Татьяна Ларина
Конспект занятия (НОД) по истории русской культуры с элементами фольклора «В гостях у тётушки Арины»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Задачи.
1. Познакомить детей с новыми потешками, с предметами быта русского народа и их значением;
2. Вызвать у детей интерес к потешкам, желание слушать их;
3. Учить детей передавать чувства через ласковые, добрые слова;
4. Пополнять словарный запас детей новыми словами: изба, горница, лавка, колыбель;
5. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, любознательность;
Публикация «Конспект занятия (НОД) по истории русской культуры с элементами фольклора „В гостях у тётушки Арины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
6. Воспитывать бережное и дружелюбное отношение к детям и взрослым.
Материалы к занятию.
Обставленная комната-горница в русском народном стиле: деревянная мебель (стол, лавки); деревянная посуда; муляж русской народной печи; колыбель. Кукла-младенец, угощение (оладьи, варенье, тарелки под угощенье, салфетки; аудиозапись детского плача, смеха.
Предварительная работа.
Чтение детям русских народных сказок; разучивание с детьми русских народных песенок, потешек, подвижных игр; обыгрывание ситуации "Мы пришли в гости" (культура поведения).
Ход занятия.
(Дети заходят в горницу. Воспитатель встречает их в русском народном костюме)
Воспитатель. Милости прошу, гости дорогие. Заходите в мою избу, рассаживайтесь. Я хозяйка этой избы. А зовут меня тётушка Арина. Как я рада, что вы пришли ко мне в гости.
(Дети рассаживаются на лавки)
Воспитатель. Избами раньше называли дома, построенные из дерева. Избы были небольшими, всего одна комната. А комнату, в те времена, называли горницей. В горнице стояли печь, стол, лавки, домашняя утварь. Всё в русской избе было сделано из дерева. Вот и в моей горнице все деревянное. Раньше стульев не было, а в каждой избе стояли вот такие лавки, на которых вы сейчас сидите. И посуда в русских избах была деревянная. Люди ели вот из таких чашек, вот такими ложками. Можете в моей горнице всё посмотреть и все потрогать.
(Дети ходят по избе, всё рассматривают, а потом рассаживаются обратно на лавки)
Воспитатель. Как раньше назывались деревянные дома?
Дети. Избы.
Воспитатель. Как называлась комната в избе?
Дети. Горница.
Воспитатель. А на чём вы сейчас сидите?
Дети. На лавке.
Воспитатель. Из чего сделаны стол, лавки, посуда в моей горнице?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Какие же вы молодцы, всё рассмотрели, всё запомнили.
(Раздаётся плач ребёнка)
Воспитатель. Ой, ребята, а знаете кто плачет в колыбельке? Пойдёмте посмотрим.
(Воспитатель и дети подходят к колыбельке, воспитатель приговаривает потешку)
"А у меня есть девочка,
Звать её Алёнушка.
Девочка припевочка -
Круглая головушка.
Доченька проснулась,
Сладко потянулась,
Полежала, полежала,
Да и улыбнулась. "
Воспитатель. Иди ко мне моя доченька. Посмотри сколько у нас сегодня гостей.
(Воспитатель берёт на руки куклу, раздаётся детский смех.)
Воспитатель. Ребята, а что вы делаете после сна?
Дети. Умываемся.
Воспитатель. Сейчас вы умываетесь водичкой, которая течёт из крана. А раньше люди носили воду из реки или из колодца, наливали в чашку, а потом умывались. Пойдёмте умоем мою доченьку.
(Воспитатель с куклой на руках и дети подходят к чашке с водой. Дети приговаривают потешку, а воспитатель умывает куклу.)
"Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. "
(Раздаётся детский плач)
Воспитатель. Дети, а почему моя Алёнушка снова плачет? Она поспала, мы её умыли. А что же мы забыли сделать?
Дети. Покормить её.
Воспитатель. Я сейчас накормлю свою доченьку и вас угощу. Вы же мои гости! А гостей в русских семьях принято угощать. А угощенье для вас я приготовила в этой русской печке.
(Воспитатель достаёт угощенье и приговаривает потешку)
"Ой, ладушки-ладушки,
Испекла я вам оладушки.
(Воспитатель расставляет угощенье на столе)
На столе поставлю
Остывать заставлю.
А остынут - поедим,
Всем ребятам мы дадим. "
Воспитатель. Угощайтесь, гости дорогие. Я вам и вареньице к оладушкам сварила.
(Дети едят, воспитатель кормит куклу)
Воспитатель. Ребята, моей доченьке Алёнушке пришло время спать. Давайте уложим её в колыбельку.
(Воспитатель укладывает куклу в колыбель, дети становятся вокруг колыбельки)
Воспитатель. Раньше в русских семьях детей укладывали спать вот в такие кроватки, которые назывались люльками или колыбельками. Их подвешивали к потолку, чтобы удобнее было укачивать ребёнка. Укачивая в колыбельке ребёнка, мама всё время напевала: "баю-бай", желая своему сыночку или доченьке добра и здоровья. Давайте и мы с вами покачаем колыбельку и споём песенку, чтобы моя доченька заснула.
(Воспитатель и дети качают колыбель и приговаривают потешку)
"Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки:
-Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
-Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки!
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки:
-Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
-Улетайте, гуленьки,
Дайте спать дочуленьке.
Завтра встанет солнышко,
Встанет и Алёнушка. "
Воспитатель. Вот и спит моя доченька. А пока спит Алёнушка, я могу с вами пойти на улицу немного погулять, да поиграть в русскую народную игру "Салки-догонялки".
(Воспитатель и дети выходят из горницы)