МААМ-картинки

Конспект занятия (НОД) «Прогулка по пейзажной улице» (подготовительная к школе группа)

Светлана Мортина
Конспект занятия (НОД) «Прогулка по пейзажной улице» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПРОГУЛКА ПО ПЕЙЗАЖНОЙ УЛИЦЕ

Программное содержание :

Обобщить представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширить, уточнить словарь по теме «Весна». Совершенствовать навыки описания картин, используя мнемотаблицы, формировать целостное представление об изображенном на них.

Публикация «Конспект занятия (НОД) „Прогулка по пейзажной улице“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Развивать связную речь, речевой слух, мышление, восприятие, творческое воображение. Обогатить словарь детей эмоциональными, эстетическими терминами, образными словами и выражениями, сравнениями, эпитетами.

Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, композиторы. Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину, осознанность чувственного восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин : радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты.

Воспитывать уважение к людям, создавшим произведения искусства, дать представление о значении этих шедевров в жизни общества, каждого человека.

Предварительная работа:

Наблюдение за весенними изменениями в природе, состоянием погоды, изменениями в течение суток, ведение дневника наблюдений, экскурсии в парк, к грачевнику, разучивание стихотворений о весне А. Плещеева, Ф. Тютчева, Н. Некрасова. Рассматривание картин «Март» И. Левитана, «Вешний поток» И. Грабаря, «Грачи прилетели» А. Саврасова,«Весна. Большая вода» И. Левитана, «Зеленый шум» А. Рылова, «Перед грозой» И. Шишкина, «Дубы» И. Шишкина.

Материал к занятию :

Картины: «Март» И. Левитана, «Вешний поток» И. Грабаря, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана, «Зеленый шум» А. Рылова, «Перед грозой» И. Шишкина, «Дубы» И. Шишкина. Видеосюжеты: «Наблюдения у грачевника», «Весенние наблюдения». Музыкальное произведение: «Весенний поток» С. Рахманинова. Аудиозапись «Звуки природы».

Ход занятия:

Воспитатель:

Наша земля прекрасна во все времена года и каждое время прекрасно по- своему! Но есть один период, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла и солнца. Это время называется "весна". Какое нежное и ласковое слово - ВЕСНА! Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. У поэта А. Плещеева есть очень красивое стихотворение - "Весна».

Дети:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель:

Удивительные чудеса и превращения произошли в природе за такой короткий период! Не так давно лежал снег, а сейчас уже все в зелени, природа цветет и благоухает. Как в сказке. неужели здесь поработали волшебные сказочные предметы? Может быть волшебная палочка, или ковер-самолет, или шапка-невидимка? Так что же это? Благодаря чему в природе произошло настоящее чудо? Давайте вспомним одну весеннюю историю.

(Инсценировка произведения Э. Шима "Камень, ручей, сосулька и солнце»)

Воспитатель:

Да, ребята, велика сила весеннего солнечного луча! И в нашем зале тоже произошло чудо. Посмотрите, как высоко поднялось солнце! Его теплые, нежные лучи озаряют все спокойным светом. Обратите внимание, как расцвела эта улица с необычным названием - "Пейзажная". Так хочется погулять по этой улице, полюбоваться красотой весенних пейзажей, подышать свежим весенним воздухом!

Ребята, я приглашаю вас на прогулку по этой улице. А великие русские художники, поэты и композиторы помогут нам глубже понять и почувствовать это прекрасное, удивительное время года!

(Под музыку дети подходят к первому дому)

Воспитатель:

Какая картина перед вами? Давайте послушаем рассказ по этой картине. Я возьму у солнышка лучик, он поможет нам выбрать рассказчика.

(Ребенок описывает картину "Март" И. Левитана).

Воспитатель:

Спасибо! Мы испытали удивительное чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы.

(Звучит запись шума ручья)

Воспитатель:

С какой картины может доноситься этот шум? Верно, это картина И. Грабаря «Вешний поток». Что здесь нарисовано? Какой ручей?

(Быстрый, бурлящий, звенящий, серебристый, прозрачный, холодный)

Возьмите в руки последний снег, опустите пальчики в ручей, только ненадолго, ведь вода очень холодная, согрейте руки своим дыханием. А теперь пустите кораблики по воде. пусть плывут. помашите им рукой!

(На экране телевизора появляется видеосюжет "Дети наблюдают за грачами у грачевника". Ребята делятся впечатлениями от увиденного).

Воспитатель:

Ребята, более ста тридцати лет назад один русский художник так же, как и вы, наблюдал за грачами, а затем написал свой пейзаж. Узнали этого художника и его картину? Давайте еще раз посмотрим на это удивительное произведение искусства!

(Ребенок описывает картину "Грачи прилетели" А. Саврасова).

Воспитатель:

А теперь встаньте в круг, закройте глаза и послушайте музыку, которую написал русский композитор С. Рахманинов. Он назвал свою пьесу "Весенний поток". Представьте голубое небо, бескрайние просторы воды, почувствуйте легкий веселый ветерок, теплые лучи солнышка. Подойдите к этой картине. ("Весна. Большая вода" И. Левитана). Что общего между музыкальной пьесой С. Рахманинова и картиной И. Левитана? (Рахманинов передал в звуках то же, что Левитан красками: как широко, привольно и бескрайне разлилась вода)

(Ребенок описывает картину И. Левитана "Весна. Большая вода").

Вспомните строчки стихотворения А. Коринфского:

Дети:

Подошла, невзначай подступила

Полых вод неоглядная сила,-

Набежала из талых снегов

С обогретых весною бугров.

Воспитатель:

Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину? (Чувство радости от чистоты и ясности картины, от ожидания тепла, буйного расцвета природы).

Посмотрите на эти картины. ("Зеленый шум" А. Рылов, "Перед грозой" И. Шишкин, "Дубы" И. Шишкин). Какой период весны написали художники? (Поздняя весна - месяц май). Давайте поиграем в игру "Узнай картину по звуку".

(Звучит запись шума ветра).

Воспитатель:

Что вы слышите? С какой картины может доноситься этот шум? ("Зеленый шум" А. Рылова) " Зеленым шумом" называет народ весеннее пробуждение природы. Это весна - шумная и веселая! Гуляет над землей буйный весенний ветер, хозяйничает на просторах полей и вод! Посмотрите, как сильно раскачивает верхушки деревьев ветер, как он треплет молодую изумрудную листву. Поднимите руки вверх, покажите, как качаются веточки деревьев. Это настроение выразил поэт Н. Некрасов:

Дети:

Идет-гудет Зеленый шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимет пыль цветочную,

Как облако; все зелено-

И воздух и вода!

(Звучит запись шума дождя с грозой.)

Воспитатель:

Ребята, вы узнали картину? ("Перед грозой" И. Шишкин.) Вы немного встревожились? Не беспокойтесь: это теплый, благодатный дождь, он очень нужен природе. Протяните руки к теплым струйкам дождя, соберите воду в ладошки, а теперь похлопайте - пусть блестящие брызги летят во все стороны! У Ф. Тютчева есть стихотворение, которое описывает это состояние погоды.

Дети:

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнией струя.

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края!

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей!

Воспитатель:

А какое состояние будет испытывать природа после дождя? (Пройдет гроза и все затихнет, успокоится. и так ярко-ярко будет блестеть омытая дождем трава и каждая травинка, каждый листочек будет ликовать и трепетать от блестящих капелек воды)

(Звучит запись пения птиц. Дети подходят к картине И. Шишкина "Дубы".)

Представьте, что вы вошли в эту дубраву! Присядьте на освещенную солнцем лужайку, потрогайте травку. Какая она? (Мягкая, теплая, шелковая, бархатная, изумрудная.) Вдохните запах трав и цветов, почувствуйте аромат дубовой коры. Посидите и послушайте пение птиц.

Художники, поэты, композиторы очень внимательные и наблюдательные люди: они все видят и запоминают, а затем делятся с нами своими впечатлениями. А вы хотели бы также хорошо писать картины, сочинять музыку? Давайте посмотрим, какие вы наблюдательные. Посмотрите этот видеосюжет.

(На экране телевизора появляется видеосюжет "Весенние наблюдения в природе"). Проводится игра " Укрась предложение". Один ребенок проговаривает простой вариант предложения, а второй - его "украшает". НАПРИМЕР: 1) Мы видели облака. 2)Мы видели воздушные, легкие, пушистые, кудрявые, белоснежные облака, похожие на вату! 1) Мы видели на листочках капельки дождя. 2) Мы видели на листочках блестящие, искристые, прозрачные, дрожащие капельки дождя, похожие на бусинки).

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы очень наблюдательные. Может быть, спустя несколько лет, мы войдем в картинную галерею и увидим там ваши картины, или, открыв книгу, обнаружим в ней ваши стихи. Желаю вам удачи!

Ребята, наша прогулка по " Пейзажной" улице закончилась. Хочется сказать огромное спасибо этим великим людям, которые радуют, восхищают и удивляют нас своими шедеврами!

Публикации по теме:

«Осень». Календарно-тематический план занятий в старшей группе. Уважаемые коллеги! Первые две недели плана ("День знаний", "Мой любимый детский сад") вы можете посмотреть в моём блоге. 3. "Осень" Коммуникация.

Проект «Весна красна» 1. Название проекта «Весна - красна» 2. Тематическое поле Сезонные изменения в природе. 3. Проблема Необходимость развития познавательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия (НОД) «Прогулка по пейзажной улице» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 12 июля 2014 в 11:54
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия (НОД) «Прогулка по пейзажной улице» (подготовительная к школе группа)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мортина (УИ 200486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД