Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Юные исследователи»

Зугра Бурангулова
Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Юные исследователи»

Конспект занятия

Образовательная область: Речевое развитие

Тема занятия: «Юные исследователи»

Возрастная группа: Средняя группа «Б»

Проводила воспитатель МБДОУ

«Плешановский детский сад №1»

Бурангулова Зугра Хасановна

1. Задачи:

1. Расширить представление детей о природе.

2. Развивать умения детей замечать и называть изменения в природе.

3. Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух: различение на слух называние слов, в составе которых встречается определенный звук, формировать умения детей проговаривать чистоговорки, скороговорку.

4. Пополнить и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближнем окружении.

5. Развивать умения детей подбирать глаголы к определенному существительному.

6. Ввести в словарь детей существительные, образованные из двух слов, фразеологизмы.

7. Развивать умения описывать дерево, картину на тему «Осень».

8. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе наблюдений в окружающей действительности; воспитывать бережное отношение к природе.

2. Виды детской деятельности:

Учебная игра - занятие

3. Методы и приемы реализации содержания занятия:

словесные методы - беседа с детьми о времени года, чтение стихов об осени, рассматривание картин, игровые упражнения;

наглядные методы – использование демонстрационного, раздаточного материала, картинки «Деревья», осенний листочек; картинки про осень.

практические методы – здоровьесберегающие упражнения.

4. Подготовка к занятию:

Предварительная работа: Беседа с детьми о времени года – осени, чтение стихов об осени, рассматривание картин об осени.

Материал:

Раздаточный: Картинки на тему «Деревья», «Осень»

Демонстрационный – магнитная доска с картинками, осенние листочки.

5. Индивидуальная работа: с Мишей, Сашей, Артемом - закрепить умение проговаривать скороговорку.

Ход занятия

1. Организационный момент

Постановка цели занятия

- Ребята, мы сегодня с вами будем исследователями. Отгадайте загадку, вы узнаете, что мы сегодня будем исследовать:

Солнце греет очень мало, время золота настало.

Листья желтоватые летят, скоро голый будет сад.

Птицы в своры собрались, звери в спячку улеглись.

У кого друзья не спросим: к нам пришла, ребята…

Наш объект – Осень. Как вы думаете, что про Осень мы можем рассказать нашим гостям из ваших наблюдений?

(ответы детей)

2. Основная часть.

1. ЗКР – звук (О)

а).Артикуляционная гимнастика:

«Бегемот»: Рот пошире открываем, в бегемотиков играем:

широко откроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

А потом закроем рот – отдыхает бегемот.

«Слон»:

Буду подражать слону: губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

«Лягушки»:

Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки – я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

«Часики»:

Тик – так, тик-так, Язычок качался так,

Словно маятник часов, ты в часы играть готов?

«Шарики»:

Я надул воздушный шарик, укусил его комарик,

Лопнул шарик, не беда! Новый шар надую я!

- Ребята, наши язычки готовы к работе: выделим первый звук из слова Осень (дети проговаривают слово, затем выделяют звук (О).

(О) – едет в машине

(О) – поднимаемся в гору, спускаемся;

(О) – плывем по волнам;

(О) – устали;

(О) – огорчились

(О)обрадовались.

б). Дидактическая игра «Услышь звук (О) в словах».

- Ребята, для следующего исследования нужно, чтобы работали ваши уши: я сейчас назову слова. Если вы услышите в словах звук (О, то хлопаете в ладоши, а если не услышите, то не хлопаете.

Слова: листок, облако, небо, лист, солнце, дождь, ветер, лужа, дерево.

в) Ребята, закрепим звук (О):

Чистоговоркой:

Погоняем лошадку – нооооо

Гусь с гусятами гогочут – го,го,го,го.

Курица говорит цыплятам – ко,ко,ко,ко, ко,ко, не ходите далеко

Ой,ой,ой – заинька косой

Ко,ко,ко – прыгнул далеко

Но,но,но - как в лесу темно!

Но,но,но – открыли мы окно.

Скороговоркой:

Ослик был сегодня зол, он узнал, что он – осел.

Вывод: Ребята, мы исследовали первый звук в слове «Осень» и покажем гостям, что он живет в этом доме – выставляем букву О на магнитную доску.

2. Гимнастика для глаз с листочком:

- Ребята, к нам прилетел осенний листочек. Давайте исследуем нашими глазами, куда он полетит. (Гимнастика для глаз)

3. Дидактическая игра «Листья что делают?»

Ребята, я хочу, чтобы вы вспомнили из ваших наблюдений, что же делают листья осенью? Пусть каждый из вас ответит листику, что листья делают осенью? (Ребята передают осенний листик по очереди, подбирая глагол)

Вывод: итак, мы исследовали осенний листик с вашей помощью, ребята, теперь можем поместить его на магнитную доску.

Продолжаем наши исследования, и теперь мне нужны самые внимательные исследователи. (Вова, Коля, Милена, Павла, Макс, Миша)

4. Дидактическая игра «Опиши дерево» - ребята описывают дерево, растущее на участке детского сада, не называя его, а дети должны отгадать, «Какое это дерево?»

Словарная работа: Ребята, а про кого так говорят «Дрожит, как осиновый лист» - (Ответы детей)

Вывод: на участке детского сада растут: береза, липа, осина, елка, сосна, рябина.

5. Физминутка

а) Исследователи, давайте вспомним, как мы помогали овощам расти. (Дети в хороводе исполняют потешки «Иван, Иван вырывай бурьян», «Капуста виласта»)

• Иван, Иван, вырывай бурьян, чтоб росла морковка, большая, как мутовка,

Чтобы росла репка, сладкая и крепкая,

Чтобы вырос огурец, длинноусый молодец.

• Капуста виласта, не будь голенаста, не будь голенаста, а будь пузаста.

б) А теперь будем солить капусту «Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим»:

• Мы капусту рубим, мы морковку трем, мы капусту солим, а теперь все это перемешиваем, сами пробуем и угощаем: «Кушайте, гости дорогие!»

в) Физминутка «Озорники»

Закружился надо мной дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош, где еще такой найдешь?

Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала.

Мы плясали как друзья – дождь из листиков и я!

Словарная работа - ребята, а как называется этот дождь из листиков? (Ответы детей) Ребята, а я хочу вам сказать, что слово «Листопад» образовано из двух слов – Лист и падать.

А теперь понаблюдайте, как у меня падают листочки. Как упал желтый листочек? А как упал красный листочек? Как вы думаете, почему они упали по разному?

г) Дыхательная гимнастика:

Ребята, давайте подышим воздухом Осени, а теперь при выдохе изобразите шум сильного ветра, слабенького ветра в лесу.

6. Подведение итога занятия

«Дидактическая игра «Опиши свою картину»

- Ребята, а теперь вернемся к нашим исследованиям: назовите художника, написавшего картину про осень? (Ответы детей)

А закончим мы наше занятие тем, что вы превратитесь в юных художников. Представьте, что эти картины написаны вами. Вам нужно выбрать картину про осень и рассказать, что вы изобразили на своей картине? (Дети выбирают картинки про осень, затем описывают эту картинку).

1. Ребята, какое время года мы с вами исследовали?

2. Какой звук живет в этом доме?

3. Назовите деревья, растущие на участке детского сада?

А закончим мы наше занятие СИНКВЕЙНОМ на тему «Осень» – что это? (это короткое стихотворение).

1. Осень

2. Осень какая (Выбор 2 прилагательных)

3. Осень что делает? (назвать 3 глагола)

4. (Составляем предложение про осень, не называя это слово)

5. (Ассоциация на слово Осень)

1. Осень

2. Ранняя, золотая

3. Идет, наступает, приходит.

4. Птицы улетели в теплые края. (Деревья пожелтели, Дети пошли в школу, С огорода убрали урожай, С деревьев падают листочки)

5. Время года, Погода, Явления природы.

1 ребёнок

Ежели на деревьях листья пожелтели,

Ежели в край далёкий птицы улетели,

Ежели небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года в осеннюю пору зовётся.

М. Ходякова

2 ребёнок

Вот на ветке лист кленовый.

Сегодня он совсем, как новый.

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой.

В. Берестов

3 ребёнок

В саду осеннем, у дорожки,

Осина хлопает в ладошки.

Вот почему на той недельке

Её ладошки покраснели.

Р. Сеф

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию и экспериментированию для детей младшего дошкольного возраста «Мяч» Возрастная группа: первая младшая группа №4 Тема НОД: «Мяч» Интеграция видов детской деятельности: речевая, познавательно-исследовательская.

Конспект НОД по речевому развитию и художественному творчеству для детей младшего дошкольного возраста «Зайка-попрыгайка» Возрастная группа: вторая младшая группа Тема НОД: «Зайка - попрыгайка» Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, художественное.

Конспект НОД в области «Речевое развитие» «Зимушка-зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности Область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Зимушка-Зима» Подготовительная.

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе (образовательная область «Речевое развитие»). Автоматизация звука [ц] МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №96 второй категории» Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе (образовательная.

Конспект открытого занятия по математике с использованием кубиков Никитина «В поисках клада» (старшая группа) Цели и задачи: - закрепить знание детей об образовании числа 9 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»; - закрепить знание детей.

Образовательная область: Речевое развитие Образовательная область: Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи. Дифференциация звуков с, ш Используемые технологии: Игровая Разработала.

Конспект НОД по развитию речи с детьми младшей группы «Путешествие к трем медведям» Цель: Развитие речи и обогащение активного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе рассказывания русской народной сказки.

Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Домашние животные», «Кто как говорит?». Цель: -Расширять знания детей о домашних животных; -Закреплять правильное употреблении в речи слов большой, маленький, активизировать речь.

План-конспект ННОД в подготовительной группе. Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Тема: «Зверигород» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Юные исследователи»
Опубликовано: 15 марта 2017 в 12:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Ёжики» в средней группе
Занятие по лепке "Ёжик" Цель: обучение детей лепке предмета из куска пластилина, передавая характерные особенности ( вытянутый нос, лапы, иголки. Задачи: -...
Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью...
Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени» Автор...
Художественно-эстетическое образование дошкольников «Принцип постепенности погружения...
О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип ИНТЕГРАЦИИ и...
НОД по математическому развитию в старшей группе «Как мы были на цирковом представлении»
Цель: Закрепить: -цвета, ориентировку в пространстве, понятие «выше-ниже», счет от 0-10; Учить решать логические задачи; Познакомить с обозначением вишневой...