Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наземный транспорт»

кочетова лидия адамовна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наземный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: Обогащать представление о видах транспорта.

Познакомить :

- с видами городского транспорта : автобус, троллейбус, трамвай, такси,

маршрутное такси, метро;

- видами городского, междугороднего, автомобильного,

железнодорожного транспорта;

Познакомить со значением транспорта в жизни человека.

Воспитывать уважение к профессии людей создающих транспортные

средства.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Наземный транспорт“» размещена в разделах

Развивать зрительное восприятие наземных видов транспорта.

Материал к занятию :

Фотоиллюстрации с изображением различных видов транспорта, большая часть которых относиться к наземному транспорту.

Ход занятия

I. Введение в занятия. Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Воспитатель: (показывает детям картинку с изображением первобытного человека) : Посмотрите, кто, по – вашему, изображен на этой картинке? Верно это наш далекий предок. Первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей, собирали корни и плоды. Чуть позже они стали приручать диких животных, одомашнивать их. А здесь на фланелеграфе, изображена «река времени», которая течет из древности до наших дней. Нашего первобытного человека я помещаю вот сюда, у самого начала, самого истока «реки времени».

Представьте себе, что древнему человеку нужно совершить поездку за несколько десятков, может быть, тысяч километров. На чем мог передвигаться древний человек? Конечно, он передвигался пешком. (Воспитатель предлагает оценить все достоинства и недостатки такого способа передвижения). Позже научились ездить на лошадях. Скорость передвижения, конечно же, увеличилась.

Но чем дальше развивался человек, тем больше вещей ему нужно было для жизни. Человеческие племена стали кочевыми. Люди переезжали с места на место верхом на лошадях. А как они могли перевести вещи? Пришлось изобрести колесо и сделать телегу. На ней люди перевозили различные грузы. Так появился первый транспорт. Он назывался гужевым, то есть на конной тяге. Вот здесь, на «реке времени», я помещаю человека более развитого, чем первобытный. У него уже есть домотканая одежда, и инструменты он использует более современные.

Конный транспорт долгое время – века и даже тысячелетия – оставался основным. Посмотрите вот на этого господина в роскошной одежде и эту даму в бальном платье. Из предложенных картинок подберите самые подходящей для них вид транспорта. Конечно же, дворянин со шпагой будет естественно смотреться верхом на красивом коне, а дама – в богатой карете.

А на чем мог путешествовать вот этот странствующий рыцарь в латах. С тяжелым копьем и мечом?

Чем дальше мы путешествуем по «реке времени», тем больше мы замечаем, насколько необходимым стал для людей транспорт.

Долгое время конный транспорт был основным – как внутри больших городов, так и для путешествий между городами и странами. Потом в начале девятнадцатого века, появились железные дороги и поезда. В поездах вагоны за собой тащил паровоз. Он двигался благодаря силе пара, который приводил в движение различные поршни, а они вращали колеса. А от куда брался пар? Он получался от кипения воды в огромном котле. А вода кипела потому, что в топке постоянно горели дрова и уголь. Когда поезд отправлялся в долгий путь, к паровозу прицепляли сзади, специальную платформу груженую дровами. У паровоза при движении из трубы валил черный густой дым. Какими вы можете представить себе людей, путешествующих на первых поездах? Давайте их тоже поставим в соответствующем месте «реки времени».

Позже, уже в двадцатом веке, паровозы сменились тепловозами, а за тем электровозами.

Во второй половине двадцатого века были изобретены автомобили. Первые автомобили выглядели вот так. (Показ картинки). С тех пор они, конечно же, сильно изменились.

Мы сегодня свами ведем разговор о транспорте, на котором можно путешествовать по суше, по земле. Поэтому этот транспорт называется … правильно наземным.

Давайте попробуем разместить картинки с различными видами наземного транспорта соответствующих местах «реки времени».

Конечно, кроме путешествий по суше, люди много ездили по воде – по рекам, озерам, морям и океанам. Они также научились летать, используя для этого различные летательные аппараты – начиная с воздушных шаров и заканчивая современными ракетами. (Демонстрирует картинки). Транспорт для путешествий и перевозок по воде называется … водным, а для воздушных путешествий … воздушным.

Но о воздушном и водном транспорте мы поговорить позже.

Наша сегодняшняя тема – транспорт наземный.

II. Пассажирский и грузовой транспорт

Воспитатель предлагает детям загадки. После того как дети называют отгадку, соответствующая картинка помещается на магнитную доску или фланелеграф.

Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином! /автобус/

Я в любое время года и в любую непогоду

Очень часто, в час любой повезу вас под землей. /метро/

Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками. /троллейбус/

Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.

По стальным прямым дорожкам ходят красные дома. /трамвай/

Воспитатель: Как вы думаете, какими общими словами можно охарактеризовать эти виды транспорта? Во – первых, где мы можем встретить все эти транспортные средства – в городе или на междугородной трассе? Значит, это … городской транспорт. Во – вторых, кого перевозит этот транспорт? Правильно, людей. А люди едущие в транспортном средстве, называются … пассажирами. Значит все перечисленные транспортные средства- пассажирские.

Сейчас я приглашаю вас разделиться на команды по четыре человека. Каждая команда занимает место за своим игровым столом.

Всем командам дается одно задание: вспомнить правила поведения пассажиров в транспорте. А правила нашей игры таковы: вы можете посовещаться друг с другом, потом поднять зеленый круг, лежащий на вашем столе. Выкрики с места за ответ не принимаются. Если вы заметили, что другая команда повторяет ваш ответ, вы должны поднять красный круг и оспорить ответ.

Помимо пассажиров транспорт перевозит и грузы. По железной дороге помимо пассажирских ездят поезда с грузами. Кто знает, как они называются? Правильно товарными. Есть специальные поезда, которые перевозят почту. Они называются … почтовыми. Чаше всего почтовые вагоны в поездах объединяются с багажными. В пассажирском поезде каждый пассажир везет свой багаж – вещи, упакованные в чемоданы, сумки. А есть большой багаж – мебель, бытовая техника, которую нельзя перевозить в пассажирском вагоне. Для такого багажа существуют специальные багажные вагоны. Когда почтовые и и багажные вагоны соединяют вмести в один состав, то получается почтово – багажный поезд.

А на шоссейных дорогах различные грузы перевозят грузовые автомобили, или грузовики. Они тоже бывают разными. (Воспитатель показывает картинки и спрашивает о названии грузовых автомобилей.) Жидкости - молоко или бензин – перевозят цистернамы. Скоропортящиеся или замороженные продукты перевозят огромные машины – холодильники, они называются рефрижераторами. Коробки с бытовой техникой, мебель, одежду и другие товары перевозят машины с длинным закрытым кузовом – фуры. Вот эти грузовики перевозят легковые машины. (Показ картинок.)

III. Динамическая пауза.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Веселый паровоз».

Десять вагонов – десять ребят. /Дети встают в колонну друг за другом,

Мчаться вагоны и громко гудят. изображая поезд. Стоящий впереди

«паровоз» начинает движение

семенящим шагом. Остальные движутся

за ним. Руки согнуты в локтях,

имитируют движения поршней на

колесах паровоза.

Мчатся вперед по буграм, Движения продолжаются

по откосам, После слов «каждому хочется

быть паровозом» дети поворачиваются

на 180 градусов и меняют направление

движения.

Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз, Дети движутся медленнее, изображая

Десять вагонов на горку повез. возросшие усилия паровоза,

Десять вагонов отстать не хотят, одновременно проговаривая «чу-чу-чу»

Тоже стараются, тоже пыхтят.

Каждый ногами работает ловко. Движение становятся более быстрым.

Ехали, ехали – стоп! Остановка. На слове «стоп» дети останавливаются.

IV. Игра «Части – целое» (автомобильный транспорт)

Воспитатель предлагает детям угадать, что это такое: называет части предмета, дети отгадывают и называют целое. Иногда названий может быть несколько. Например:

Колеса – вагон – окно = поезд.

Колеса – кузов – окно = грузовик.

Колеса – салон – пассажирские места = легковой автомобиль.

Колеса – кабина – холодильник = рефрижератор.

Колеса – кабина – цистерна =автомобиль для перевозки жидкости.

Колеса – кабина – откидной кузов = самосвал.

Некоторые названий дети не знают. Тогда воспитатель берет инициативу на себя и несколько раз проговаривает новое для детей слово. Главное в этом упражнении, не называть детям сразу же все части системы и не торопить их с ответом. Они могут назвать несколько различных автомобилей, имеющих такие части.

Воспитатель: Последнее задание в нашей игре. Назовите, что это за автомобиль:

Колеса – салон – пассажиры – табличка с шашечками = такси.

Такси – это вид городского пассажирского транспорта. Кроме того, «такси» - это необычное слово. Оно никогда не изменяется. Послушайте: мы говорим – одно такси и много такси, вызываем такси и приехало такси. Запомните это слово.

V. Выход из занятия. Игра «Подбери нужное слово»

Воспитатель:итак, что вы знаете о наземном транспорте покажет игра «Подбери нужное слово». Я называю вам два слова, связанных определенной логической связью, потом произношу третье слово, а вы должны добавить нужное слово для логического завершения нашей фразы. Например, школа – обучение, а больница – лечение, то есть в школе обучают, а в больнице лечат.

• Человек – ноги, машина - … (колеса)

• Телевизор – пульт, автомобиль - … (руль)

• Магазин – продавец, автобус - … (водитель)

• Завод – рабочий, трамвай - … (вагоновожатый)

• Касса - кассир, такси - … (таксист)

• Автомобиль – шоссе, поезд - … (рельсы)

• Самосвал – груз, автобус - … (пассажиры)

• Автомобиль – бензин, троллейбус - … (электричество).

Последние две части занятия предполагают командную работу детей. За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце занятия при подведении итогов воспитатель предлагает детям подсчитать фишки. Количество фишек у каждой команды показывает успешность ее работы.

После занятия можно предложить детям игру «Автобус».

Публикации по теме:

«Дорожная азбука». Дидактическая игра по ПДД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепить представление детей о различных видах транспорта, 2. Обогащать словарный запас; 3. Формировать умения по описанию.

Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт. Пассажирский транспорт» для детей 4–5 лет Конспект логопедического занятия на тему : «Транспорт». «Пассажирский транспорт» Задачи: обогащение и активизация словаря по теме; формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наземный транспорт»
Опубликовано: 21 марта 2014 в 12:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наземный транспорт»» (включая файлы) размещена пользователем кочетова лидия адамовна (УИ 207528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД