Анаcтасия Кунц
Конспект занятия НОД «Республика Коми»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия НОД
Цель НОД: формирование у детей первичных представлений о Сыктывкаре - столице нашей республики, об истории возникновении Сыктывкара. Знакомство с символикой РК, г. Сыктывкара.
Обучающие задачи:
1. Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с историей города, в котором они живут.
2. Уточнить знания о своем городе, его достопримечательностях.
3. Учить ориентироваться по карте, выделять границы республики, столицу.
4. Обогащать словарь детей: Родина, малая родина, символика, «юркар», погост, достопримечательности.
Публикация «Конспект занятия НОД „Республика Коми“» размещена в разделах
Развивающие задачи:
1. Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи, аргументировать свои высказывания.
2. Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. воспитывать интерес к родному краю, желание узнать его историю, культуру, традиции.
3. формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитывать чувства любви к своему городу.
Этапы работы:
I. Вводная часть
Цель: Создать положительный настрой на непосредственно образовательную деятельность.
Метод – словесный.
Прием –Упражнение «Плечо друга».
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас всех на занятии по краеведению. Давайте зарядим друг друга хорошим настроением на весь день и скажем друг другу приятные слова.
Дети стоят в кругу. Каждый ребёнок кладёт руку на плечо своему соседу и говорит товарищу слова-определения, какой он друг (отзывчивый, заботливый, храбрый, честный, смелый, красивый, умный, преданный). Дети садятся на свои места.
II. Основная часть
Цель: Организация детского внимания, объяснение материала, постановка учебной задачи и совместное решение, закрепление знаний и навыков.
Методы и приемы:
- наглядный метод – работа с картой;
- игровой метод – дидактическая игра (пазлы);
- проблемный метод – проблемная ситуация;
- словесный метод – беседа;
- наглядный метод – презентация.
Воспитатель. Посмотрите, какие замечательные дети у нас в группе. Наша группа дружная и мы с вами-большая семья.
Страна, в которой мы живём – это тоже большая и дружная семья.
Воспитатель. А как называется наша страна?
Дети:. Россия.
Алла (ребенок) читает стихотворение:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая, необъятная страна.
Воспитатель: Кирилл, подойди, пожалуйста, к карте. Покажи на ней нашу страну-Россию.
Посмотрите, какая наша страна огромная, богатая (слайд 2).
- Чем она богата?
- На территории нашей страны много лесов, которые на карте обозначены каким цветом? (зеленым, степей и гор, обозначенных (желтым и коричневым цветом, рек и морей обозначенных синим цветом. Еще она богата своими полезными ископаемыми, какими например? (уголь, нефть, газ).
А так же много городов, поселков и деревень.
Воспитатель: — Вы все правильно сказали, но у каждого из нас есть еще своя малая Родина-край, в котором ты родился и вырос, где ты живешь, твой дом, твоя родная земля. Поэтому знать и любить тот край, в котором ты вырос, где живут твои родные и близкие люди-главное для каждого человека.
Воспитатель: Конечно же, есть такой край и для нас с вами, и называется он…
Дети: Республика Коми
Воспитатель: совершенно верно. Мы с вами живем в республике Коми. Обратите внимание, как она выглядит на карте (показывает на карте, слайд 2, 3).
Город, в котором мы с вами живем, называется.
Дети: Сыктывкар.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас будем с вами говорить -O-
Дети: о нашем городе.
Воспитатель: верно. Сыктывкар - является столицей Республики Коми. Столица в переводе на Коми – юркар. Юр - голова, кар – город. Почему юркар?
Дети: главный город.
Воспитатель: Правильно, Сыктывкар. Это очень красивый и древний город. Сыктывкар основан на реке Сысола, и прежним его названием являлось «Усть-Сысольск». Сыктывкар переводится с коми языка, как город, стоящий на Сысоле. («Сыктыв» - Сысола, «кар» - город). Сейчас Сыктывкар - это современный город. В нем работает наше правительство, в нем принимаются важные законы, по которым живет наша Республика.
В Сыктывкаре строится много новых зданий, потому что это главный город нашей Республики, и должен быть самым красивым.
- Сыктывкар древний город. Кто запомнил, каким было прежнее название Сыктывкара? (Ответы детей.)
- Верно, Усть–Сысольск, посмотрите, как он выглядел в старину (Воспитатель показывает иллюстрации с видом старинных усть-сысольских улиц и домов, слайд 4.)
Несмотря на то, что наш город небольшой, у него есть своя история…Очень-очень давно, когда на месте Сыктывкара был лес, в этом лесу жили люди, они занимались рыболовством и охотой. Для своей работы (охоты и рыбалки) они сами создавали орудия труда из дерева, камня и кости. Прошло некоторое время и люди научились создавать железные орудия труда. Люди занимались уже не только охотой и рыбалкой, а разводили скот, обрабатывали землю, выращивали растения. Но в те времена эти поселения людей были только временными.
Постоянные жители появились намного позже. Согласно документам, в 1586 г. появилось описание погоста Усть-Сысола. Ребята, погост — это деревня или село…Погост был назван именно так, потому что находился в устье реки Сысолы. Устье реки — это место, где река впадает или в озеро, или в море, или в другую реку…Погост Усть-Сысола был маленьким. Он состоял из деревянной церкви, шести домов, в которых жили 48 крестьян и еще трех дворов, в которых жили церковные служители. Погост рос медленно, крестьяне жили бедно. Они также занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовлей.
Больше, чем 200 лет назад (когда еще не было ваших бабушек и дедушек) погост в устье реки Сысола был не единственным, рядом с ним стояло еще несколько деревень. Некоторые деревни стояли в нескольких километрах друг от друга (это очень далеко).
Поселение Усть-Сысола было самым большим на севере и отлично подходило на роль районного центра. Царица Екатерина 2 приказала село переименовать в город Усть-Сысолск. Город начал расти…А в 1930 Усть —Сысольск переименовали в Сыктывкар. Слово «Сыктывкар» с коми на русский язык переводится как «город на Сысоле». Сысола — это река. А уже в 1936 г. наш город стал столицей Республики Коми. Вот такая история создания нашего прекрасного города.
Воспитатель: У любого города, кроме истории, есть и свои достопримечательности. А что такое достопримечательности?
Дети: Это то, что отличает наш город от другого города, это памятники, это какие-то старые здания, это то, возле чего приходят и фотографируются туристы… (высказывания детей).
Воспитатель: молодцы. Я предлагаю вашему вниманию видеопрезентацию «Достопримечательности Сыктывкара, посмотрите, а потом вы мне скажете, какие достопримечательности знакомы вам.
(Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, вы прекрсно знаете, что кроме достопримечательностей у каждой страны, у каждой республики и каждого города есть свои символы. Что такое символы? Дети: Символы-это отличительные знаки. Это флаг, герб и гимн.
Воспитатель: Умнички. Посмотрите на доску, символы какого государства вы видите? (слайд…).
Ребёнок. Это флаг и герб России (повторяют, слайд 6).
Воспитатель. Посмотрите на следующий слайд и скажите, о чем мы сейчас будем говорить? С чем познакомимся?
Дети: С гербом и флагом Республики Коми, города Сыктывкара (слайд 7).
Воспитатель. Совершенно верно.
Давайте посмотрим на флаг РК. Ребята, какие цвета имеет флаг (слайд 8). Республики Коми? (белый, синий, зелёный).
- Как вы думаете, что означают эти цвета? (Высказывания детей.)
Воспитатель: Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы - основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём, встаем на физминутку.
Физкультминутка.
Люблю по городу гулять, (идут по кругу) .
Люблю смотреть, (смотрят влево, вправо,
Люблю считать: (хлопают в ладоши,
Раз – дом, в котором я живу, (загибают пальцы,
Два – детский сад, куда хожу.
Площадь с фонтаном – это три,
Если хочешь – посмотри.
Библиотека – это четыре, мы туда уже ходили.
Пять – гуляю я опять
Школа искусств – это шесть
И талантов там не счесть.
Музыкальная школа – это семь,
Музыка нужна нам всем.
Восемь – наш бассейн,
Девять – это Храм
Десять – к школе я схожу
Очень город свой люблю!
Воспитатель: А теперь мы поработаем в парах. У каждого на столе есть конверт, внутри которого 2 пазла. Вам сейчас нужно собрать эти пазлы. Заранее договоритесь, как вы будете это делать: вместе или каждый соберет по одной картине (выполняют задание, картинки-герб Сыктывкара и герб РК).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что вы сейчас собрали -O- (это гербы).
Воспитатель: посмотрите на доску (слайд 8). Давайте предположим, что является гербом РК, а что гербом Сыктывкара? И почему вы так думаете? (предположения детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый герб Республики Коми (слайд 10). Скажите, пожалуйста, что изображено на гербе.
Государственный герб Республики – золотая хищная птица на красном геральдическом щите: на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Хищная птица является образом власти; лик женщины соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы, жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Лось – символ силы, благородства, красоты, а в космологических представлениях коми – синтез гармоничного строения мира – органично вписался в рисунок перьев. Коренные жители, коми издревле населяли территорию нашей республики. В суровых условиях севера они жили, трудились, и умели веселиться и отдыхать. Сочетание золотого и красного символизирует в коми солнце, материнство и рождение.
Воспитатель: Что вы можете сказать про герб Сыктывкара -O- (Ответы детей.)
На гербе административного центра республики изображен медведь золотистого цвета, лежащий в берлоге. Фон геральдического щита - сине-зеленый. Над медведем нависает необычная звезда - элемент национального орнамента коми. Главная семантика этого герба такова: медведь олицетворяет собой хранителя городской культуры и местных традиций, а звезда над ним означает солнце.
Воспитатель: Ребята, как называется самая главная торжественная песня? (гимн).
- Когда исполняется гимн? (Исполняется он на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а так же во время спортивных соревнований при награждении медалями.)
Воспитатель: У каждого государства есть гимн. Гимн – это особый отличительный знак, такой же, как флаг и герб.
Гимн звучит при встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в часть спортсменов-победителей. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране, краю.
Давайте и мы с вами встанем и послушаем гимн.
Прослушивание отрывка Гимна Республики Коми (звучит гимн).
Послушаем слова гимна: (Артем Г.)
Север, наш родимый край,
Глубоки твои снега,
Холодны твои ветра,
Высока твоя тайга,
Нас несут через века
Соколиные крыла.
Коми край, твоя судьба
Благодатна и светла!
Воспитатель: Ребята, а теперь выполняем задание на листочках ( надо раскрасить флаг РК в соответствующие цвета и обвести в кружок: девочки – герб Сыктывкара, мальчики – герб РК (выполняют задание).
III. Подведение итога, рефлексия:
Цель: Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии).
Методы и приемы:
- Словесный метод – итоговая беседа
- Что нового узнали -O-
- Как раньше назывался Сыктывкар?
- С чем мы познакомились на занятии? Какую символику вы запомнили?
- Что понравилось больше?
- Что бы вы хотели узнать еще про наш город -O-
Похвала детей!
- Давайте похлопаем себе за работу на занятии.
На занятии дети сами открывают новое знание с помощью воспитателя. Все проводится в игровой форме, где воспитанники – участники этой игры, они обсуждают, не боятся высказать свое мнение. Заданий мало, но они требуют много внимания и работы. Воспитатель в роли помощника, помогает детям с помощью побудительных и наводящих вопросов прийти к решению поставленных перед детьми задач. Применяются разнообразные методы и приемы работы, что способствует эффективности познавательной деятельности детей. На занятии задействовала все рабочее пространство группы (учебную и игровую зону). Это дает возможность заинтересовать их, привлекать внимание и сосредоточенность. Задания выбраны с учетом индивидуальных возможностей детей. Учтена самостоятельная работа детей, работа в парах и совместная работа.
Структура занятия соответствует поставленным целям и задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Я считаю, что поставленная цель будет реализована, все задачи решены. Занятие будет интересным, и дети не устанут к концу занятия. Выбранная мною форма организации занятия для детей достаточно эффективна.