Савельева Елена Николаевна
Конспект занятия по познавательному развитию «Весна. Первоцветы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний детей о весне как времени года, о характерных признаках весны, о первоцветах. обобщить знания детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы
Задачи:
- систематизировать знания детей о характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы;
-обобщить знания о первоцветах, закрепить умение выделять строение цветка: стебель, лист, лепестки, цветоложе;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Весна, Первоцветы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Старшая группа
- Темочки
-закрепить знания основных правил поведения в природе, зависимость жизни растительного мира от условий окружающей среды;
-уточнить знания детей о Красной Книге;
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость на красоту природы;
развивать логическое мышление, речь, память;
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Весенние цветы», «Первоцветы»
Беседа «Что такое Красная Книга»
Оборудование: презентация, предметные картинки для доски (солнце, птица, медведь, первоцвет, ледоход, картинка – одуванчик, индивидуальная работа (карточки «Как растет одуванчик», «Найди лишний цветок», карточки – цветы: тюльпан, нарцисс, подснежник, ландыш; подарок - кроссворд, групповая работа (Собери пазл «Сон-трава», карточка –фото «лес», «сад»
Все дети разделена на произвольные группы
Ход занятия:
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла… (весна).
(1 слайд презентации – красавица Весна)
-Ребята, вы догадались, что мы сегодня будем говорить о весне, о ее чудесах.
- Весна. Какая она? Составим цветную дорожку из магнитиков в весенний лес: цветущая, свежая, звенящая, прекрасная, зеленая, долгожданная, веселая, мокрая, теплая, сырая, солнечная, холодная, радостная, светлая, разомлевшая, полноводная, радужная, дождливая, сухая, звонкая.)
-Весна удивительное время года, время перемен, природа пробуждается, все вокруг становится светлым, чистым.
-Давайте вместе со мной составим весеннюю сказку. Для этого напомните признаки весны
-Наступила весна ( на фланелеграфе или доске выставляются картинки: солнце, трава, цветок, птица, река с льдинами, медведь и берлога)
-Тает снег, появляются проталины. половодье
-Появляется трава и первые цветы.
-Солнце стало пригревать землю. Световой день стал длиннее.
-Прилетели первые птицы. Появляются насекомые.
-просыпаются животные (медведи, барсуки, ежи)
Вот и получилась у нас весенняя сказка. Кто из вас сможет рассказать всю ее сам? (Ответы детей)
- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
- Народная примета гласит: Апрель воду подбирает, цветы раскрывает. Как вы понимаете эту пословицу?
-когда появляются первые цветы? (начинает таять снег, земля открывается, появляются первые проталины)
- Как назвать одним словом цветы, которые появляются весной? (первоцветы)
-приглашаю на весеннюю поляну в гости к первоцветам. Посмотрим какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы.
Пальчиковая гимнастика «Весенняя»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его)
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
1Встреча
Отгадайте загадку:
Есть один цветок такой
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка:
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) (картинка! – доска)
-Чем полезен этот цветок для людей?? (листья, собранные в прикорневую розетку. Стебель отсутствует. лекарственное - как успокоительное, противовоспалительное средство и для улучшения аппетита. Витаминный - делают очень вкусные салаты, листья одуванчика добавляют в супы и щи)
Д/и «Как растет цветок» - одуванчик
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков на стебле – появление бутона – появление цветка на цветоложе – цветок завял – образование семян
(правильная последовательность – 2 слайд презентации)
-Приглашаю экспертов для пояснения. (команда закончила первой - выходит для пояяснения)
2 встреча (отгадка-картинка)
Игра «Найди лишнее» (1 комнатный цветок и лесные)
- Поясните, почему вы так думаете? (кактус-комнатный цветок, колючки – видоизмененные листья)
* Цветы растут каждый на своем месте: кто-то любит лесные опушки, а кого-то вырастили садоводы в своих садах.
3 Задание «Отгадайте, о каком цветке идет речь» (каждой группе, ответ – картинка цветка)
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
По заснеженной лужайке
Ходит мальчик в белой майке. (Подснежник)
Тот цветок давно в Россию
Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется…
Ответ: Тюльпан
Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца!
Ответ: нарцисс
Теперь проверим, как Вы запомнили, где какие первоцветы растут.
Физкультминутка «Цветочная» (ориентир фото - карточки «лес», «сад»)
Задание: Определите на какой полянке растет ваш цветочек и составляем лесную поляну и поляну в саду. Любуемся красотой!
-Можно ли рвать первоцветы в лесу?
-Почему?
-Из-за неправильного обращения людей с природой, первоцветов становится все меньше и меньше. Поэтому их занесли в Красную Книгу, и они охраняются законом. А как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? (ответы детей).
Задание: Собери картинку «Собери цветок»
-Собрать картинку первоцвета из Красной Книги Пермского края.
1 вариант: Прострел многонадрезный или Сон-трава
(3 слайд презентации)
- Сколько первоцветов в Красной книге Пермского края. (4 вида) Адонис весенний, ветренница отогнутая, ветренница уральская.
(Демонстрация папки Красная книга Пермского края с иллюстрациями).
Цветок не сорвите, а лучше скажите:
Живите, растите, на радость цветите!
Итог.
-Заканчивается наше весеннее путешествие.
- Какое задание самым интересным?
- Всем знатокам первоцветов, за ваш интерес и активную работу – сюрприз от весны – занимательный лабиринт.