Получи документы

Конспект занятия «Национальный костюм ханты» в подготовительной группе

Елена Волошина
Конспект занятия «Национальный костюм ханты» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Модуль «Материальная культура»

Блок «Национальный костюм»

Тема: «Национальный костюм»

Познавательное, социально - коммуникативное, речевое,

художественно - эстетическое развитие

Возраст детей 6-7 лет

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к коренному народу Севера: ханты.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Национальный костюм ханты“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Образовательные: расширить представления детей о родном крае; продолжать знакомить детей с бытом народов ханты : основными занятиями, одеждой, с народным орнаментом ханты. Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты.

Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с жизнью народов ханты.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважение к труду народных мастеров, и интерес к жизни и традициям коренных народов севера, желание больше узнать об их жизни.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций о жизни и быте коренных народов, чтение хантыйских народных сказок, прослушивание мелодий на народных инструментах, разучивание игры «Ловкий оленевод»

Словарная работа: коренное население, чум, обласок, орнамент.

Материалы и оборудование: кукла «хантыйка», ноутбук, интерактивная доска, аудиозапись – голоса птиц, музыка народов ханты, презентация, хантыйская шубка из цветного картона, клей, губка, трафарет орнамента «солнце», манная крупа, разнос, салфетки, таблички для рефлексии солнце и тучки.

Ход

Оргмомент: Вводная беседа: - Ребята, подумайте и скажите, в каком посёлке мы живём?

- Посёлок Белый Яр находится в каком округе?

- Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.

(обращает внимание детей на карту)

- Послушайте пожалуйста стихотворение:

Югорский край –заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край Югорский всех вас приглашаю.

Мотивационно – ориентировочный этап: Приход куклы «Хантыйка Энны»

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я хочу пригласить вас в небольшое путешествие. Хотите отправиться прямо сейчас?

А отправимся мы с вами на лодке, которая называется обласок.

(имитируют движения веслами, обращает внимание на экран)

Поисковый этап: - Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с давних времён?

Самыми древними людьми, или, как мы называем коренными жителями нашего края, являются ханты.

Ханты – это народ, который ведёт таёжный образ жизни. Чаще всего ханты живут в чумах. Своё жилище они строят сами. Утепляют шкурами животных.

- Ребята, а если ханты ведут таежный образ жизни, подумайте и скажите, где живут ханты? Далеко в тайге (тайга – это хвойный и лиственный лес).

Для того, чтобы отправиться дальше, нам нужно пройти по бескрайним просторам земли ханты.

Очень много зверей обитает в этих лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав, мы вспомним, кто они.

1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой, спит в избушке снеговой (медведь)

2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

На нём громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он сохатый, значит… (лось)

3. Что за зверь зимой холодной, ходит злой, голодный (волк)

4. Бьёт копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень. Это – северный….(олень)

5. Юркий маленький зверёк с ветки прыг, на ветку скок (белка)

6. Работящие зверьки, строят дом среди реки.

Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход (бобры)

7. Длинный хвостище, сама -хитрища (лиса)

8. Словно ёлка, весь в иголках (ёж)

9. Трусоват лесной красавец. Догадались это…. (заяц)

Звучит аудиозапись – голоса птиц.

- Ребята, вы слышите, какая музыка звучит в лесу Правильно, это поют птицы. Давайте представим себя птицами.

Физминутка:

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. Дети машут руками, словно крыльями.

Чтоб быстрее нам летать,

Надо крыльями махать. Дети машут руками интенсивнее.

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете, Потягивание руками вверх, ноги на носочках.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. Дети приседают на несколько секунд.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. Дети встают и машут руками - «крыльями».

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. Дети садятся.

- Очень много птиц живет в наших лесах (показ птиц) : тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клёст, кукушка.

- Вот мы с вами и пришли в гости к хантам. (обращает внимание на экран)

Основное занятие этих людей – это охота, рыболовство, а дальше на севере – оленеводство. В основном этим занимаются мужчины. Женщины шьют одежду, вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр.

Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

-Вся одежда у народов ханты шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении.

- Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. Посмотрите, ребята, какие красивые узоры и как интересно они называются – оленьи рога, заячьи ушки, лисья лапа, изображение медведя, птиц. (Показ украшенной одежды, обуви, предметов быта.)

Появляется орнамент – солнце.

- Хантыйский орнамент солнце – воспринимается как надёжный источник тепла и света. Пока есть солнце, есть жизнь.

Практический этап: (играет аудиозапись хатыйской музыки)

Энны приглашает вас в мастерскую, где мы поможем мастерицам украсить шубки хантыйским орнаментом «солнце».

Перед вами трафареты с орнаментом «солнце». Накладываем трафарет на шубку, губкой набираем клей, и через трафарет, нанесем клей на шубку на прорези узора. Затем, осторожно снимаем трафарет и кладем на разнос. Берем из чашки манную крупу и посыпаем на места, намазанные клеем. Остатки крупы осторожно ссыпаем на разнос.

(дети выполняют самостоятельно)

-Теперь можно отправляться обратно в детский сад. Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного вы сегодня узнали? А вы бы хотели жить в тайге? Что для вас было сложным? Что понравилось больше всего?

Рефлексивно – оценочный этап: Кто справился со всеми заданиями, и если, вам было интересно возьмите солнце; у кого возникли затруднения – спрячьте солнышко за тучку.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан» Тема: «Салават Юлаев национальный герой Республики Башкортостан» Образовательные задачи: • расширять представления детей о городе Уфа,.

Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Так знакомство с костюмами русского, калмыцкого.

Фольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». ФотоотчетФольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». Фотоотчет Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм» Приятного дня, дорогие друзья! Продолжаю фоторепортаж с "Большого фестиваля адыгской культуры". Представляю Вашему вниманию третью часть,.

Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм» Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Интерактивная экскурсия в кабинете педагога-психолога «Карельский национальный костюм»Интерактивная экскурсия в кабинете педагога-психолога «Карельский национальный костюм» Друзья, вчера я рассказала Вам о своем увлечении, а сегодня делюсь тем, как я использую его в своей деятельности с детьми. В этом году.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Лэпбук «Белорусский национальный костюм»Лэпбук «Белорусский национальный костюм» Лэпбук - "мини-энциклопедия" в которой собрана разнообразная информация на определенную тему. Для знакомства воспитанников с особенностями.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Национальный костюм ханты» в подготовительной группе
Опубликовано: 9 октября 2022 в 19:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Национальный костюм ханты» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Волошина (УИ 212898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД