации по теме:

Игра по развитию речи «Красная Шапочка и Серый Волк» Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию игру по развитию речи. Очень надеюсь. что она вам понравится. Задачи Образовательные задачи. :.

Индивидуальный план коррекционно-логопедической работы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 17:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шушерова (УИ 286995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД