Папки-передвижки

Конспект занятия НОД «Республика Коми»

Анаcтасия Кунц
Конспект занятия НОД «Республика Коми»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия НОД

Цель НОД: формирование у детей первичных представлений о Сыктывкаре - столице нашей республики, об истории возникновении Сыктывкара. Знакомство с символикой РК, г. Сыктывкара.

Обучающие задачи:

1. Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с историей города, в котором они живут.

2. Уточнить знания о своем городе, его достопримечательностях.

3. Учить ориентироваться по карте, выделять границы республики, столицу.

4. Обогащать словарь детей: Родина, малая родина, символика, «юркар», погост, достопримечательности.

Публикация «Конспект занятия НОД „Республика Коми“» размещена в разделах

Развивающие задачи:

1. Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи, аргументировать свои высказывания.

2. Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. воспитывать интерес к родному краю, желание узнать его историю, культуру, традиции.

3. формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитывать чувства любви к своему городу.

Этапы работы:

I. Вводная часть

Цель: Создать положительный настрой на непосредственно образовательную деятельность.

Метод – словесный.

Прием –Упражнение «Плечо друга».

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас всех на занятии по краеведению. Давайте зарядим друг друга хорошим настроением на весь день и скажем друг другу приятные слова.

Дети стоят в кругу. Каждый ребёнок кладёт руку на плечо своему соседу и говорит товарищу слова-определения, какой он друг (отзывчивый, заботливый, храбрый, честный, смелый, красивый, умный, преданный). Дети садятся на свои места.

II. Основная часть

Цель: Организация детского внимания, объяснение материала, постановка учебной задачи и совместное решение, закрепление знаний и навыков.

Методы и приемы:

- наглядный метод – работа с картой;

- игровой метод – дидактическая игра (пазлы);

- проблемный метод – проблемная ситуация;

- словесный метод – беседа;

- наглядный метод – презентация.

Воспитатель. Посмотрите, какие замечательные дети у нас в группе. Наша группа дружная и мы с вами-большая семья.

Страна, в которой мы живём – это тоже большая и дружная семья.

Воспитатель. А как называется наша страна?

Дети:. Россия.

Алла (ребенок) читает стихотворение:

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда и леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая, необъятная страна.

Воспитатель: Кирилл, подойди, пожалуйста, к карте. Покажи на ней нашу страну-Россию.

Посмотрите, какая наша страна огромная, богатая (слайд 2).

- Чем она богата?

- На территории нашей страны много лесов, которые на карте обозначены каким цветом? (зеленым, степей и гор, обозначенных (желтым и коричневым цветом, рек и морей обозначенных синим цветом. Еще она богата своими полезными ископаемыми, какими например? (уголь, нефть, газ).

А так же много городов, поселков и деревень.

Воспитатель: — Вы все правильно сказали, но у каждого из нас есть еще своя малая Родина-край, в котором ты родился и вырос, где ты живешь, твой дом, твоя родная земля. Поэтому знать и любить тот край, в котором ты вырос, где живут твои родные и близкие люди-главное для каждого человека.

Воспитатель: Конечно же, есть такой край и для нас с вами, и называется он…

Дети: Республика Коми

Воспитатель: совершенно верно. Мы с вами живем в республике Коми. Обратите внимание, как она выглядит на карте (показывает на карте, слайд 2, 3).

Город, в котором мы с вами живем, называется.

Дети: Сыктывкар.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас будем с вами говорить -O-

Дети: о нашем городе.

Воспитатель: верно. Сыктывкар - является столицей Республики Коми. Столица в переводе на Коми – юркар. Юр - голова, кар – город. Почему юркар?

Дети: главный город.

Воспитатель: Правильно, Сыктывкар. Это очень красивый и древний город. Сыктывкар основан на реке Сысола, и прежним его названием являлось «Усть-Сысольск». Сыктывкар переводится с коми языка, как город, стоящий на Сысоле. («Сыктыв» - Сысола, «кар» - город). Сейчас Сыктывкар - это современный город. В нем работает наше правительство, в нем принимаются важные законы, по которым живет наша Республика.

В Сыктывкаре строится много новых зданий, потому что это главный город нашей Республики, и должен быть самым красивым.

- Сыктывкар древний город. Кто запомнил, каким было прежнее название Сыктывкара? (Ответы детей.)

- Верно, Усть–Сысольск, посмотрите, как он выглядел в старину (Воспитатель показывает иллюстрации с видом старинных усть-сысольских улиц и домов, слайд 4.)

Несмотря на то, что наш город небольшой, у него есть своя история…Очень-очень давно, когда на месте Сыктывкара был лес, в этом лесу жили люди, они занимались рыболовством и охотой. Для своей работы (охоты и рыбалки) они сами создавали орудия труда из дерева, камня и кости. Прошло некоторое время и люди научились создавать железные орудия труда. Люди занимались уже не только охотой и рыбалкой, а разводили скот, обрабатывали землю, выращивали растения. Но в те времена эти поселения людей были только временными.

Постоянные жители появились намного позже. Согласно документам, в 1586 г. появилось описание погоста Усть-Сысола. Ребята, погост — это деревня или село…Погост был назван именно так, потому что находился в устье реки Сысолы. Устье реки — это место, где река впадает или в озеро, или в море, или в другую реку…Погост Усть-Сысола был маленьким. Он состоял из деревянной церкви, шести домов, в которых жили 48 крестьян и еще трех дворов, в которых жили церковные служители. Погост рос медленно, крестьяне жили бедно. Они также занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовлей.

Больше, чем 200 лет назад (когда еще не было ваших бабушек и дедушек) погост в устье реки Сысола был не единственным, рядом с ним стояло еще несколько деревень. Некоторые деревни стояли в нескольких километрах друг от друга (это очень далеко).

Поселение Усть-Сысола было самым большим на севере и отлично подходило на роль районного центра. Царица Екатерина 2 приказала село переименовать в город Усть-Сысолск. Город начал расти…А в 1930 Усть —Сысольск переименовали в Сыктывкар. Слово «Сыктывкар» с коми на русский язык переводится как «город на Сысоле». Сысола — это река. А уже в 1936 г. наш город стал столицей Республики Коми. Вот такая история создания нашего прекрасного города.

Воспитатель: У любого города, кроме истории, есть и свои достопримечательности. А что такое достопримечательности?

Дети: Это то, что отличает наш город от другого города, это памятники, это какие-то старые здания, это то, возле чего приходят и фотографируются туристы… (высказывания детей).

Воспитатель: молодцы. Я предлагаю вашему вниманию видеопрезентацию «Достопримечательности Сыктывкара, посмотрите, а потом вы мне скажете, какие достопримечательности знакомы вам.

(Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, вы прекрсно знаете, что кроме достопримечательностей у каждой страны, у каждой республики и каждого города есть свои символы. Что такое символы? Дети: Символы-это отличительные знаки. Это флаг, герб и гимн.

Воспитатель: Умнички. Посмотрите на доску, символы какого государства вы видите? (слайд…).

Ребёнок. Это флаг и герб России (повторяют, слайд 6).

Воспитатель. Посмотрите на следующий слайд и скажите, о чем мы сейчас будем говорить? С чем познакомимся?

Дети: С гербом и флагом Республики Коми, города Сыктывкара (слайд 7).

Воспитатель. Совершенно верно.

Давайте посмотрим на флаг РК. Ребята, какие цвета имеет флаг (слайд 8). Республики Коми? (белый, синий, зелёный).

- Как вы думаете, что означают эти цвета? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы - основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём, встаем на физминутку.

Физкультминутка.

Люблю по городу гулять, (идут по кругу) .

Люблю смотреть, (смотрят влево, вправо,

Люблю считать: (хлопают в ладоши,

Раз – дом, в котором я живу, (загибают пальцы,

Два – детский сад, куда хожу.

Площадь с фонтаном – это три,

Если хочешь – посмотри.

Библиотека – это четыре, мы туда уже ходили.

Пять – гуляю я опять

Школа искусств – это шесть

И талантов там не счесть.

Музыкальная школа – это семь,

Музыка нужна нам всем.

Восемь – наш бассейн,

Девять – это Храм

Десять – к школе я схожу

Очень город свой люблю!

Воспитатель: А теперь мы поработаем в парах. У каждого на столе есть конверт, внутри которого 2 пазла. Вам сейчас нужно собрать эти пазлы. Заранее договоритесь, как вы будете это делать: вместе или каждый соберет по одной картине (выполняют задание, картинки-герб Сыктывкара и герб РК).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что вы сейчас собрали -O- (это гербы).

Воспитатель: посмотрите на доску (слайд 8). Давайте предположим, что является гербом РК, а что гербом Сыктывкара? И почему вы так думаете? (предположения детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый герб Республики Коми (слайд 10). Скажите, пожалуйста, что изображено на гербе.

Государственный герб Республикизолотая хищная птица на красном геральдическом щите: на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Хищная птица является образом власти; лик женщины соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы, жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Лось – символ силы, благородства, красоты, а в космологических представлениях коми – синтез гармоничного строения мира – органично вписался в рисунок перьев. Коренные жители, коми издревле населяли территорию нашей республики. В суровых условиях севера они жили, трудились, и умели веселиться и отдыхать. Сочетание золотого и красного символизирует в коми солнце, материнство и рождение.

Воспитатель: Что вы можете сказать про герб Сыктывкара -O- (Ответы детей.)

На гербе административного центра республики изображен медведь золотистого цвета, лежащий в берлоге. Фон геральдического щита - сине-зеленый. Над медведем нависает необычная звезда - элемент национального орнамента коми. Главная семантика этого герба такова: медведь олицетворяет собой хранителя городской культуры и местных традиций, а звезда над ним означает солнце.

Воспитатель: Ребята, как называется самая главная торжественная песня? (гимн).

- Когда исполняется гимн? (Исполняется он на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а так же во время спортивных соревнований при награждении медалями.)

Воспитатель: У каждого государства есть гимн. Гимн – это особый отличительный знак, такой же, как флаг и герб.

Гимн звучит при встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в часть спортсменов-победителей. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране, краю.

Давайте и мы с вами встанем и послушаем гимн.

Прослушивание отрывка Гимна Республики Коми (звучит гимн).

Послушаем слова гимна: (Артем Г.)

Север, наш родимый край,

Глубоки твои снега,

Холодны твои ветра,

Высока твоя тайга,

Нас несут через века

Соколиные крыла.

Коми край, твоя судьба

Благодатна и светла!

Воспитатель: Ребята, а теперь выполняем задание на листочках ( надо раскрасить флаг РК в соответствующие цвета и обвести в кружок: девочки – герб Сыктывкара, мальчики – герб РК (выполняют задание).

III. Подведение итога, рефлексия:

Цель: Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии).

Методы и приемы:

- Словесный метод – итоговая беседа

- Что нового узнали -O-

- Как раньше назывался Сыктывкар?

- С чем мы познакомились на занятии? Какую символику вы запомнили?

- Что понравилось больше?

- Что бы вы хотели узнать еще про наш город -O-

Похвала детей!

- Давайте похлопаем себе за работу на занятии.

На занятии дети сами открывают новое знание с помощью воспитателя. Все проводится в игровой форме, где воспитанники – участники этой игры, они обсуждают, не боятся высказать свое мнение. Заданий мало, но они требуют много внимания и работы. Воспитатель в роли помощника, помогает детям с помощью побудительных и наводящих вопросов прийти к решению поставленных перед детьми задач. Применяются разнообразные методы и приемы работы, что способствует эффективности познавательной деятельности детей. На занятии задействовала все рабочее пространство группы (учебную и игровую зону). Это дает возможность заинтересовать их, привлекать внимание и сосредоточенность. Задания выбраны с учетом индивидуальных возможностей детей. Учтена самостоятельная работа детей, работа в парах и совместная работа.

Структура занятия соответствует поставленным целям и задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Я считаю, что поставленная цель будет реализована, все задачи решены. Занятие будет интересным, и дети не устанут к концу занятия. Выбранная мною форма организации занятия для детей достаточно эффективна.

Публикации по теме:

Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми»Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми» Дидактическо – познавательная коробочка- универсальная и разно вариантная игра. Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5.

Картотека коми народных хороводных игрКартотека коми народных хороводных игр Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман (Еджыд шаман)Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные.

Коми развлечение «Вечерние посиделки»Коми развлечение «Вечерние посиделки» КОМИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ – вечерние посиделки Цель : приобщать детей к духовно-нравственным традициям, культуре и быту народа Коми,прививая любовь.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия» Примечание:Серия занятий «География дружбы» проводится в рамках проекта «Посткроссинг. Дружат дети на планете»Интеграция образовательных.

Мини-музей «Коми изба» в детском садуМини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет)«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет) Каждому человеку дорог тот край, в котором он живет. Для нас- взрослых и детишек нет милее нашей северной земли. В детском саду мы стараемся.

Республика ТываРеспублика Тыва Что такое Тува? это степи, омытые солнцем, быстрых речек разлив и дремучих лесов океан, синеватые дали и гор разноцветные кольца, зной песков.

У нас — «Коми неделя»У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце)Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия НОД «Республика Коми»
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 00:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия НОД «Республика Коми»» (включая файлы) размещена пользователем Анаcтасия Кунц (УИ 2577343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД